Студопедия — Эстетика и драматургия Лессинга.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетика и драматургия Лессинга.






 

Одним из первых критиков Винкельмана был Готхольд Эфраим Лессинг(1729— 1781). Появление Лессинга в немецкой литературе представляет собой выдающееся историческое событие. Его значение для немецкой литературы и эстетики примерно таково, какое имели для России Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Своеобразие этого просветителя состоит в том, что он, в отличие от своих единомышленников, стоял за плебейские методы разрушения феодальных отношений. В разностороннем творчестве Лессинга нашли страстное выражение думы и чаяния немецкого народа. Он был первым немецким писателем и теоретиком искусства, который поставил вопрос о народности искусства. Теоретическое исследование Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766) составило целую эпоху в развитии немецкой классической эстетики.
• динамизм характера и действия, его он находил у Шекспира. В сборнике статей "Гамбургская драматургия" "Лессинг критиковал театр Корнеля и Вольтера за подражание готовых образцов, за типичность и шаблонность образов и навязчивый дидактизм, а главное - за статичность.

Движение, внутреннее беспокойство, постоянная готовность к самореализации отныне это важнейшие положения для немецкой эстетической и философской мысли;

• значительная роль воображения в художественном произведении, по мнению драматурга, "весомым с только уходе свободное поле для воображения. Чем больше мы вглядываемся в объект, тем больше наша мысль должна иметь возможности добавить от себя к увиденному, а чем напряженнее стиранных наше мнение. тем активнее наше воображение ". Поднося роль воображения в восприятии реальности, Лессинг характерным образом отрицал английский эмпиризм: "Нет ничего более обманчивого, чем общие законы наших чувств";

• считал эстетически полноценным только драматический характер, это не тот обобщенный характер, что проявляется в бытовой ситуации, когда все стороны личности сосуществуют в равнодушной гармонии, а тот характер, который выковывается в процессе жизненных соревнований, когда человек попадает в экстремальную, не предусмотренную ее официальным статусом ситуацию. Именно тогда определенные сущностные стороны личности "актуализируются", самовиявляються для преодоления внешней помехи. Происходит становление характера, время в неожиданном для него самого направлении;

• подчеркивая значение типового, понимал, что без живых индивидуальных черт поэтические характеры превращался в абстрактные олицетворения. Именно поэтому он критиковал героев Корнеля и других представителей классицизма, а также Д. Дидро за его тяготение в теории и художественной практике в "идеальных характеров";

• сформировал целостную концепцию драмы в борьбе против классицистической драматургии и теории драмы. Фальшивая, с точки зрения Лессинга, сама форма классицистической драматургии. И это проявлялось не только в симуляции единства времени и места, недосягаемого и ненужного, но и во всей структуре пьес - в построении действия и диалога, неестественным, манерно речи героев. Герои подобных произведений - не люди, а машины. Такими их сделали придворные обычаи и вкусы. Неприятие формы диктовалось неприятием содержания. Лессинг возражал идейные и моральные принципы классицизма - уничтожение лица во имя государственных интересов, отказ от радостей жизни и т.п.;

• идеал драматурга-характеры мужественные, сильные, живущих законами гармонии разума и чувства;

• утверждая главным принципом драмы реалистическое изображение действительности, Лессинг. как все просветители, выступал убежденным сторонником учения об общественной роли искусства:

• трагедии древнегреческих поэтов, а также Шекспира - это истинная вершина драмы. Они были верны природе, человеческой натуры, страсти их героев находили выражение в действии, по действию же. строго логичной и целесообразной, вытекает и их моральный урок

 

Лессинг создал в Германии жанр драмы, противопоставив ее классицистической трагедии. Первая его драма «Мисс Сара Сампсон» (1755) появилась еще до пьес Дидро; французский просветитель заметил ее и по достоинству оценил. «Германский гений уже обратился к природе, – это истинный путь. Да идет он по этому пути!» – писал Дидро в рецензии на «Мисс Сару Сампсон». История страданий девушки, нарушившей установления официальной морали и отдавшейся чувству, – вот тема пьесы. Сара Сампсон, презревшая мнение света, полагает, что в вопросах любви первенствующее значение имеет голос сердца, а не какие-либо побочные мотивы. «Для меня на всем свете дорога только одна честь – честь вашей любви. Я не для света хочу быть связана с вами, а для себя самой».

Пьеса имела огромный успех. Зритель был взволнован. Впервые он видел на сцене человека, простого, обыденного, не на котурнах, а в обычной, естественной обстановке – человека, а не надуманную схему отвлеченного героизма и ходульной добродетели.

«В истории немецкой литературы «Сара Сампсон» занимает такое же место и произвела такое же действие, как драмы Дидро во французской. Тут в первый раз холодный блеск и пустозвонное величие внешности уступило место истинному патетизму, театральный герой с картонным мечом – действительному человеку» ', – писал Чернышевский.

В 1763–1767 гг. Лессинг создает вторую пьесу, «Минна фон Барнхельм». Действие комедии происходит непосредственно после Семилетней войны. Офицер Тельхейм, пруссак, любит саксонку Минну. Они давно уже обменялись обручальными кольцами. Страны их были в состоянии войны, но это не мешало им любить друг друга. По окончании войны Тельхейм уволен в отставку. К тому же на него пало подозрение в попытке присвоить чужие деньги, между тем он из своих личных денег уплатил контрибуцию за жителей одного города. Теперь, оставшись без средств и с запятнанным именем, он не решается предложить свою руку любимой девушке. Девушка, зная благородство натуры Тельхейма, притворяется потерявшей свое состояние, чтобы он снова считал себя равным ей. Вмешиваются друзья Тельхейма. Все идет к лучшему, имя его реабилитировано, он восстановлен в правах. Счастье двух любящих сердец в конце концов устраивается.

Последняя драма Лессинга «Натан мудрый» (1779) посвящена вопросам религии. История написания этой пьесы такова: в 1774–1779 гг. Лессинг опубликовал рукописи профессора Германа Самуила Реймаруса, найденные им в Вольфенбютельской библиотеке. Профессор Реймарус подвергал сомнению подлинность Библии и высказывал некоторые суждения, касающиеся религии, которые звучали весьма атеистически. Опубликованные материалы («Вольфенбютельские отрывки неизвестного») были приняты в клерикальных кругах неодобрительно. Гамбургский пастор Иоганн Мельхиор Геце выступил с гневной проповедью против критических высказываний профессора. Лессинг в ответ начал выпускать один за другим памфлеты против пастора, названные им «Анти-Геце». Однако герцог брауншвейгекий запретил Лессингу вести полемику с церковью. Тогда писатель обратился к испытанному оружию – драме.

Использовав древнюю притчу о трех кольцах, завещанных отцом своим трем сыновьям, кольцах, долженствующих всегда напоминать сыновьям, что они братья, Лессинг иносказательно применяет ее к трем религиям – христианской, иудейской, магометанской. Какая истинная из них? Все одинаковы. Одно лишь бесспорно: люди – братья, к какой бы вере они не принадлежали. Так проповедует мудрый старец еврей Натан.

Лессинг далеко продвинул вперед развитие общественной мысли Германии XVIII столетия. Он дал жизнь целому поколению мыслителей, поэтов. «Его трудами была открыта и очищена почва, на которой могла возникнуть богатая литература», – писал Чернышевский. Гете и Шиллер продолжили благородное дело Лессинга.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2251. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия