Буря и натиск».
«БУ́РЯ И НА́ТИСК» («Sturm und Drang») — лит. движение в Германии, сложившееся в нач. 70-х гг. 18 в. Это движение получило свое название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Осн. теоретик движения — И. Г. Гердер, гл. его представители — молодой И. В. Гёте, Ф. М. Клингер, Я. М. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер (т. н. рейнские гении), Ф. Мюллер, В. Хейнзе, Х. Ф. Д. Шубарт, члены «Гёттингенского содружества поэтов» — И. Г. Фосс, И. А. Лейзевиц, Л. Г. Х. Хёльти и др. и близкий им Г. А. Бюргер. Движение «Б. и н.» в наиболее яркой форме отразило всеобщий рост недовольства феод. порядками, обусловленный обострением социальных противоречий в мелкодержавной Германии и подъемом освободит. борьбы в соседних с ней странах. Оппозиционность княжескому абсолютизму проявилась в творчестве «бурных гениев» в самых различных формах — от богоборч. бунтарства гётевского «Прометея» до злободневного обличения крепостничества в лирике Шубарта, Бюргера и Фосса. «Бурные гении» отвергали пассивность и смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотич. режимом. Поборники учения Ж. Ж. Руссо, они выступали против подражательной культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции нац. иск-ва; гл. источник обновления нем. лит-ры они видели в нар. поэзии. Гердер положил начало собиранию и изучению нар. песен, вслед за ним Гёте, Бюргер и Шубарт усваивали фольклорные образы и мотивы, форму и мелодику нар. стиха. Наиболее радикальные представители «Б. и н.» обращаются к сказаниям и легендам, отражающим настроения угнетенных низов, используя фольклор как средство борьбы против помещичьего гнета (баллада «Дикий охотник» Бюргера, «Крепостные» Фосса).
«Бурные гении» решительно порывают с нормативной эстетикой классицизма, они устанавливают новые критерии, основанные на признании многообразия типов иск-ва, создаваемого разными народами на разных историч. этапах. На первый план выдвигается идея «характерного» иск-ва, т. е. наделенного силой, энергией и нац. самобытностью, близкого природе, народного во всех своих проявлениях. Отвергая рассудочное знание, писатели «Б. и н.» провозглашают культ «оригинального гения» («Originalgenie») — художника-творца, отрицающего правила и творящего интуитивно, путем страстного и напряженного переживания жизни во всей ее полноте. Олицетворением «оригинального гения» служит для них У. Шекспир.
Гл. областью творчества писателей «Б. и н.» была драматургия. Продолжая демократич. традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, они стремились создать боевой третьесословный театр,
активно воздействующий на обществ. жизнь. В центре драматургии «Б. и н.» — сословный конфликт. Ленц в «Домашнем учителе», Вагнер в «Детоубийце» изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя, подчеркнув его приниженность и полную беззащитность. Обществ. критика «бурных гениев» была обращена не только против пороков аристократии, но и против недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера яркими сатирич. красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство перед дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким. Преодоление абстрактного схематизма ранней бурж. драматургии, сближение иск-ва с жизнью, конкретность и злободневность социального обличения являются несомненными достижениями писателей «Б. и н.». Их худож. новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Гёте, автора «Гёца фон Берлихингена», «бурные гении» расширяли языковые рамки мещанской драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья, слова и выражения, почерпнутые из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая речь становится у них одним из осн. средств создания сценич. характеров.
Роль драмы в понимании «бурных гениев» отнюдь не сводилась только к критике совр. нравов. Они требовали от театра также и героики, высоких страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре «Б. и н.» получает развитие трагедия лирико-патетическая, проникнутая духом индивидуалистич. бунтарства и тираиоборчества («Близнецы», «Новая Аррия», «Симсоне Гризальдо» и др. пьесы Клингера, «Юлий Тарентский» Лейзевица). Герои этих пьес — одаренные личности, находящиеся в разладе с окружающей филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им стеснит. законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели «Б. и н.» создают новый драматургич. стиль, гл. признаком к-рого становится эмоц. насыщенность, лиризм. Сделав предметом худож. изображения внутр. мир человека, они вырабатывают новые приемы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетич. и образный язык. Своими новаторскими произв. «бурные гении» прокладывали путь драматургии молодого Ф. Шиллера.
Движение «Б. и н.» развивалось в условиях отсталой, раздробленной страны. Антифеод. выступления его участников при всей их резкости и страстности были лишены ясной осознанной цели и выливались преим. в форму индивидуалистич. бунта. К тому же движение было лишено идейного единства. Наряду с передовым мыслителем И. Г. Гердером в среде «бурных гениев» пользовались влиянием проповедники религиозно-мистич. и пиетистских взглядов — И. Г. Гаман, И. К. Лафатер, Ф. Г. Якоби и др. Бесперспективность политич. положения Германии 18 в. и слабость нем. бюргерства явились гл. причинами кризиса «Б. и н.», ясно обозначившегося уже во 2-й пол. 70-х гг. Движение идет на спад, активный социальный протест сохраняется лишь в творчестве отд. его участников (Бюргер, Фосс, отчасти Клингер). В начале 80-х гг. мятежные настроения «бурных гениев» возрождаются с новой силой в юношеских трагедиях Шиллера, приобретая отчетливую политич. окраску.
Движение «Б. и н.» способствовало подъему нац. самосознания; оно сыграло выдающуюся роль в формировании нац. нем. лит-ры, открыв ей живую стихию нар. творчества, обогатив ее новым демократич. содержанием, новыми худож. средствами. Реакц. бурж. исследователи пытаются представить «Б. и н.» как бунт «чувства» против «разума», как чисто иррациональное течение, сближая его с консервативным нем. романтизмом. Марксистское лит-ведение противопоставляет этой концепции свое понимание «Б. и н.» как нового этапа в развитии нем. и общеевроп. Просвещения. Элементы иррационализма в творчестве отд. представителей «Б. и н.» не определяют характер этого движения, сохраняющего гуманистич. пафос Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод. тенденции.
|