Образ Роланда во французском героическом эпосе и итальянской эпической поэзии
Эпическое для Средневековья. Песнь о Роланде строится на конкретном историческом факте. Появилась эта песня в 1100 году и известно 9 списков (версий) песни о Роланде. В 13 веке она была переедена на 15 европейских языков, значит в ней было что-то, что нужно было не только французской нации, но и другим. Тот перевод, по которому сделана сегодняшняя русская версия – этот перевод сделан по оксфордскому списку. Этот список считается самым всеобъемлющим. Карл Великий (фр.король) в 778 году совершил поход в Испанию. Покорил почти всю Испанию за исключением Сарагосы. Карл вернулся. Когда возвращался отряд Карла во Францию, то арьергард (лучшие войны) был обманным путем загнаны в ловушку в Ронсевальское ущелье и силами противников (басков) были уничтожены. В воображении тех бардов, которые складывали песнь о Роланде эта битва, когда темное ущелье загнаны лучшие войны и перебиты – эта картина выросла в какое-то символическое действо и поэтому противниками не могли быть христиане. Это не мог быть бой христиан с христианами, и в противовес исторической правде вводятся не баски (как враги), а мавры. И это бой христиан с неверными. Возвращается армия Карла, которая гонит неверных, завоевывает Сарагосу и утверждает там христианство. Основная эпическая идея песни: распространение христианства. В угоду этой идее нарушается даже историческая правда. Центральной эпической проблемой Средневековья становится идея распространения христианства – великой миссии Франции. Христианство в Средневековье – это не только битва с неверными; на центральной арке на входе в Собор Парижской Богоматери написано: Будь благословен каждый, кто переступил через порог этого дома. Вне зависимости от того, как зовут твоего Бога. Этот храм строился в 13 веке. Т.е. с одной стороны битва с неверными, с другой - надпись, зовущая к единению. Главный герой песни – Роланд – смелый, отважный рыцарь, который служит Господу и своему королю, который необыкновенно (гиперболизация) храбр. Это юношеское тщеславие, юношеский максимализм, необычайная уверенность, что он сможет преодолеть любого врага. Когда их заперли в ущелье, его друг Оливье (Мудрость) говорит о том, что нужно в рог Роландов дуть для того, чтобы услышал отходящий отряд Карла и вернулся помочь. Но Роланд слишком тщеславен, чтобы призвать на помощь. А осаждало их огромное кол-во мавров. Только в третий раз, когда Оливье вопиет к Роланду, он признает свои ошибки и трубит в свой рог. Он настолько страшен для врагов (опять гиперболизация), что когда он чувствует что он умирает никто из врагов не может к нему подойти. Он обращает лицо к Родине с правой руки снимает перчатку, которую отдает своему верховному повелителю – Господу. Умирает, признавая свои ошибки. Звук рога услышан, возвращается Карл, побеждает. Из-за Роланда, из-за его тщеславия, гордости, 20 тысяч лучших воинов погибло, но он был канонизирован, все эти воины стали святыми. Потому что это борцы за утверждение христианства. Очень четко распадается героический эпос на три композиционные части:
Сюжетная канва. Ко двору Карла приходит один из вольномыслящих феодалов. Это время, когда Король еще не абсолютный король и когда вольный феодал смеет говорить королю все, что угодно. Ганелон – один из дерзких феодалов. Когда приходят послы от Марсилия. Марсилий уже дважды предлагал мир, отправить послов в Сарагосу (два раза их там убивали). Роланд не верит этому новому обманному миру. Но Ганелон верит Марсилию. На что решают послом отправить именно Ганелона. Он клянется отомстить Роланду, который выбрал его как посла. В Сарагосе Ганелон обречен на смерть, спасает свою жизнь, устраивая эту засаду, подсказывая как загнать этот отряд в ущелье. Потом, когда состоится суд над Ганелоном, сторонники его говорят, что он просто мстил Роланду. Это просто личная месть. Но. Героический средневековый эпос кроме христианской идеи несет в себе еще одну необычайно важную составляющую: тема отечества, Родины. Почти каждый куплет кончается именем Франция с каким-то эпитетом. Светская тема патриотизма (милой Франции) соединяется с темой христианства, т.о. героический эпос выражает объемность мировидения.
2 «Отелло» Шекспира как трагедия обманутого доверия Среди великих трагедий трагедия Шекспира "Отелло" (1604) является наиболее "камерной". Ее действие относится уже к XVI веку. Любовь венецианского мавра Отелло и дочери венецианского сенатора Дездемоны составляет сюжетную основу пьесы. Но это не "чисто семейная трагедия". Ведь уже самого начала пьесы до нас начинает доносится гул большой истории. Из первого акта мы узнаем, что турки угрожают Кипру, находившемуся (до 1571 г.) под властью Венецианской республики, и что именно Отелло, опытного и смелого воина, венецианский дож намерен послать против них.
|