Образ Беатриче в творчестве Данте
Нередко представляют, что Беатриче – одна из самых ясных или даже самая «прозрачная» фигура дантовой «Комедии»: прекрасная молодая флорентинка, очаровавшая юного Данте, рано умершая и оплаканная им в его знаменитой «Новой жизни». И, по безусловному убеждению поэта, вознесенная вышними силами в райские кущи. В ее славу писалась «Комедия». Любовь, возникшая на Земле, не гаснет и в небесах: яркими, теплыми, порою обжигающими вспышками человеческой сердечности озаряет она холодные уголки вселенной, изображенной Данте. Плюс: В “Новой жизни”, своем раннем произведении, Данте говорит, что в первый раз встретил Беатриче, когда ему было 9 лет, в 1274 г., и увидел ее снова лишь спустя еще 9 лет, в 1283-м. Символическое повторение числа 9 создает атмосферу некоторой незавершенности, таинственности повествования, в котором героиня живет как духовное создание, вызывающее удивленное восхищение. Сегодня реальное существование этой идеальной женщины не вызывает сомнений: известно, что она была дочерью Фолько Портинари, щедрого флорентийца, основавшего больницу Санта Мария Нуова, самую крупную в то время в городе; затем она была отдана в жены Симоне де' Барди, который, согласно некоторым источникам, занимал значительные должности в городе (неоднократно был подеста и “капитаном народа” - городским головой). Беатриче, этот “совсем юный ангел”, умерла, едва достигнув 24 лет, 8 июня 1290 года. В “новой жизни” ее образ наделен аллегорическим и мистическим значением, которые возносят ее над “ангельскими женщинами” других стильновистов и влекут самого поэта к спасению и совершенству, т.е. к переходу в совершенно новое, обновленное состояние. Роль “земной” Беатриче предшествует роли Беатриче “теологической”, которая в потустороннем мире становится символом божественного Знания, никогда не теряя при этом своей женственности. Она приходит на помощь Данте, когда он оказывается в “диком лесу”, призывая Вергилия; является ему на вершине Чистилища и упрекает его за отступничество; затем становится его возлюбленным проводником через небесные сферы Рая в интеллектуальном, моральном и религиозном восхождении, которое завершается созерцанием Бога. По мнению Де Санктиса, Данте через образ Беатриче смог поэтически обожествить человеческое в “Новой жизни” и по-человечески смягчить божественное в “Комедии”. В бесконечности живет “ее прекрасная улыбка” (Нж, XXI,8), в которую он был влюблен при ее жизни; Беатриче, преображенная в славе и в блаженстве, остается все такой же “прекрасной и смеющейся” (Рай, XIV), как это было в произведениях стильновистов, готовая увлечь его “лучом улыбки” (Рай, XVIII,19).
8. “Новая жизнь” - это повествование в прозе о любви поэта к Беатриче. 31 стихотворение, написанное в период с 1283 по 1292 (либо немного позднее), которое включено в текст 45 глав, составляющих книгу, сопровождаемых уточнениями дат и обстоятельств, в которых написаны, и комментариями текстов, становятся ключевыми, отражают самые напряженные моменты всей любовной истории, пережитой поэтом. По своей единой композиции это новая книга, и становится понятно, почему в наше время она может считаться первым романом Нового времени, - как “Пир” - первым научным трудом на итальянском языке. Некоторые из фактов, приведенных в “книжонке” (libello) - так называет “Новую жизнь” сам Данте, - имеют биографическую достоверность, иные кажутся вымышленными. Все они, однако, намечают очень важную картину внутреннего мира и включены в “разреженную”, мечтательную атмосферу повествования. Важно отметить и то, что городская действительность Флоренции, по улицам которой проходит Беатриче с подругами, становится гармоничным фоном для изображения этого совершенного создания, “сошедшего с небес на землю в подтверждение чудес”. И Беатриче выглядит здесь более возвышенной благодаря своим духовным качествам, - и все же более человечной, чем воспетые провансальскими поэтами феодальные дамы с их заученной изысканностью, живущие в аристократических залах своих сумрачных замков.
|