Роман о Тристане и Изольде
Безымянная кельтская легенда. 12 век. Имеет 9 редакций (3 лучших автора обработки: Тома, Беруль, Бэдье). В ней впервые представляются внутренние монологи. Выходит на арену внутренний мир героя. Само имя героя – Тристан – в переводе с французского (печаль) уже определяет основную атмосферу произведения. Это роман о страданиях, избавить от которых может только смерть. Когда Тристан родился то уже первый крик его был последним вздохом его матери. Его украли, его перепродавали, он попадал в плен. Вся его юность – сплошные страдания. Он ранен отравленной стрелой, он путешествует по миру, и никто не может избавить его от муки и боли от раны. И только Ирландская королева, которая не знает, что Тристан убил ее брата, вылечивает его. Он попадает во двор своего дяди Марка, который его очень любит, потому что это единственный его родственник, умен и талантлив, что он мого страдал и одни его страдания вызывают к нему симпатию. Скоро Тристан становится яблоком раздора, потому что все окружающие короля Марка (у него нет детей) считают, что он передаст все наследство Тристану и начинают устраивать всевозможные ловушки, чтобы уничтожить Тристана. Жизнь вновь превращается в цепь страданий. Марк понимает это и решает жениться и родить сына, только чтобы не травмировали Тристана. Но женится он на прекрасной незнакомки, чей волос птица занесла в его государство. В поисках этой незнакомки отправляется Тристан. Оказалось, что это дочь Ирландской королевы – Изольда, которая должна стать женой Марка. Мудрая королева понимает, что это брак без любви. Для того, чтобы связать Изольду и короля марка, которому она предназначена в жены, она передает некий волшебный напиток. Чувство независит от человека, это некое волшебство. Везет королю Марку Изольду Тристан, происходят всевозможные кораблекрушения, отсутствие воды, еды и в конце концов любовный напиток выпивает Тристан и Изольда. На первое время та безудержная и необузданная страсть, которая их охватыавет, она якобы определяется силой волшебного напитка. Это первый в истории литературы любовный роман, который рассказывает о процессе рождения любви, перепадах, угасаниях, снова возрождения. Рассказывает о ее капризах, ее ревности, о роли бессознательного, интуитивного начала в любви. Но самое главное – рассказывает о том, о чем многие не подозревают. Принято считать, что любовь дана всем. А этот роман говорит о том, что любовь – это дар, который необязательно дан всем людям на земле (как талант художника, например), Что у каждого человека есть своя ступенька, своя граница, свой взлет. Одному больше дано этого чувства, а другому меньше. Когда к Марку приезжают влюбленные Тристан и Изольда. Марк влюблен в свою суженую, она становится его женой. Марк как благородный человек, не считающийся с тем, что он король, а все остальные – его вассалы, он понимает, что по-человечески Тристан даром любви одарен больше, чем он (Марк), что какое бы чувство он не испытывал к Изольде, это будет слабой пародией на чувства Тристана и Изольды. Поэтому Марк ревнует, но не мстит. Ожидается казнь Тристана за то, что он (вассал) обнимает свою госпожу (Изольду). У Марка не поднимается рука убить его, потому что он понимает, что ему не дано такое чувство, как Тристану. Единственное о чем он просит – уехать их в другую страну, чтобы Марк постоянно не страдал, чтобы эта невероятная любовь не была у него на глазах. Тристан пытается подменить настоящее суррогатом – находит Изольду, но уже не белокурую, а белорукую. Он пытается спастись от настоящей любви подменой, симуляцией. Пытается забыть прежнее чувство в новой любви. И в романе появляется еще один несчастный герой. Потому что Несчастна Изольда в разлуке, несчастен Тристан, несчастен король и появляется еще одна несчастная Изольда. У Тристана вновь открывается его рана и спасти его может только Изольда, потому что знает секрет матери (когда-то она его уже спасла). Тристан посылает гонцов (он уже полуслеп, в полубреду, не видит реальность ясно), договор таков: если Изольда примет решение приехать, то паруса будут белые, а если без нее – то черными. Он просит свою жену Изольду белорукую. И увидев белый парус, Изольда белорукая говорит, что приближается корабль с черным парусом. Король Марк, который чувствовал свою вину, за то, что разрушил редкую любовь, выращивает два дерева, которые мгновенно переплетаются между собой.
Вывод: В целом, литература Средневековья, создавала очень объемный, многоплановый образ своего времени. Включая и религиозные представления средневековья и выработанные светские нормы. Литература Средневековья становилась энциклопедией своего времени. Поскольку Средневековье давало верный, объемный материал – именно поэтому мы говорим и современная наука утверждает, что это новый шаг вперед в понимании человека, мира, морали. Его манеры любить, его благородстве.
|