ИНДИВИДУУМ
Значение, первоисточник которого находится в латинском individuum – атом; individuus – «неразделенный», «нераздельный», «нерасщепленный»; individo – «то, что неделимо»; (divido – «делю», «отделяю»; in – отрицательный префикс). Здесь уже можно говорить о качестве целостности, целительной цельности, в юнговском понимании – Самости, которая представляет собой «архетипический образ наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого». Я – представляет собой кристаллизованную силу индивидуальности, ее нативное, исконное начало, проявляющееся в предельно полной аутентичности и спонтанности. Это – разумная энергия естества. Семантическое поле: Индивидуум – Атом – Нераздельный – Нерасщепленный – Целость.
ИСТИНА Производное от «истый» - «настоящий», «подлинный», «усердный», «ревностный». Польское istota «сущность», «существо» (Бытие). И.-е. корень sta- тот же, что в русском “стоять” – “стать”. Подобное же образование наблюдается и в значениях “прост”, “простой” – от общеславянского prostъ, сложенного из частицы pro- и корня st-. С данной композицией соотносится построение nastъ, производящее: «Настоящий» – «Подлинный». Значения «Стоять – На-стоящий – По-длинный» имеют непосредственное отношение к идее Вертикали, которая символизирует собой Мировую Ось, соединяющую Небо и Землю и тем самым воплощающую мысль о непосредственной связи миров в единой Вселенной, а стало быть, и указывающую на возможность перехода человеческого сознания (а значит и его быта) от состояния обыденного к статусу трансцендентному. Этим самым вертикаль символизирует Божественное (Бог) начало, гармонию, порядок. И здесь мы усматриваем проявление фаллического принципа, проявляющегося в способности возвышаться, подниматься и тем самым преодолевать инертную силу тяготения, отрываться от пассивного состояния косной материи, являя активную силу жизне-утверждения. Именно, исходя из данной идеи, создавались могильные насыпи и курганы, которые символизировали способность подняться из мертвого, горизонтального состояния, восстать из праха и воскреснуть, преодолеть хаос смерти и утвердить себя в бессмертии. Историческое развитие понятия «подлинныый» имеет следующую динамику: По-Длинный – «тянущийся к Небу» > «Божественный» > «истинный» Интересно по своим семантическим параллелям и слово «усердный». В своем составе оно содержит и.-е. корень kerd - и общеславянский serd-, который лежит в основе таких понятий как «Середина» и «Сердце». О том, сколь трепетный и сакральный смысл придается последнему, мы знаем из истории и Традиции. Известны хорошо такие выражения как «Путь Сердца», «Сердечное ведение» и т.п. Примечательно, что в древнерусском языке Сьрдце означало: «внутренность», «дух», «душа», «мысль»; старшее значение «то, что внутри» > «вместилище души». Что касается Середины, то прилагаемый к ней эпитет «золотая» также вряд ли является случайным. Таким образом «усердный» и «старательный» – вовсе и далеко не одно и то же, и более того, по смыслу они совершенно противоположны. По латыни «истина» – verum соотносится с латинским же verbum «слово». Индоевропейское uerus «истинный», но uera «вера». Исходя из сказанного, мы можем выявить два вида познания: Рассудочное – с помощью усилий нашего ума. Откровение – такое познание, в котором реальность сама открывается нам – через Слово и Веру. В связи с этим мы можем выделить и два вида истины: Первый: совпадение или соответствие содержания нашей мысли с реальностью, на которую она направлена, то есть с предметом. Однако при этом мы овладеваем чем-то таким, что само по себе есть мираж, мнимое, призрачное бытие. «Истина», способная привести к разрушению жизни, подрывающая сами основы нашего бытия, в каком-то более существенном смысле не есть истина. Второй: истина не как внешнее раскрытие реальности через наш ум, а такое ее самораскрытие, через которое, преодолевая шаткость нашего бытия, мы приобщаемся изнутри к подлинной реальности. И эта истина постигается через откровение. Обладание истиной в первом смысле делает нас «учеными», но оставляет беспомощными. Истина во втором смысле дарует нам мудрость. Мудрость порождает блаженство. Блаженство же заключается том, чтобы чувствовать себя дома в том мире, который не властна потревожить никакая повседневность – в мире внутреннем. И имеет значение лишь глубина внутреннего мира. Все остальное – вся действительность, вся природа, сам язык – ценны лишь как символы, знаки в сравнении, в притче. Все происходящее с нами – притча. И потому блаженство – единственная реальность, все остальное – знаки, чтобы говорить о ней. Семантическое поле: Истина – Бог – Быть – Небо – Середина – Вертикаль – Слово – Вера.
КРИЗИС
|