СТРАХ (Боязнь)
Связано с русским «строгий». Восходит к и.-е. (s) terg:(s) treg. Немецкое strack – «прямой» и глагол strecken – «вытягивать», «делать прямым». Древневерхненемецкое strecchan – «выпрямлять». С другой стороны и.-е. база sterg: sterk подразумевает образование смысла «стеречь». Стеречь: словенское streci – «прислуживать». В этом же корневом ряду: греческое stergo – «люблю (забочусь), «имею удовольствие», «терплю», «переношу»; storge – любовь. Стеречь – «сторожить», «следить за сохранностью чего-либо» (тот же корень – storg). Строгий – через те же корневые основы (s)ter:(s)tro родственно таким значениям как греческое strynos – «сила». Напрашивается сравнение с английским strong – «сила». Греческое strynos – «крепкий». Продолжая семантический ряд, выходим на понятие «стремиться» - «неудержимо продвигаться». Стреми’ть – «подниматься вверх», но и стреми’ть – «направлять движение», «увлекать». Стремление – «движение вперед». Проступает еще одна семантическая линия. Общеславянское strachъ рассматривается как отглагольное образование от strachati, а глагольная форма выводится из strok-s-ati (где s – глагольный суффикс), что приводит к старославянскому Насмисати, в связи с чем и обратимся к проступившим понятиям «смеяться», «смех». Смехъ – «веселье», «радость». Смеяться – древнеиндийское smayate – «улыбается», «цветет». Без начального s: латинское mirus (индоевропейская основа meiro -) – «удивительный», miror, miro – «удивляюсь», «поражаюсь». Strong– “сильный” – соотносится с понятием «веревка, канат», что выражает идею связи, которая соединяет миры и вносит порядок в Хаос. С другой стороны индоевропейский корень sterg- означает «любовь». К тому же смысловому пространству принадлежит и жертвоприношение – священнодействие, призванное способствовать нисхождению божественных энергий. Одна из форм жертвоприношения заключалась в поедании кусков приносимого в жертву животного. В этом плане достаточно показательно сравнение strong – «сильный» и греческое trogo «есть, питаться». Тогда становится понятным, как страх (изначально «боязнь Божества») обретает значение «экстаза», что указывает на его исконно сакральную подоплеку. И здесь мы имеем возможность наглядно проследить переход значений: «поить, пить/петь, воспевать», восходящий к обряду жертвенного возлияния. Таким образом проясняется семантическая основа понятий вос-торг, торжество. Весьма наглядно проявляет себя соотношение sterg «любовь» и русское «стержень». И здесь же прусское strigens «мозг». Издревле человек мыслился как микрокосм и олицетворялся вертикально стоящим шестом. Последний воплощал в себе идею Мировой Оси, соединяющей землю и небо, священными символами которой также являлись лестница, дерево, гора. В качестве наглядного примера того, как мы можем задействовать тайное значение понятия «страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого выражения Ап. Павла «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Организуем полученный ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает, соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение, которое в свою очередь открывает возможности максимального само-раскрытия, реализации и полного воплощения себя в качестве архетипической женственности. Через подобную трансформацию она переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении». Удивляясь происходящим переменам, жена, пребывая в подобном изумлении, вдохновляется еще больше и тем самым обретает дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое осуществление предыдущих этапов предоставляет женщине принципиально новую возможность, воплощающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту – приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня подняться вверх, в инобытие духовных измерений, где пребывают вечные восторг и торжество любви. Разделяя весь процесс подобного восхождения на отдельные ступени, мы получим конкретную формулу индивидуального преображения. «Да боится жена своего мужа»: «Пусть оберагает и бережет жена своего мужа». «Пусть служит жена своему мужу». «Пусть соединяет и связывает себя жена со своим мужем». «Пусть приносит себя в жертву жена своему мужу». «Пусть через подобное жертвоприношение жена переживает внутренний сакральный экстаз». «И пусть тогда жена радуется и расцветает при своем муже». «Пусть удивляется и изумляется жена происходящим в ней переменам». «Пусть от того жена вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании своей женственности». «Пусть приобщается жена к фаллической силе и духовной мощи мужественности, воплощающейся в ее муже». «Пусть поднимается вверх жена в измерение духовного мира вместе с мужем». «Пусть переживает жена восторг и торжество исполнившейся мечты». «Пусть соединяется в любви жена с мужем» и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). И «тайна сия велика» (Еф. 5:32). Разумеется, все указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного необходимого и главного условия, а именно – соответствии мужа необходимым в этом случае критериям. А случай же при этом один и единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5:35). И только тогда «жена да боится своего мужа». Семантическое поле: Страх - Стеречь – Беречь – Служить – Связывать – Соединять – Жертвоприношение – Экстаз – Радость – Улыбаться – Продвигаться – Подниматься вверх - Верх – Стержень – Восторг – Торжество – Сила. СУДЬБА И.-е. корень dhe - (dho: dh - i) – “ставить”, “устанавливать”, “класть” + приставка som – «су-», которая вносит значение сочетания, соединения, совпадения (например, со-весть – совместная весть). Получается и.-е. праформа: Som-Dhe – буквально «с установлением». Здесь обнаруживается явное соотнесение с древнеиндийским samdhi – «соединение», «договор», «мир». С другой стороны корень dhe - также является основой, из которой выходят понятия: «Дело», «Деть». Рассмотрим проявившийся ряд понятий в вариантах их развития. Древнерусское Дело – «деятельность», «деяние», «поступок», «способ», «работа», «труд», «сражение». Соответственно, мы можем обнаружить и основные жизненные тенденции, или индивидуальные варианты развития, несущие в себе некие устойчивые позиции. Жизнь – как деятельность. Жизнь – как деяние. Жизнь – как поступок. Жизнь – как способ. Жизнь – как работа. Жизнь – как труд. Жизнь – как сражение. Деть – «поместить, положить что-либо куда-либо». Древнеиндийское dadhati – «кладет», «помещает», «ставит». Чешское diti se «делаться», «происходить», «твориться», «становиться». Древнерусское деяти – «делать», «трогать», «говорить». Последнее отсылает нас к таким понятиям как Слово, Речь. И здесь же уместно напомнить, что значение «действие» в истории индоевропейских языков переплетается со значением «слово», «речь»! Примечательно также то, что на себя обращает внимание и тесная фоносемантическая связь между значениями «Речь» – «Рок». Оба они несут в себе один и тот жу и.-е. корень rek -. На основании полученных данных уже можно проявить архитектонику изучаемого понятия. Dhe- - «ставить», «устанавливать» – «становиться». Делать = Говорить. Рок = Речь. Соединение = Договор (Говорить. Речь). Обращаясь к очередным источникам, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемой теме, находим следующие смысловые соотношения. Латинское fatum, известное в массовом сознании как «судьба», в своем первостепенном значении, однако, раскрывалось как: 1). Слово (изречение, воля, приговор) богов (fata deorum). И только затем уже означало: 2). Рок, судьба, удел, участь. Корень слова fatum – for. For – 1). Говорить, (воз)вещать, повествовать. 2). Воспевать. 3). Прорицать, предрекать, предсказывать. С другой стороны известно еще одно значение и.-е. основы dhe -, а именно – «Дух». Тогда получается Som-Dhe – «с Духом». Наметившиеся смысловые контуры, позволяют приблизиться к возможности дать определение тому, что называют судьбой, но перед тем, как вывести формулу, более четко проясним сочетание значений. Дух ставит – Явление становится. Дух устанавливает – Явление становится. Дух говорит – Явление делается. Дух-----------------------------Соединение----------------------Явление. Следовательно, получается, что: 1). Рок (rek -) есть функция Речи (rek -). 2). Явление (uel -) есть проявление Воли (uel -). Если обратиться к традиционной математической символике, то запись получится следующая: F = f(V), где F – Fatum – Судьба. V- Verbum – Слово. f- функция. Данное положение возвращает нас к первоначальному тезису – «То, что происходит в нашей жизни, происходит в точном соответствии с тем, что и как мы говорим». (См. Часть I. Психограмматика. 1. Жизнь есть текст. – Начало данного Словаря). Высказывание “Явление есть проявление Воли” можно записать данным образом: S = f(VN), где S – событие, явление, V – слово, N – число. Введение в уравнение нового элемента – Числа (N) связано с ядерным значением понятия «Воля», которое раскрывается именно через Слово и Число. (См. в данном словаре статьи Воля, Слово, Число). Вместе с тем, в древнерусском языке понятие «Судьба» употреблялось со значением «суд», «суд божий». Суд: одно из значений – «закон». Обобщим сказанное. Индоевропейская база представляет собой сложение: приставка som и корень dhe - «ставить». «устанавливать» (отсылка к «деть», «дело»). Древне индийское samdhi – «соединение», «договор», «мир». Деть - «происходить», «твориться», «становиться», «говорить» (Слово). Латинское fatum означает не только «судьба», но также и «слово», «изречение», «воля». Делать – «создавать». Выстраиваем ряд значений: Судьба – Закон (доначальное, дообычное) – Устанавливать – Соединение – Договор (Завет) – Происходить – Говорить– Становиться. Вглядываясь в этот ряд представленных смыслов, нетрудно уловить проступающий рельеф нашего главного понятия. И в данном случае мы усматриваем следующие сюжетные линии. В данном ряду легко выделяются две глагольных группы: активная и пассивная. Активная группа: «говорить» – «устанавливать». Пассивная группа: «происходить» – «становиться». Активная группа имеет прямое отношение к Закону, ибо исходит от него. Пассивная – к началу принимающему, то есть субъекту и обозначает некое свершение, результат. Однако, это вовсе не означает наличия тотальной фатальности субъекта, подчиненного и подчиняющегося Закону и соединенному с ним, ибо в контексте их отношений мы замечаем еще одно понятие – Договор – Завет. И это весьма существенное примечание. С одной стороны выясняется, что человек никакой не хозяин своей судьбы. С другой же видно, что и заявлять о механистической, отчужденной предопределенности, некой тоталитарной «кармической» обусловленности также не представляется чем-то осмысленным. Человек, безусловно, не есть хозяин своей судьбы, и было бы совершенно неразумно и самонадеянно полагать подобное, но благодаря наличествующему Завету - Договору, он становится ее соавтором, вернее, получает такую возможность. Последнее добавление означает, что в субъекте также присутствует частичка активного принципа, который в какой-то части своего смыслового контекста можно назвать волей. Каждому дана воля, и каждый волен распорядиться ею. И тогда, если желание проявить свою активность присутствует, то посредством воли личность направляет ее на то, чтобы не просто оставаться роботическим исполнителем неких программ, но стать и быть дееспособным участником Завета. И в этом смысле между человеком и Автором исходящих предписаний устанавливаются отношения со-творчества, сотрудничества, со-авторства – через Слово. Какова же прагматика материала, полученного в результате наших исследований? Цель одна – стать осознанным Со-Автором и снискать счастье. Как и в отношении судьбы, о счастье ходит много толков, но в конечном итоге оказывается, что все толки совершенно бестолковы. Обратимся к испытанному уже методу. Нетрудно заметить, что слово это самой своей фонетикой указывает на идею Участия. (По словарному определению Судьба трактуется как - 1. «доля», «участь». 2. «история существования кого-либо, чего-либо». 3. «будущее, то, что случится, произойдет». 4. «рок». В представленном ряду присутствует понятие «участь», которое и соотносится со смыслом «участие»). Тут мы вправе задаться вопросом – а в чем, собственно, участия? Ответ же прост, ибо очевиден – Участия в Завете, Если я принимаю участие, то становлюсь Участником, а значит, и соавтором. Возможность быть причастным к Участию есть один из величайших даров, ибо раскрывает врата, ведущие в свободу. Связь между понятиями Судьба и Счастье прояснилась. Счастлив тот, кто использует шанс сделаться соавтором своей судьбы и стать активным участником Договора (Завета) между собою и Законом – До-начальным, Предвечным, то есть – Богом. В этом случае человек обретает Судьбу. Стало быть еще, счастье – это способность обрести свою судьбу. А значит, кто вне Судьбы, тот как бы и вне Игры, вне Счастья, постольку поскольку вне Участия. Безучастный несчастлив. И кто не имеет участия, тот не имеет и участи. Отсюда следует, что не бывает судьбы плохой или хорошей. Само по себе наличие таковой есть благо. Снискать последнее можно лишь одним способом – найти и обрести свою судьбу. Она есть у каждого, но у кого-то она в совместном бытии, у кого-то – совершенно отдельно и отделенно. Ощущение этой раздельности и порождает переживание тревожности, сиротливости, потерянности и одинокости. Семантическое поле: Судьба – Закон – Дух - Устанавливать – Соединение – Договор (Завет) – Слово – Воля – Число – Рок – Речь - Происходить – Говорить– Становиться.
|