СЕРЕДИНА
Место, находящееся на равном расстоянии от концов чего-л. Место расположения Вселенной, символ святости, божественной благости, силы. Олицетворение Вселенной – Мировое Древо. Литовское medis – «дерево». Русское «медленный» (сакральный экстаз). Древнеиндийское madhu – «сладкий напиток» – для ритуального возлияния. Латинское medulla – «костный мозг» (нутро, середина). Середина – символ вечности. «Жизненная сила, молодость». Сравним: Медитация – от латинское meditatio – «возвращение, помещение себя в середину». Немецкое melden – «говорить», хетское A-matu – «слово». Фаллическая символика: английское mate – «спариваться». Середина – источник исцеления: латинское medeor – «лечить» - «медицин». Середина – «дом, строение, храм». Любой Храм стоит посередине Вселенной. В Храме происходят сакрально-фаллические действия. Середина – общеславянский корень serd – «сердце». И.-е. k’erd – «сердце». Смысловые контуры, включающиеся в понятие «Середина»: Святость, божественность, благость, сила. Мировое Древо. Мудрость. Еда. Ритуал. Священное возлияние. Сакральный экстаз. Жертвоприношение. Слово. Говорить. Молвить. Жизнь, сила, молодость. Имущество – которое олицетворяет Первопричину Бытия. Источник исцеления. Дом. Храм. Строение. Сакрально-фаллическая символика. Семантическое поле: Середина – Дерево – Вечность – Медитация – Фаллос – Исцеление – Храм – Дом – Сердце – Сила – Мудрость – Слово – Жертвоприношение. СИЛА Древнерусское сила – «естественная способность, свойство», «могущество», «власть». Общеславянская база - sila. Литовское siela – «душа», sieti – «связывать». Древнепрусское seilin – «усердие», seilins – «сознание». Восходит к и.-е. si - «связывать», «соединять». Древнеиндийское syati, siuati – «соединять», «связывать». Семантическое поле: Сила – Соединение – Связь – Естество – Душа – Сознание – Власть.
СИМВОЛ Происходит из сочетания индоевропейских корней se - «связывать» и uel - «говорить», «воля». Греческое symbolos – «то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет». Примечательно сравнение с тем же греческим diabolos – «то, что разделяет, разъединяет и разлагает». В Евангелии от Филиппа (67) говорится: «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах». Саллюстий же полагал, что «Мир есть символический объект». Основные принципы символизма базируются на древнейших космогонических и антропоморфных прозрениях цивилизации: 1. Все значимо. То есть ничто не бывает лишенным значения. 2. Все связано. То есть ничего не независимо. 3. Количество есть выражение качества и наоборот. 4. Все структурировано. То есть любой элемент существующего включен в некий смысловой (семантический) ряд. 5. Ряды соотносятся друг с другом. Сказанное означает, что любой элемент мира, или любой объект может быть представлен в его двух значениях: Явное значение объекта – совпадает с его утилитарным предназначением, непосредственной «служебной» функцией. Параллельное значение – символическое. Постольку поскольку оба – значения, то, следовательно, и – значимы. И, скорее всего оба значения равнозначны и имеют одинаковое отношение к реальности. Символическое миропонимание также базируется на явлении общей корреляции между: - Видимым и Невидимым - Вещественным (Материальным) и Невещественным (Духовным). - Внешним и Внутренним. Такая корреляция (соответствие) составляет «модус бытия» объекта. Что касается соответствия Внешнего и Внутреннего, то здесь легко выявляется между ними Тройственный принцип аналогии: 1. Общий исток обоих миров. 2.Влияние психического на физическое. 2. Влияние физического на психическое. Принцип же соответствия выражается на трех фундаментальных планах: 1. Растительная и метеорологическая жизнь. (Засуха – Дождь). 2. Естественная жизнь человека. (Болезнь – Выздоровление). 3. Духовное состояние. (Застой – Продвижение).
Виды символизации: 1. Сравнение по аналогии: Объект – Объект. Пример: Огонь и Солнце. 2. Объектное каузальное сравнение: Объект – Его свойство. Пример: Солнце – Поддерживать жизнь. 3. Субъектное каузальное сравнение: похоже на предыдущее, с той лишь разницей, что здесь соотносятся внутреннее качество или состояние, свойство субъекта с внешним объектом. Пример: Фаллос – Змея. 4. Функциональное сравнение: основывается не на объектах, а на их действиях. Пример: Гнев – как разъяренный бык. Таким образом, с простой очевидностью выяснилось, что все феномены параллельны и взаимосвязаны. «Не только все драконы есть Дракон, но и неумелый символический рисунок, напоминающий дракона, тоже есть Дракон». (!). Следовательно, всякий символ может быть проинтерпретирован психологически – потому что параллельное значение объекта и есть его спиритуальное (психическое) качество. Однако символы не бывают изолированными. Они появляются группами, порождая символические композиции, – и тогда мы говорим о таком понятии как Символический синтаксис - и развертываются: 1. Во времени (повествование). 2. В пространстве (эмблемы, графика). 3. Во времени и в пространстве (сновидения). При этом важно учитывать, каковы: 1. Ориентация символа (например, огонь, направленный вниз означает эротическое желание, а вверх – очищение). 2. Расположение объекта. 3. Комбинация символов (что порождает совокупное значение). Семантическое поле: Символ – Связь – Соединение – Истина – Соответствие – Язык – Слово.
СЛОВО Божественное первотворение. Первопричина Вселенной. Связывается с понятием священного круга и Мирового Яйца. Английское word «слово» – древнеиндийское vartula – «круг». Латинское orbis «круг» – латинское же verbum – «слово». Мужское, творческое – фаллическое начало (латинское vir – «мужчина»), символ бессмертия, жизненной силы. Английское word – «слово» и английское sword – «меч» - весьма примечательное сопоставление. Готское hairus – «меч», но индоевропейское ker- «звуки». Издревле воплощало в себе идею времени – круга, циклического умирания и возрождения. Индоевропейское kel - «говорить», но древнеиндийское kala – «время». Соотносится с понятием судьбы: Рок – Речь, Из-Рекать. Также: латинское fatum – «судьба», но «слово», «изречение», «воля» и индоевропейское bha - t - «говорить». Индоевропейское deik - «говорить» и индоевропейское dhugh - «судьба». Индоевропейскоее rek - «говорить», uer - «издавать звуки». С другой стороны индоевропейскоее uer - «резать, гнуть». В последнем значении можно узреть понятие «разрывать пополам», которое несет в себе сакральную, космогоническую функцию, исходящую из представления Традиции о сотворении Вселенной, когда Божество разорвало Хаос фаллосом в середине Мироздания. Здесь мы можем вспомнить рядом расположенные word – «слово» – sword – «меч», а также обнаружить единый корневой ряд: русское «меч»- «метить»- «наметить» (составить план) – «отметить» (высказать) – «заметить» (высказать). Единство корней можно выделить и в сочетаниях: «молить – молвить – молот».Молот – орудие, призванное ударять, бить, - молоть. (Рождение Вселенной как результат удара, разрыва). Как первотворение, Слово соотносится и с Огнем. Индоевропейское bha - «гореть» и индоевропейское bha- «издавать звуки». Семантическое поле: Слово – Мужчина – Меч – Рок – Речь – Язык – Судьба – Огонь. СМЕРТЬ Корневой ряд: СМЕРДЕТЬ – МЕРТВЫЙ – МЕРА – МЕРЗНУТЬ – МЕРЗКИЙ – МРАК. Смердеть – «нестерпимо вонять», «смрад», «смрадный». Немецкое schmerz – “боль”, “скорбь”, schmerzen – «причинять страдание», «болеть». Английское smart – «испытывать или причинять жгучую боль», «страдание». Общегерманский корень smert – «колоть», «кусать», «жалить». Латинское merda – «экскременты». Мера – «предел, граница». Готское mel – «время», «час». Древнеиндийская база – «мера», «количество». Мерзнуть – Индоевропейская база merg (: morg -) – «изнурять», «уничтожать», «портиться», «гнить», «трухляветь». Древнеирландское meirs – «ржавчина». Смерть – как программа уничтожения – несет в себе идею распада, в то время как Жизнь осуществляет развитие. Распад обусловлен наличием пределов, развитие проявляется выходом за эти пределы. Соответственно, и временная функция данных процессов ориентирована в различных направлениях. Развитие устремлено в будущее, распад обращен к прошлому. Стало быть, то, что не развивается – распадается. Исходя из очевидности, не трудно уразуметь, что мертвый не тот, чье тело покоится на погосте. Среди так называемых «живых», немало мертвецов – биологически заданных, запрограммированных автоматов, существующих лишь за счет деятельности рефлекторной машины ума, хотя при этом и не осознающих, что они – роботы. Один из явных признаков такого человекоробота – озабоченность собственной правотой, зацепленность за собственные амбиции и притязания. Срабатывает программа примитивных стадий развития. Потенциальные энергии, изначально присущие организму, не высвобождаются и не получают реализации. Но любая сила, если не направляется на созидание результата, неизбежно становится деструктивной и в конце-концов уничтожает собственного носителя. Содержание Мертвой зоны (как противоположности зоне Живой, см. Жизнь) обусловливается тем, что ведет к торможению развития, застою и, следовательно, распаду – де-градации. Это излишняя привязанность к нашим суждениям, концепциям, мнениям, установкам, ожиданиям, надеждам, притязаниям, претензиям, рассудочности. У обитателя Мертвой зоны душа не сформирована как полноценная система и не соединена с духом. Жизнедеятельность обеспечивается за счет рефлексов и деятельности трех «низших» центров: инстинктивно-двигательного, эмоционального и ментального. А посему с уходом тела аннулируется и все его функциональное обеспечение: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Предел мертвого – смерть. Семантическое поле: Смерть - Смрад – Боль – Скорбь – Колоть – Кусать – Жалить - Изнурять - Портиться - Гнить – Уничтожать - Мрак - Ад..
|