Разновидности бодхичитты
2.1.1. Разновидности бодхичитты с точки зрения духовной решимости 2.1.1.1. Решимость царя Первостепенная задача царя как властителя — покорять своих противников и поддерживать сторонников. Только так он сумеет осуществить свое желание заботиться о подданных. По аналогии, желание сначала достичь состояния будды самому, а уже потом вести к нему других называют зарождением бодхичитты способом царя. 2.1.1.2. Решимость лодочника Лодочник держит путь на другой берег вместе с теми, кого перевозит. По аналогии, желание достичь состояния будды одновременно для себя и для других называют зарождением бодхичитты способом лодочника. 2.1.1.3. Решимость пастуха Пастух гонит овец перед собой, заботясь, чтобы у них была трава и вода, чтобы на них не напали волки, шакалы и другие дикие звери. Сам он идет позади. По аналогии, желание привести всех существ трех миров к совершенному состоянию будды прежде, чем обретешь его сам, называют зарождением бодхичитты способом пастуха. Способ царя, называемый «зарождение бодхичитты сильным желанием», — менее отважен, чем два других. Способ лодочника, называемый «зарождение бодхичитты святой мудростью», — более отважен. Считается, что такой способ зарождения бодхичитты применил Владыка Майтрея. Способ пастуха, называемый «ни с чем не сравнимое зарождение бодхичитты», — самый отважный из трех. Считается, что такой способ зарождения бодхичитты применил Владыка Манджушри. 2.1.2. Разновидности бодхичитты с точки зрения ступеней бодхисаттвы [1] На пути накопления [475][475] и на пути применения [476][476] преобладает так называемое зарождение бодхичитты на основе преданности [477][477]. [2] На ступенях бодхисаттвы, с первой по седьмую, преобладает так называемое зарождение бодхичитты благодаря превосходному и совершенно чистому помыслу[478][478]. [3] На трех чистых ступенях [479][479] преобладает так называемое зарождение полностью зрелой бодхичитты [480][480]. [4] На уровне состояния будды [481][481] преобладает так называемое зарождение бодхичитты, свободной от омрачений [482][482]. Таковы четыре [разновидности зарождения бодхичитты]. 2.1.3. [Относительная и абсолютная бодхичитта] Бодхичитта бывает двух видов: относительная [483][483] и абсолютная[484][484]. 2.1.3.1. [Относительная бодхичитта] Относительная бодхичитта тоже делится на два вида: на бодхичитту намерения [485][485] и бодхичитту применения [486][486]. В Бодхичарьяватаре говорится: Как [тебе] понятна разница между желанием отправиться в дорогу и самим путешествием, Так и мудрый должен понимать разницу в последовательности. [487] [487] Например, если некий Нима собирается попасть в Лхасу, нужно, чтобы сначала у него возникло желание туда попасть. Так и твое желание, чтобы все живые существа обрели состояние будды, похоже на намерение попасть в Ахасу. Это зарождение бодхичитты намерения. Практическое же упражнение ума можно сравнить с самим путешествием, когда, снарядившись и навьючив животных, ты действительно выходишь на дорогу, ведущую к Ахасе. Практическое применение заключается в освоении шести парамит: щедрости, нравственности, терпения, усердия, дхьяны и различающей мудрости, — с надеждой привести всех существ к состоянию будды. Это бодхичитта применения [488][488]. Развитие и бодхичитты намерения и бодхичитты применения — это относительная бодхичитта [489][489]. 2.1.3.2. [Абсолютная бодхичитта] На путях накопления и применения очень долго упражняют ум в двух разновидностях относительной бодхичитты: намерения и применения. В результате, перейдя на путь видения[490][490], ты узришь саму тако-вость [491][491] — естественное состояние всех дхарм, изначальную мудрость, свободную от любых умопостроений[492][492]. Подлинное постижение смысла пустоты [493][493] — это абсолютная бодхичитта [494][494]. Истинную абсолютную бодхичитту можно обрести только благодаря силе медитации, а не с помощью ритуалов. Однако, поскольку для зарождения относительной бодхичитты требуется выполнение ритуалов, новички должны получать обеты относительной бодхичитты от своего гуру, как это предписывается в соответствующих ритуалах. Чтобы не допустить ослабления бодхичитты и, наоборот, усилить ее, необходимо всегда и при всех обстоятельствах постоянно обновлять обеты бодхисаттвы. 2.2. [Метод зарождения бодхичитты] В небе перед собой представь всех будд, бодхисаттв и т. д., точно так же, как в собрании прибежища, и призови их в свидетели зарождения бодхичитты. [Думай, что] во всей необъятной вселенной нет ни единого живого существа, которое в одной из твоих жизней, с безначального времени и до сих пор, не было бы твоим родителем. Когда они были твоими родителями, они всеми силами любовно заботились о тебе, как это делали твои нынешние родители, отдававшие тебе лучшую еду и одежду. Нет сомнений, что ты в большом долгу перед теми, кто растил тебя с величайшей добротой и лаской. Теперь же все эти любящие родители тонут в волнах великого океана страданий сансары. Окутанные плотной пеленой тьмы неведения, они не знают, как вступить на истинный путь и избежать ложного пути. Они разлучены с благими друзьями, которые могли бы их направить. У них нет ни покровителя, ни заступника, ни спасителя, ни помощников — никого, в ком можно было бы найти опору и поддержку. «Все эти мои бывшие родители похожи на слепого, которого бросили посреди пустынной равнины. На что мне обретать свободу для себя самого, оставив их в сансаре? Я стану зарождать в себе бодхи-читту ради всех живых существ и, изучая великие деяния прежних будд и бодхисаттв, буду прилагать все силы, чтобы ни одно живое существо не осталось в сансаре», — думая так, повторяй следующую молитву: ХО
|