Описание руны
– Аз. Эта буква в глаголице имеет такой вид: , или же – (сокращенная форма), что напоминает германскую руну n или северовенедскую А/ , обозначающую тот же звук «а». В футарке (скандинавской рунической азбуке) такая руна зовется «ôs» – ясень[97], и это название происходит от более древнего «ans, as, ansuz» – Бог. Не случайно в традиции росов[98] светлые Боги зовутся Ясунями, и также зовется небесный мир и Стезя Прави, и Мировое Древо. Так как в славянском языке «азъ» значит «я», то правомерно ли считать «я»= «Бог»? Не значит ли это, особенно если учитывать божественное происхождение славян (внуки Дажьбога), что славянин не просто должен идти по пути саморазвития, ведущему к Абсолюту, но и стать им? И вот Матерь Сва бьет крылами… и идет Она близ ясуни...
Глиф велесицы Ас, есть конечно же результат вертикального раскола глаголического «Аз», в котором осевой аспект axis mundi вовсе не доминирует, а посему сводить его целиком к «Мировому Древу» несколько неправильно. Если присмотреться к разным вариантам написания глаголической АЗ, то можно сразу же увидеть профиль «птицы», той самой, которая сидит на вершине Древа, поэтому-то книга – «голубиная». Однако, чаще всего это не голубь, и даже не уточка Рода, а орёл, «царь птиц», сокол РА. Кстати, AR («орёл») некоторых младших Футарков и есть отголоки этого символа, в позднем египетском алфавите мы также находим для фонемы «а» – иероглиф[99] «Орёл». Вообще, очень интересна этимология славянского «ОРЁЛ», которое неизменно во всех славянских и улавливается мгновенно во всех европейских, а восходит к индоевропейскому сакральному корню ar (or, er), «высший, божественный»[100]...
Надо полагать, что строки:
Сварог – старший Бог Рода божьего и Роду всему – вечно бьющий родник, что летом протек от кроны...
относятся именно к нашему персонажу, у которого свито «гнездо миллионов лет» в кроне Дерева. Метафизически Орёл («Брама-Сагуна», САТ) не есть одно и то же с «Мировым Древом» (проявленным мирозданием)[101].
Бог-Отец – Небо. Высшее проявление Закона, которому подчиняется сама Жизнь Всемирья, Закона, которому подчиняется Природа. Сварог, представляет собою Замысел прохождения Рода через проживание Вселенной. Именно поэтому Сварог, Небесный Огонь и все Человеческие ремесла, как таковые. Сварог – блистающее небо, которое вращается. Всех «сфер влияния» Сварога не перечесть, ибо все боги-Сварожичи, пребывают в нем, в Сварге, чертоге Родовом. Все Сварожичи, будучи его детьми, могут считаться его проявлениями.
Расколотый «Орёл» глаголицы дал совершенно новый иероглиф[102], – «трон» Велесицы. Трон есть символ, корёллирующий с «гнездом» птичьей линейки глифов, это опять же Центр, место полярного «Царя Мира», Рода/Сварога.
Также, в венедской рунике руна а означает «Алатырь», то, вокруг чего вращается борьба Белобога и Чернобога, центр мироздания. То же, что и Ясень у скандинавов, и Мировое Древо у восточных славян. У западных славян данная руна изображалсь так же: . Что интересно, так это то, что у германцев данная руна изображалась ещё и так: – сходным образом.
Зодиакальный знак h означает «Водолей», что напоминает нам славянское понимание Неба и Земли как мужа и жены, где дождь – их соединение (Сварог… Роду всему – вечно бьющий родник). Также, ст о ит вспомнить, что Уран (планета, соответствующая созвездию Водолея) в древнегреческой мифологии – суть само Небо[105]; также и Сварог – суть Небо. Этот знак очень похож на руну A («Acs») из нортумбрийского строя, которая означает божественную силу в действии.
Этой руне посвящён вторник. В сравнение: нем. Dienstag (военный день), англ. Tuesday (Тио, Тию – др. название Тюра – Бога высшей справедливости, в более древние времена – Бога Неба[106], что позволяет отождествить его со Сварогом) лат. Dies Martis[107]. Алатырь – это священный камень в Рипейских горах, упавший с Неба, начало мироздания. Об этом есть строки в «Голубиной[108] книге»[109]: Восходила туча гремучия, 5. …Ко Сырому Дубу-Стародубу, Из той из тучи из гремучия Что корнями всю Землю охватил, Выпадала книга Голубиныя, А ветвями все Небеса объял, Ни малая, ни вяликая;[110] Ко Белому Алатырю-Камню Горючему Выпадала Книга Голубиная, 10. Голубиная да Лебединая, Лебединая да Сорочиная… [111]
Здесь бел-горюч камень Алатырь заменен на Книгу с Законами (между прочим, на Алатыре высечены Законы Сварога). Вот оно – Слово, явленное в Яви.
Я считаю, что название первой буквы должно быть «Яс» или «Ясунь», что означает «светлый», «высший», «божественный», «праведный». Причём, буква эта обозначает не просто ясность, а ясность в действии; скорее даже – Правь, проявляющуюся в Яви, сам Закон Прави, который делает человека свободным. Но, так как звук руны – [а], то в название ст о ит выбрать родственное «Ас». Креслав, Немир Исконная руна Итак, мы имеем следующие начертания руны для звука [a] (цифрами отмечены рунные группы – подробнее на стр. 11): 1 À – Велесица; 2й вариант – валлийский коэлберн II[112]. – Санскрит. – Ория (один из вариантов индийского письма). или – Глаголица. 1а [113]А или – северовенедский строй. – руны Ретры. – Боянов Гимн. a – валлийские руны. 2 n – германцы. – Старший и Младший Футарки. – тюркский строй (Енисей; средний знак – орхонская письменность). – тюркский строй (артакидская письменность). А – этрусский строй (как древнейшие изображения VII-Vвв д.х.л.[114], так и поздние формы IV-Iвв д.х.л.). – финикийцы. – архаический греческий (с несущественными различиями – западные и восточные области, и современный греческий).
Условно можно разделить все вышеприведённые руны на три группы по географическому распространению и на три группы по начертанию: 1) Север: Состоящие из мачты и одного плеча, опускающегося до нижней линии: Велесица, Глаголица. Одно из начертаний северовенедского и западнославянского строев. 2) Состоящие из мачты и одного/двух плеч с одной стороны: a) Север: нортумбрийский, скандинавские, германский строи. Одно из начертаний северовенедского и западнославянского строев[115]. b) Восток: тюркские строи. 3) Юг: Имеющие в своём начертании треугольник: этрусский, финикийский, греческий и древневенгерские строи.
Начну расмотрение с группы рун «Север» (и родственной по начертанию группы «Восток»). Объединяет все три начертательные группы следующее: 1) Наличие одной, центральной мачты. a) Крыша мачты ( , ) является, по-видимому, скорее исключением, чем правилом. 2) Наличие плеча (плеч), направленного вниз. a) Плечо может направлено: влево (4, точнее, 6 – с учётом рун группы «Восток», тесно связанных со 2ой начертательной группой), вправо (2) и в обе стороны (3). b) Плечо может смотреть: вниз (8) или вверх (5). c) Плеч может быть: одно (4) или два (5, точнее, 7).
Складывается образ руны, имеющей одну, центральную мачту без крыши и два плеча, направленных влево. Относительно расположения плеч на мачте: руны 1ой группы располагают плечи посередине руны; руны 2ой группы – вверху (кроме западнославяснкого начертания , которое, хоть и входит во 2ую группу, располагает плечо посередине, как руны 1ой группы). Вполне возможно, что плечи всё-таки следует располагать по обе стороны мачты. Как уж е писал Немир, «Расколотый «Орёл» глаголицы дал совершенно новый иероглиф, – «трон» Велесицы» ( –> ). То есть, имеется связь между изображением Сокола (между прочим, священной птицы Сварога) и руной для первого в жизни звука. Таким образом, руна, казалось бы, должна выглядеть так: Z. Но, с другой стороны, нельзя забывать и о верхней линии, к которой подвешивались руны[116]. Видимо, именно поэтому восточнославянская руна «Ас» так отличается от рун северо-западной Европы. По сути, можно проследить следующий путь – условный, так как ни о каком заимствовании не может идти и речи: . Руну данного образца неудобно «подвешивать» к черте, так как её плечи будут сливаться с чертой, выходить за неё и пр. Следовательно, её надо «перевернуть». Особенностью Велесицы является малое количество рун с вертикальной симметрией – вот почему и «потерялось» второе плечо.
За решением этого вопроса следует обратиться к рунам группы «Юг». Объединяет их следующее:
Из рун группы «Юг» только древневенгерские руны имеют мачту, все прочие имеют вид обыкновенного треугольника. В принципе, это может быть объяснимо тем, что на Юге, в отличие от основных мест расселения индоевропейцев, в письменности не было верхней черты. Если предположить, что изначально плечи были слева, то это объясняет, почему треугольник в древневенгерских, финикийских и греческих рунах почти всегда смотрит влево. Значит, вид изначальной руны мог быть таким: . Но, учитывая верхнюю линию: , или, скорее, [118] [119], что очень подходит к образу Сварожьего Молота (как символ мужского, творческого, созидающего начала). Но вполне допустимо и такое начертание: , символизирующее Сварога в образе Сокола (символа Небесной Власти).
|