ВВЕДЕНИЕ. · Feliz Año Nuevo
· Capítulo II · La Tarea · El Tremedal · El Auto de Fé · La Fiebre · La Obsesión · La Advertencia · La Intrusión · La Iniciación · La Revelación · La Condena · Feliz Año Nuevo · El Encuentro con el Destino · El Fin del Mundo · El Templo de la Memoria · Las Conversaciones con Dios · Capítulo I
ВВЕДЕНИЕ Одна тысяча двести шестой год нашей эры стал годом триумфа Темучина-Чингисхана в Великой степи – он стал важнейшей датой в мировой истории. Великий курултай не только провозгласил ханом очередного удачливого завоевателя – он явился точкой отсчета мировой империи монголов. Чингисхану удалось то, что до него оказалось под силу только Модэ: создать устойчивую кочевую империю. История знает многих выдающихся полководцев, которые создавали могучие империи – империи, оказавшиеся эфемерными и рассыпавшиеся сразу после смерти их основателя. Быстрый взлет, короткое величие и почти мгновенная гибель – такова была судьба этих империй. Чингисхан не был выдающимся полководцем, – он не раз проигрывал полевые сражения, – но он оказался по-настоящему великим военным организатором и политиком. Держава, основанная им, стала не рыхлым конгломератом народов, а действительно полноценным, хотя и своеобразным государством. В 1237--1240 гг. русские земли потерпели тяжелое поражение в результате нашествия войск Монгольской империи во главе с ханом Батыем. Они были разорены и разграблены. Истории русских земель в XIII--XV вв., т.е. – во время татаро-монгольского нашествия посвящена обширная историография. Имеются и зарубежные источники. Однако, оказавшее значительное влияние на устройство российской власти государственное устройство Монгольской империи и Золотой Орды оказалось практически не исследованным. Целью работы является исследование государственного устройства Монгольской империи и Золотой Орды. Цель работы диктует следующие задачи исследования: - исследовать систему государственного управления в Монгольской империи и Золотой Орде; - проанализировать влияние традиций кочевых народов на формирование государственного устройства Монгольской империи и Золотой Орды; - исследовать правовую основу государственного управления в Монгольской империи и Золотой Орде; - обозначить формирование административно-территориального устройства Монгольской империи и Золотой Орды; - рассмотреть деятельность института государственных служащих – чиновников в функционировании институтов государственного управления Монгольской империи и Золотой Орды; Предметом исследования является административное право (т.е. система государственного управления в Монгольской империи и Золотой Орде). Объектом исследования является система государственного управления В Монгольской империи и Золотой Орде. Традиционно всю отечественную историографию исследуемого вопроса подразделяют на три значительных по своей протяженности этапа – дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917 – 1991 гг.) и постсоветский (1991 г. – и по наше время). Необходимо отметить так же и то, что каждый этап непосредственно подразделяется, в свою очередь, на ряд, - в зависимости от политической конъюктуры, исторических процессов, социальных интересов и т.д. Тем не менее, в силу определенной научной спецификации данных знаний автор приходит к мнению о том, что в данной работе необходима более простая и понятная историографическая структура. Значительное внимание отечественные историки уделяли вопросу взаимоотношений Монгольской империи и Золотой Орды с русскими князьями (С.М.Соловьев, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, В.Н.Татищев, А.Н. Насонов, Б.Д. Греков. [1] Так, например, острые дискуссии имеются о значении и использовании термина «татаро-монгольское иго» и вопросе влияния структуры монгольского государства на формирование государственности в России. В. Н. Татищев не употреблял словосочетание «татаро-монгольское иго», возможно потому, что при написании Истории Российской преимущественно опирался на ранние русские летописные термины и выражения, где он отсутствует, исследуя при этом взаимоотношение русских княжеств и Монгольского государства. И. Н. Болтин уже применял термин татарское владычество, а М., М., Щербатов считал, что освобождение от татарского ига было огромным достижением Ивана III. Н. М., Карамзин находил в татарском иге как отрицательные — ужесточение законов и нравов, замедление развития просвещения и науки, так и положительные моменты — становление самодержавия, фактор объединения Руси. При этом вопрос организации системы государственного управления рассматривался отечественными исследователями лишь косвенно. Так, А.Доманин в своем труде «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» рассмотрел систему государственного управления в Монгольской империи с точки зрения норм права XIII – XIV вв.[2] Однако, при этом основным отрицательным аспектом работы является отсутствие отображения разнообразия точек зрения на исследуемый им вопрос легитимности власти Чингисхана и демократичности проводимых им реформ. Тем не менее, стоит учитывать то, что автор исследовал данный вопрос с точки зрения монгольского права и восточного менталитета. В.Г.Игнатов в труде «История государственного управления России», исследовал влияние монгольской системы государственного управления на территории русских княжеств. Однако он не осуществил полноценного анализа структуры государственного управления Монгольской империи и Золотой Орды.[3] Р.Г.Фахрутдинов в работе «История Татарстана» исследовал государственное устройство Золотой Орды и систему государственного управления, уделив при этом значительное внимание правомочиям государственных служащих в рамках данной системы.[4] Исследование В.В.Тревпавлова раскрывает влияние кочевых традиций в государственности монголов XIII в., использование их Чингисханом при завоевании соседних народов и строительстве Монгольской империи.[5] Имеется так же и зарубежная историография исследуемого вопроса. Однако, среди них особо автор выделяет труд французского исследователя Ру Жан-Поля «История империи монголов», в котором исследователем осуществлен масштабный и глубокий анализ деятельности Чингисхана и его потомков, внешняя и внутренняя политика в Монгольской империи и на завоеванных ей территориях. Однако, при всем уважении к исследователю, нельзя не отметить его явную симпатию к личности Чингисхана, что мешает критическому анализу фактов и процессов.[6] Источниковая база исследования включает монографии отечественных и зарубежных авторов. Работа структурно состоит из: введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.
|