ПРАВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Органами, осуществляющими правосудие в Монгольской империи являлись: суд великого хана, суд курултая - съезда представителей правящего рода и военачальников, суд специально назначенных лиц - судей-дзаргучи.[11] Все эти органы действовали и в Золотой Орде. Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили независимость и приняли ханский титул. Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды - Бату (Батый, правил в 1227–1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками. Последующие ханы Золотой Орды активно осуществляли судебные функции. Именно при Менгу-Тимуре в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители - суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи. Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана и его преемников - великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам. Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Яса устанавливала важные положения. К ним, например, относится взаимовыручка, система круговой поруки. Окончательное формирование Великой Ясы можно отнести уже к временам Угедэя – преемника Чингисхана. На великих курултаях 1229, 1235 и 1240 гг. Яса Чингисхана была расширена за счет формального включения в нее части т.н. «Билика» – записанных изречений Чингисхана на разные темы. Другой важный источник - ярлыки ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя - хана и обладавший определенными признаками. Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства. Не могли служить источниками права для ханов ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки - жалованные и охранные грамоты, выдававшиеся дипломатам и частным лицам. Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считать источниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненные им судьи.[12] Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие. Суд хана являлся высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии. Судебные функции выполняли и даруги - наместники областей Золотой Орды. Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана. Следующей судебной инстанцией был суд - «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды. В ярлыках, назначающих на должность судей (дзаргучи), предписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать в особые грамоты «яргу-намэ». Следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр. Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также на конкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» руководствовались и собственным усмотрением, которое соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своего непосредственного начальника - даруги. Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын имел приоритет в наследовании, в т.ч. – и на престол. Восшествие на престол выражалось в особой процедуре интронизации, также построенной по древнетюркским традициям пер. пол. I тыс.: шаманы провозглашали день, собравшиеся просили кандидата занять место, он отказывался, его насильно сажали на трон, он приносил присягу. Кульминацией провозглашения было поднятие правителя на войлоке и выслушивание его обещания править справедливо под угрозой свержения. Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами. Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Применялись и другие виды наказаний, например выкуп в пользу родичей потерпевшего. выкуп в десятикратном размере за похищенное имущество, продажа своих детей. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня. В общем, необходимо отметить, что империя объединяла обширный конгломерат народов, относящихся к различным культурам и цивилизациям, имеющим различное понимание о законах и законности и не могла существовать длительное время как достаточно прочное централизованное государство.
|