Нижеприведенные примеры, заимствованные у Плутарха, покажут, как заботливо греки поддерживали старинные обычаи.
«Вследствие засухи в Дельфах свирепствовал голод. Обитатели города пришли со своими женами и детьми к вратам царского дворца и умоляли царя о помощи. «Царь велел раздать муку и овощи наиболее влиятельным из них, потому что для всех не хватало. А когда у царя настойчиво стала просить милостыни пришедшая туда маленькая девочка, не имеющая ни отца, ни матери, царь ударил ее и даже бросил ей в лицо свою сандалию. Несмотря на свою бедность и покинутость, эта девочка была очень горда; она сейчас же ушла и повесилась на своем поясе. Между тем голод усилился, к нему присоединились еще болезни. Пифия заявила царю, что он должен успокоить душу Харилы — той девочки, которая покончила жизнь самоубийством: с большим трудом узнали, что это было ее имя. Тогда совершили жертвоприношение с очистительными обрядами. Через каждые девять лет эти церемонии происходят и в настоящее время. Царь является лично и раздает муку и овощи всем чужеземцам и гражданам, затем приносят изображение маленькой девочки, представляющее Харилу. Когда все получат свои части, царь наносит своей сандалией этому изображению удар по лицу, затем жрица берет воображаемую Харилу и уносит в местность с крутыми обрывами; там ей на шею набрасывают веревку с. 322 и зарывают на том самом месте, где была похоронена повесившаяся Харила».
«Кто такие эгинские монофаги (т. е. те, которые едят в одиночку)? Множество эгинцев, принявших участие в троянской войне, погибли в битвах или утонули в море. Лишь немногие, оставшиеся в живых, нашли приют у своих близких; эти последние, видя своих сограждан в скорби и слезах, решили, что они не имеют права открыто выражать свою радость и приносить жертвы богам. Они тайным образом стали устраивать во внутренних помещениях своих домов пиршества и празднества оставшимся в живых близким, причем сами прислуживали за столом своим отцам, родственникам, братьям и домашним и не допускали никого постороннего. Чтобы сохранить воспоминание об этом, в честь Посейдона совершаются жертвоприношения, называемые фиасами. Эти церемонии длятся 16 дней, в течение которых обеды устраиваются дома, никто во время трапезы не должен разговаривать, и ни один раб не смеет появляться тут. Вот почему этих людей называют монофагами». с. 323 «Почему у самосцев при жертвоприношениях Гермесу разрешается воровство и грабеж? Это происходит потому, что самосцы согласно указанию оракула переселились со своего острова в Микале и в течение 10 лет жили там грабежом; потом они возвратились на свой остров». «Почему в Антимахии, на острове Косе, жрец Геракла приступает к жертвоприношению в женской одежде и с митрой на голове? Потому, что на этом месте Геракл выдержал битву, потерпел в ней поражение и спрятался у одной фракиянки, которая скрыла его, одев в свое собственное платье. Жрец поныне совершает на том месте, где была битва, жертвоприношение». (Плутарх. Греческие вопросы, 12, 44, 55, 58).
|