Студопедия — У нас нет общей суммы взносов для последующих лет, но в 333 году мы находим доход в 2610 драхм и 3 обола (около 966 руб.) от жертвоприношений в честь Зевса-спасителя.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

У нас нет общей суммы взносов для последующих лет, но в 333 году мы находим доход в 2610 драхм и 3 обола (около 966 руб.) от жертвоприношений в честь Зевса-спасителя.






В 332 г. доход составлял 1183 драхмы (около 438 р.), как результат жертвоприношений в честь Тезея. Принесете жертв богине Мира дало 711 драхм (около 263 р.).

Цифры, конечно, менялись из года в год в зависимости от пышности празднеств. Так, празднования в честь Мира дали 874 драхмы (около 323 руб.) в 335 году и 741 (около 263 руб.) в 332 году. Разница при празднованиях, посвященных Зевсу-спасителю, была еще больше: с. 330 2610 драхм (около 966 руб.) в 333 году и 1050 драхм (около 388 руб.) в 334 году.

(Corp. inscript. Atticar., т. II, 741; Caillemer. Dict. des antiq. т. II, стр. 106).

Приношения богам.

В древние времена при принесении даров богам люди руководились расчетом и смотрели на свои приношения, как на торговые сделки. Боги, созданные по подобию людей, поступали так же, как и эти последние, сообразно со своими выгодами: они давали тем, кто давал им, и если что-нибудь получили, то по справедливости должны были отплатить той же монетой.

Приношение могло иметь троякий характер: умилостивительный, искупительный и благодарственный. В некоторых случаях оно могло быть сделано наперед в виду ожидаемых благ, вознаграждения за понесенные убытки или получения долга.

Кроме того, разве боги, имевшие такое большое сходство с людьми и обладавшие всеми их потребностями и страстями, не должны были владеть тем, что могло принести пользу или доставить удовольствие?

Первоначально жертвоприношение играло роль налога, взимаемого в пользу богов с различного имущества и продуктов питания человека. Когда основывался какой-нибудь город, то при распределении участков земли, на которые ее предварительно делили, прежде всего выделялись владения, предоставлявшиеся богам. При дележе добычи поступали так же, и первые части посвящались богам. Им же отдавалась и часть общественных доходов. Часто обязательство посвящать богам первые плоды урожая устанавливалось прямо законодательным путем. Таково было отношение к этому вопросу государства.

Частные лица действовали таким же образом. Был ли возведен какой-нибудь гражданин на общественную или религиозную должность, приобрел ли знаки отличия член какой-нибудь организации, всякий из них прежде с. 331 всего выполнял свои обязательства по отношению к богам, как главным творцам всякого блага. Получал ли кто-нибудь прибыль или наследство, сделал ли находку, был счастлив в игре или на охоте, одерживал победу в состязании, имел успех в каком-нибудь предприятии, вел ли удачную торговлю, — всякий считал обязательным совершить приношение богам. Естественные продукты земли в особенности должны были подлежать такому священному налогу. В отношении их обязательство поддерживалось дольше и соблюдалось строже, чем в других случаях. Все рождающееся и растущее являлось источником таких почестей, и человеческие поколения не были освобождены от такой повинности. Греки признавали этот варварский обычай, и ἀπαρχὴ ἀνδρῶν доставляли людей для жертвоприношений, а позднее — для гиеродулий25 и для выселения в колонии.

Когда обязательность приношения богам получила всеобщее признание, жрецы попытались установить на этот счет определенные правила, ввести определенную таксу. Обыкновенно налог с предметов, первые плоды которых подлежали обложению, равнялся 1∕10, иногда доходил даже до нескольких десятых.

С течением времени приношения приобрели другой характер: они стали считаться обязательными только в некоторых случаях, например, при захвате добычи, в случаях необыкновенных или непредвиденных приобретений, например, при находках. Они были также обязательны в том случае, когда человек связывал себя формальным обещанием, давал, например, обет; не выполнить такой обет считалось настоящим преступлением, за которое боги или, вместо них, могущественные люди налагали наказание; но за исключением этих случаев приношение считалось свободным и добровольным даром, одним словом — актом благочестия. Впрочем, боги располагали средствами навести отдельных людей и целые города на мысль оказать им почести с. 332 посредством приношений: общественные бедствия, болезни, неурожаи, войны, пророчества были предостережением; точно такую же роль играли предсказания, сны, видения. В случае надобности боги указывали на те предметы, которыми можно было доставить им удовлетворение.

Нет возможности перечислить все те случаи, в которых государства или отдельные лица делали приношения богам. Вот наиболее частые из них: 1) когда испрашивали какую-нибудь милость; 2) когда благодарили за одержанную победу на войне или в играх, при выздоровлении, чудесном спасении, вступлении в брак, рождении ребенка, выигранном судебном процессе, при освобождении за определенный выкуп и отпущении на волю, при получении должности или какой-нибудь выгоды; 3) когда желали получить искупление; так, например, роль приношений играли те конфискации и штрафы, которым подвергались за святотатство. Особенно охотно дары богам предлагались во времена каких-нибудь празднеств. Случалось также, что в силу обычая, предписания закона или завещания в определенные сроки делались приношения, всегда носящие одинаковый характер. Таким образом, существовало различие между обычными приношениями, совершаемыми в определенные периоды времени и зависевшими от постоянных причин, и приношениями экстраординарными, которые находились в связи с особыми обстоятельствами.

При совершении приношения необходимо было сотрудничество двух лиц: жертвователя и жреца, приносившего дар от имени божества. Жертвоприношение состояло из двух актов. В первом жертвователь отказывался от прав на приносимый им предмет, во втором жрец пытался заставить божество принять его. Стремления жертвователя и жреца и формулы, которые они произносили — и только они одни — сообщали предмету священный характер, который распространялся на всякий предмет, каков бы он ни был.

Иногда дар приносился в полное и безусловное владение богов, без всяких условий и ограничений. В с. 333 других случаях передавалось только право считаться владельцем того или иного предмета. Так, жертвователь мог подарить богу землю и сохранить за собою право пользования ею; он мог также дать деньги, но установить наперед, каково должно быть назначение доходов с них.

Победное жертвоприношение.

В некоторых случаях дар носил чисто фиктивный характер; например, когда господин, освобождая своего раба, посвящал его божеству, но ставил условие, чтобы раб этот жил у него до самой смерти. Существовала еще особая форма приношения, состоявшая в том, что богам предлагался дар, которым жертвователь сам не имел права ни владеть, ни свободно распоряжаться, но в молитве жертвователь приглашал богов захватить предлагаемое. Таким путем можно с. 334 было обречь богам и их врагов и своих собственных. На этих людей призывалось небесное мщение, и они обрекались всякому, кто желал принять на себя выполнение этого мщения. Подобные посвящения могли касаться и целых городов и отдельных лиц. Первоначально смертная казнь была настоящим приношением богам: преступник нанес оскорбление богам; чтобы отвратить от его семьи или от страны, оскверненной им, заразу преступления или опасность наказания, его приносили в жертву.

Предмет, предложенный божеству и принятый им, становился ἱερόν (священным). Похищение его, перенесение в другое место, изменение его назначения или даже поднятие на него руки считались святотатственными действиями. Правда, приношение можно было лишить его священного характера и сделать из него предмет обычного употребления, даже уничтожить его. Но для этого нужно было вмешательство общественной власти, действующей с одобрения власти религиозной.

По всей вероятности, вначале приношения делались только натурой. Они были лишь частью имущества, предоставляемого богу человеком. Но уже в древнюю эпоху эти приношения заменялись предметами, форма которых напоминала старинные приношения натурой, а ценность была одинаковой с ними. Так стали разрешатьсясимволические приношения, т. е. изображения первых плодов, которые должны были отдаваться богам. Вот объяснение золотой жатвы, посылаемой метапонтинцами в Дельфы, золотых колосьев, упоминаемых в перечне имущества Парфенона, глиняных, бронзовых, серебряных и золотых виноградных лоз, деревьев, разных растений, животных, которые встречаются во всех святилищах.

Таким же образом вместо людей богам стали посвящать человеческие изображения. Потому-то для храмов и для могил начали делать особые вещи, непригодные к употреблению и предназначавшиеся только для того, чтобы служить воспоминанием и представлять как бы подобие с. 335 настоящих предметов. С течением времени перестали считаться со связью между пожертвованием и причиной, вызвавшей его. Жрецы ввели обычай продавать приносимый хлеб или посвященных богам животных, в которых не было надобности для потребностей храма, и заменять их приношениями, стоимость которых равнялась продажной цене пожертвования. Сами жертвователи тоже производили такую замену. С этих пор место всех первоначальных приношений заняли главным образом статуи и вазы.

Пожертвованиями могли служить всякого рода материальные предметы: земля, здания, денежные капиталы, деревья или другие растения, существа одушевленные, прислуга, вещи для богослужения или для украшения святилища и т. д.

(По Homolle. Dictionnaire des antiquités, т. II, стр. 364 и сл.).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия