Студопедия — Объект и предмет социологии 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объект и предмет социологии 1 страница






§ 1 Объект социологии § 2 Предметные зоны социологии § 3 Социология и другие науки

§ 1. Объект социологии

В учебниках и учебных пособиях по социологии, как отечественных, так и зарубежных, до недавнего времени объект и предмет этой науки, как правило, не разграничивали, а часто просто отождествляли. Обычно пи­сали о гом, что социология — это, в самом общем виде, наука об общест­ве (согласно этимологии самого термина), а далее следовали характери­стики ее предметной зоны. Между тем такой подход к разграничению объекта и предмета социологии по меньшей мере недостаточен.

Что значит определить объект социологии? Обратимся к мнению П. Сорокина. В работе «Система социологии», написанной еще в Со­ветской России в 1920 г., он отмечал: «Определить объект социологии, как и любой науки, — это значит выделить тот разряд фактов, который являет ся предметом ее изучения, или, иными словами, установить осо­бую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зре­ния других наук. <...> Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социологии будет таков, социология изучает явления взаимо­действуя людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникаю­щие из этого процесса взаимодействия, с другой»1. Следовательно, по Сорокину, главное в определении объекта социологии — установить особую точку зрения на изучаемые явления и процессы.

Весь вопрос в том, что изучается, о каких явлениях и процессах идет речь. Другими словами, объект социологии — это го, на что направлено со­циологическое внимание, знание и исследование. Что же касается «особой точки зрения», которую Сорокин применительно к социологии определяет как изучение взаимодействия людей и явлений, возникающих из этою вза­имодействия, то это скорее относится к предмету характеризуемой науки.

1 Сорокин П Система социоло!ии Сыктывкар, 1991 Т 1 С 3—4



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


Как видно, объект и предмет социологии (как и любой науки) не от­делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказывают­ся тесно связанными между собой. Предмет социологии — это но суще­ству часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем. О них, т.е. о предмете социологии, подробнее будет сказано чуть дальше. Сейчас же — о ее объекте.

Указание на то, что им является общество, конечно же, не проясня­ет ситуацию в полной мере. В конце концов общество как таковое пред­ставляет собой объект изучения нескольких десятков (если не больше) общественных либо социально-гуманитарных наук. Сразу же возника­ет вопрос: что понимается под обществом, которое интересует социоло­гию? Необходимо, следовательно, конкретно рассмотреть этот вопрос.

Прежде всего, это общество современное или, как часто говорят, ак­туальное. Интересует ли социологию прошлое общество? Отчасти /[а, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понима­ния современных реалий. Как отмечает Э. Гидденс, «прошлое — это зер­кало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее»1. Но понятно, что объектом социологии прошлое общество, его история может выступать только в весьма ограниченном виде (ис­ключение здесь составляет лишь так называемая историческая социо­логия, т.е. отрасль социологического знания, для которой сравнитель­ный анализ социальных процессов в различные исторические эпохи является главной задачей). Строго говоря, социологу в Древнем Риме «делать нечего», разве что иногда «заглянуть» для какого-либо сопос­тавления и проведения исторической параллели.

Является ли объектом социологии будущее общество? В опреде­ленной степени да, причем в гораздо большей, чем прошлое общество. При рассмотрении функций социологии и ее проблемного поля в пер­вой главе уже отмечалось, насколько важно заниматься социальным прогнозированием, поскольку от социологов постоянно ждут разра­ботки сценариев будущего развития как общества в целом, так и его отдельных систем и структур.

Следовательно, оставаясь в рамках изучения собственных про­блем, социология постоянно стремится перекидывать «мостки» от се­годняшнего, актуального общества к будущему. Если прошлое — это, повторяя Гидденса, зеркало, в которое социолог смотрит для лучшего понимания настоящего, то будущее — это увеличительное стекло, ко­торое резко усиливает видение современных проблем и помогает от­делить по-настоящему важные из них от второстепенных, которые должны будут кануть в Лету.

1 Guldens A Sociology. P. 21.


Глава 4. Объект и предмет социологии



Однако социологию интересует не только реальное общество. Не менее значимым объектом этой науки оказывается информация об обществе, которая, строго говоря, также выступает как разно­видность социальной реальности, изучаемой социологией. Это ин­формация объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов на ос­новании многочисленных источников. Под первичной социологичес­кой информацией понимаются сведения об объектах социологического исследования, собираемые путем письменного и устного опросов, на­блюдения, изучения официальных и личных документов и т.д. Такую информацию нельзя использовать непосредственно, она подлежит об­работке, результатом которой становится вторичная социологическая информация — сжатая, обобщенная, удобная для использования как в научных, так и практических целях.

Строю говоря, информация об обществе, его отдельных пробле­мах, явлениях и процессах становится объектом социологии намного чаще, чем сама реальность общественной жизни, и приобретает для науки постоянно растущее значение. Ведь социология имеет дело со смыслами, значениями, символами, понятиями. Поэтому не случайно в социологии проблема д о с т у и н о с т и, н а д е ж н о с т и, д о с т о в е р -н о с т и информации, возможности ее максимально полного и по­лезного использования является одной из наиболее актуальных.

Содержанием социологической информации могут быть различ­ные теории, концепции, выводы, положения, используемые в процес­се научно-практической деятельности специалистов. В качестве со­держания информации выступает также взаимодействие социальных общностей, их членов, способы и виды их жизнедеятельности в кон­кретных условиях1. Особенность информации как объекта социоло­гии состоит в том, что определенная ее часть создается по заказу ис­следователя. Это происходит тогда, когда социологи проводят опросы, собирают первичную социологическую информацию и таким образом как бы инициируют ее появление. В этой информации отра­жается состояние массового сознания, индивидуальное и коллектив­ное поведение людей, содержатся оценки и мнения о тех или иных яв­лениях и процессах социальной действительности.

Основными информационными объектами социологии выступа­ют: демографический (сведения демографического характера, сово­купность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и мотивов поведения лю­дей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организа-

1 См. Энциклопедический социоло! ический словарь М., 1995. С. 247.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


циях); отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культурологический (информация о поведении людей, детерминиро­ванном нормами и ценностями жизни и культуры).

Исходя из сказанного, можно утверждать, что многие из социаль­ных фактов, изучаемых социологами, первоначально получены, как правило, не ими. Одни из главных источников интересующих социо­логию сведений — государственная и ведомственная статистика, офи­циальные документы, средства массовой информации. Понятно, что такой материал еще до научного исследования кем-то интерпретиро­ван. Кроме того, большинство сведений недолговечно, информация устаревает довольно быстро. Это обстоятельство вызывает трудность в познании объекта социологии, и помочь преодолеть ее могут только хорошо отработанная методология и методика научного исследова­ния. Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности ин­формации о ней, и социальные факты образуют объект социологии.

§ 2. Предметные зоны социологии

Представляя собой совокупность центральных проблем объекта соци­ологической науки, ее предмет не может рассматриваться как нечто постоянное, застывшее и неизменное. Он развивается на протяжении всей истории социологической мысли, причем происходит это либо революционно, радикально, либо эволюционно, постепенно. Первый случай имеет место, когда осуществляется смена парадигмы в социо­логии, второй — когда меняются проблемная направленность социо­логии и методы ее исследования1.

В социологии применительно к пониманию ее предмета сформирова­лись две основные парадигмы — макросоциологическая я микросоциологиче­ская. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макросоциология связана с изуче­нием общественных мировых систем и их взаимодействий, различных ти­пов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобаль­ных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институ­ты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.

Микросоциология обращена к изучению социального поведения, межличностного общения, мотивации действий, социализации и ин-

См.: Ядов В А Размышления о предмете социологии // Социол исслед. 1990. № 2

С. 4.


Глава 4 Объект и предмет социологии



видуализации личности, стимулов групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», сколько «внутренний» ас­пект действий людей, их поведения.

Значит, мы имеем дело по крайней мере с двумя понятиями пред­мета социологии, выступающими как макротеория (теория «структу­ры») и микротеория (теория «действия»). Развитие мировой социо­логии вначале шло по пути «разворачивания» каждой парадигмы, а затем — поиска возможностей их соединения в рамках единого пред­мета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», замет­но и сейчас.

Подходы к определению предмета социологии в зарубежной науке

Известно, что исторически первой парадигмой в социологии была ма­кросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом со­циологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как еди­ный социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой — постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.

В последующем макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется в понимании предмета социологии у крупнейших социо­логов XIX — начала XX в.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма со­стояла в понимании общества как социальной реальности (объект со­циологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.

Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социо­логии в середине XX столетия нашла свое отражение в концепциях структурно-функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, пред­мет же социологии выступал как исследование структур и механиз­мов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.

Начиная с 1920-х гг. формируется микросоциологическая пара­дигма, в рамках которой предмет социологии сводится к изучению межличностных отношений, внутренних аспектов поведения людей и социальных групп, их взаимодействия, а также конкретных и локаль-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ных проблем и процессов. Общество как целостный социальный орга­низм исчезает, растворяется в гигантском количестве дробных явле­ний, каждое из которых по-своему важно, требует изучения, имеет практическое значение, но... вытесняет из социологического сознания системность и целостность общественного организма.

В соответствии с одним подходом предмет социологии определя­ется как «научное изучение образцов человеческого взаимодейст­вия»1, в соответствии с другим — как «учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение»2, в соответствии с треть­им — как «научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение»3.

Наконец, нельзя не сказать о попытках определить предмет социо­логии, соединив при этом макро- и микросоциологический подходы. Давая широкую трактовку предмета социологии как науки об общест­ве в целом, социальных структурах и отношениях, некоторые авторы стремятся интегрировать в системное понимание современного обще­ства изучение человеческого поведения на самых различных его уров­нях. Такие попытки стали характерными для социологической науки начиная со второй половины 1980-х гг. Наиболее типичными в jtom отношении представляются определения предмета социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса. Первый рассматривает социологию как «научное исследование общества и социальных отношений, которое опирается на данные или факты из реального мира и стремится следо­вать им, используя научные объяснения»4, второй — как «учение о че­ловеческой социальной жизни, группах и обществах»5.

Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии

Касаясь определений предмета социологии в отечественной пауке, необ­ходимо отметить первоначально явное господство макросоциологической тенденции. На то есть свои объяснения, корни которых — в многолетнем статусе социологии как несамостоятельной науки в системе марксистско-ленинского философского знания. Многочисленные дискуссии о роли и месте социологии, которые велись в СССР с 1960-х гг., были посвящены прежде всего аргументированию того, что социология не противоречит марксизму, а лишь усиливает его, вместо уяснения собственного предме­та, его специфики, позволяющей характеризовать эту науку как совер-

1 Champion D, Kurth S, Hastings D, Hams D Sociology N Y, 1984 P 2

2 Taylm M, Rhyne L, Rosenlhal Si, Dogby К Introduction to Soc lology P 4

3 Doob Chr Sociology An Introduction P 21
ASmelserN Sociology New Jersey, 1988 P 16
J Giddens A Sociology P 7.


Глава 4 Объект и предмет социологии



шенно самостоятельную, автономную и вместе с тем тесно связанную с иными областями знания, прежде всего социально-гуманитарного.

Самым типичным было понимание социологии как науки о наибо­лее общих законах (закономерностях) общественного развития — с многочисленными вариациями вокруг этого предметного поля. Вот одно из таких и сегодня широко принятых определений: «...социоло­гия — это наука об общих и специфических социальных законах и за­кономерное 1ях развития и функционирования исюрически опреде­ленных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личнос­тей, социальных групп, общностей, классов, народов»1.

В середине 1990-х гг., благодаря деятельности международного фон­да «Культурная инициатива» (Фонд Сороса), было издано несколько учебников и учебных пособий по социологии, в которых подходы к оп­ределению ее предмета оказались принципиально иными. В одном из учебников социология определялась как «наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах»2, в другом — как «научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования об­щества и составляющих его компонентов — социальных групп, общнос­тей и социальных институтов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей. Главная цель социологии — объяснение и раци­ональное понимание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определить научные пути реше­ния встающих перед обществом проблем»-5. Обращает на себя внимание стремление авторов органично соединить макро- и микросоциологичес­кий подходы к определению предметного поля социологии, сделать ак­цент на изучении структур, процессов и механизмов их действия.

В действительности объединения этих подходов удалось добиться чуть позднее. В конце 1990-х гг., в связи с появлением новых учебни­ков по социологии, было предложено несколько различных по своему характеру определений предмета социологии, соединивших в себе ма­кро- и микросоциологическое видение общественных проблем и бази­ровавшихся на специфических, ранее активно не использовавшихся критериях. Так, в основе определения предмета социологии Ж.Т. То-щенко лежит принцип единства сознания и поведения, трактуемых и на макросоциологическом, и на микросоциологическом уровнях. Ав­тор указывает, что «социология — это наука о движущих силах созна-

1 Социо/101 ия / Под ред. Г В Ос ипова М, 1990 С 25

^ Фролов С С Социология М, 1994 С 15

3 Комаров МС Введение в социологию М, 1994 С 13


Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование

ния и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное по­ведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании,; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и дея­тельность, действительное поведение людей» К

В русле обозначенной выше методологической позиции находится определение предмета социологии, принадлежащее С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяну, Н.Е. Покровскому. Характеризуя в качестве обьек-та социологической науки «взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества», названные авторы следующим образом определяют ее предмет: «Социология — наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, те­оретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осо­знанных и неосознанных мотивов поведения»-^.

Наконец, приведем новое по своему характеру и структуре, нети­пичное ни для зарубежной, ни для отечественной социологии опреде­ление ее предмета, включающее три уровня обобщения. Так, В.И. До-бреньков и А.И. Кравченко, характеризуя в своей трехтомной работе «Социология» подходы к выявлению предмета этой науки, говорят о всеобщем, частном и единичном уровнях его обобщения. На всеоб­щем уровне обобщения социология — это наука об обществе, на част­ном — «наука о поведении людей как представителей больших соци­альных групп и функционировании социальных институтов», на единичном уровне «мы получаем очень широкое определение социо­логии как совокупности всех тем эмпирических исследований»3.

Определение предмета социологии и содержания предметных зон

Прежде чем предложить наше авторское видение предмета социоло­гии, рассмотрим подходы к нему. Первый из них состоит в том, что предметное поле социологии должно быть достаточно широким, его нельзя ограничивать только одной предметной зоной. При этом мы исходим из того, что среди предметных зон есть ядро — сущность

1 ТощенкоЖТ Социология М, 1998 С 46-47

2 Кравченко С А, Мнацашнян МО, Покровский НЕ Социология парадигмы и
темы С 27

3 Добренькое В И, Кравченко А И Социология Т 1 С 73—74


Глава 4 Объект и предмет социологии



предмета социологии ипериферия — совокупность наиболее зна­чимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. Са­мо предметное поле социологии представляет собой постепенный пе­реход — по мере движения от его периферии к ядру — от макросферы к микросфере (поскольку обе представляют со­бой основные срезы общества), и главное здесь — соблюдение прин­ципа их когерентности, согласования.

Второй подход к определению предмета социологии состоит в ха­рактеристике этой науки как дисциплины, изучающей общественные системы в их функционировании и развитии. Речь идет о систем­ном видении общества и его самых различных сфер и структур как в устойчивом, стабильном, так и в динамичном, меняющемся по­ложении. Это, в свою очередь, связано с необходимостью выявления элементов, выполняющих функции «узлов», т.е. скрепляющих связи, отношения, процессы, структуры, взаимодействия. Когда эги «узлы» реализуют свои скрепляющие функции, тогда общества и их системы функционируют и развиваются как органические целостности через их воспроизводство и развитие, а социология может обнаружить и раскрыть тенденции данных процессов.

Третий подход заключается в фиксации направленности социоло­гического анализа:начинать с общества и восходить к ин­дивиду. Именно так, а не наоборот, как утверждают некоторые авто­ры, придерживающиеся иной логики рассуждения: раз в центре внимания социологии находится проблема человека, значит, идти в анализе нужно от него к обществу. Вряд ли с этим можно согласить­ся. Хотя в принципе в социологическом познании существует ситуа­ция встречного потока (от общества к индивиду, от индивида к обще­ству), отправным моментом в этом движении является общество. И дело не только в том, что по определению социология — наука прежде всего об обществе, а не о человеке, индивиде. Главное состоит в принципиальной невозможности понять социальные процессы, свя­зи и отношения, социальные общности, институты и организации, со­циальную структуру и социальную систему, если идти от индивида.

После того как были охарактеризованы подходы к определению предмета социологии, возникла необходимость раскрыть содержание каждой из предметных зон. Начнем с ядра пре'дметного поля, в каче­стве которого рассматривается социальная общность. Здесь мы идем вслед за В.А. Ядовым, который убедительно доказывает справедли­вость такой трактовки предмета социологии. Вот как он его определя­ет: «Социология — это наука о становлении, развитии и функциони­ровании социальных общностей и форм их самоорганизации:



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механиз­мах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социаль­ными общностями, между личностями и общностями; наука о законо­мерностях социальных действий и массового поведения»1.

Возникает главный вопрос: почему именно социальная общ­ность оказывается ядром предметного поля социологии? Вначале ко­ротко скажем о том, что такое социальная общность (ее подробный ана­лиз дан в главе 9). Под ней (опять же вслед за В.А. Ядовым) будем понимать взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интере­сов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач дея­тельности. К социальным общностям можно отнести все или большин­ство устойчивых форм самоорганизации социального субъекта: и семью, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональ-ные или территориальные общности, и, наконец, человечество в целом.

Благодаря выделению социальной общности как ядра предмета со­циологии возникает возможность соединить в анализе личность и об­щество. В социальной общности содержится решающее качество са­модвижения, развития социального целого, его источник. Он — в столкновении интересов групп, общностей, классов. Ведь люди живут в общностях, оказываясь членами многих из них.

Социальная общность (груяпа, слой, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет и ус­тойчивость, стабильность социальных систем, и механизмы их разруше­ния. Именно поэтому категория «социальная общность» сулит немалые перспективы социологического познания. Как следствие, она должна стать главным предметом социологического анализа. Эта категория со­единяет макро- и микросоциологический подходы к изучению поведе­ния людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социаль­ных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д.

Социальная общность не есть общество как целое, но это единица социального измерения, своеобразный социальный ген. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Это и есть социум (socium — общее, совме­стное) в наиболее точном значении данного термина. Различие интере­сов социальных общйостей способствует возникновению альтернатив

1 Ядов В А Социологическое исследование' методолошя, программа, меч оды. С. 19-20.


Глава 4 Объект и предмет социологии 101

или перспектив исторического процесса. Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восхо­дить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, на­ходящимся в той или иной социальной общности, через нее.

Социальные общности выступают как источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие составляет со­держание следующей, идущей за ядром предметной зоны. Речь в дан­ном случае идет уже о начале периферии предметного поля социоло­гии. Но при этом не следует противопоставлять ядро и периферию, тем более но принципу важности: что для социологии более значимо изу­чать, а что — менее. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправлеиность.

Познание общественных процессов можно начать с того, с чего на­чинается сам жизненный процесс, т.е. с действия, с акта человеческой деятельности. Действие первично и исторически, и логически. Но имеется в виду не всякий поступок, а социальное действие (в веберовском смысле), обладающее общественным значением. Ре­альный деятель, или субъект деятельности, — конкретный индивид, группа, общественное движение. Действия субъекта эмпирически на­блюдаемы. Для социологии это положение принципиально, как и то, что сами действия имеют целесообразный характер. Действие есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует социальный процесс, особенность которого, помимо всего про­чего, состоит в том, что конкретный деятель уже не выходит на пер­вый план. Действующее лицо здесь найти труднее. Социальная жизнь выступает как общественно-исторический процесс, совершающийся в силу естественного закона. Все одинаково подлежит его действию, и никто в отдельности не является его господином.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1125. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия