Студопедия — Объект и предмет социологии 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объект и предмет социологии 4 страница






Интерсубъективный характер повседневного знания ставит, как считал австрийский социолог, проблему его социализации. Шюц на­зывает три аспекта этой проблемы: а) взаимность перспектив, или структурная социализация знания; б) социальное происхождение знания, или его генетическая социализация; в) социальное распреде­ление знания. Взаимность перспектив рассматривается как взаимоза-


Глава 5 Специфика социологического знания 125

меняемость перспектив, находящая отражение во взаимозаменяемос­ти точек зрения: если я поменяюсь местами с другим человеком, то бу­ду воспринимать ту же самую часть мира в той же перспективе, что и он. Следовательно, структурная социализация знания, т.е. его усвое­ние и освоение как социального опыта осуществляется благодаря близкому восприятию этих знаний как мной, так и другими людьми.

Рассматривая второй аспект социализации повседневного знания — его социальное происхождение, Шюц отмечает, что лишь очень малая часть знания о мире и о людях рождается в личном опыте. Большая его часть передается родителями, друзьями, педагогами и, стало быть, име­ет социальное происхождение. В отношении третьего аспекта — соци­ального распределения знания — позиция социолога состоит в следую­щем. Знание нужно рассматривать как форму связи между людьми. О нем мы можем говорить только тогда, когда оно релевантно (соотно­симо) другому знанию, точнее, знанию другого человека. Это и есть про­явление социального распределения знания. Шюц отмечает, что запас наличного знания у людей различается объемом, качеством и структу­рой. В чем-то человек является экспертом, в чем-то — дилетантом.

Характеризуя повседневное, обыденное знание, австрийский соци­олог пытался его типизировать. Речь идет о том, что это знание не ин­дивидуальных особенностей и характеристик, а типов личности (на­пример, тип «продавец», тип «парикмахер», тип «страховой агент», тип «клиент» и т.д.), из которого и складывается запас наличного зна­ния, являющийся основой социального мира. Человек ориентируется в нем, взаимодействует с другими людьми прежде всего благодаря то­му, что обладает запасом знания о многочисленных типах личности. Именно такое знание и лежит в основе научных абстракций. Научная типология знания, в соответствии с позицией Шюца, не появляется на голом месте, сразу и из ничего. Она строится прежде всего на эле­ментарных типах повседневного знания.

Обращение Шюца к анализу структур жизненного мира, обыден­ного знания, его стремление рационализировать это знание путем раз­личных типизации и доказать, что на такой основе возникает научное знание, позволяет говорить о создании особой концепции, даже мето­дологии, которая затем активно применялась рядом социологов, в первую очередь учениками А. Шюца П. Бергером и Т. Лукманом.

Знание как предмет в социологии П. Бергера и Т. Лукмана

Американский социолог Питер Бергер (р. 1929) и немецкий социолог Томас Лукман (р. 1927) хорошо известны в современной социологии знания прежде всего своей совместной работой «Социальное констру-



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


ирование реальности»1. Находясь под влиянием идей А. Шюца, П. Бергер и Т. Лукман выделяют среди множества реальностей одну как наиболее значимую — реальность повседневной жизни. Эту ре­альность человек разделяет с другими людьми, равно как и повседнев­ное знание о ней. Реальность повседневной жизни, которую Бергер и Лукман рассматривают, как и Шюц, в качестве интерсубъективного мира, конструируется интерсубъективным человеческим сознанием. Поэтому качественное различие между объективной и субъективной реальностью повседневной жизни, по существу, снимается.

Бергер и Лукман считают, что знание повседневной жизни напоми­нает инструмент, прорубающий дорогу в лесу и проливающий узкую по­лосу света на то, что находится впереди и непосредственно рядом (при этом со всех сторон дорогу обступает темнота): «Мое знание повседнев­ной жизни организовано в понятиях релевантностеи. Некоторые из них определяются моими непосредственными практическими интересами, другие — всей моей ситуацией в обществе. Мне неважно, каким образом моя жена готовит мой любимый гуляш, если он получается хорошо. Ме­ня не интересует то, что акции общества падают, если я не владею этими акциями; что католики модернизируют свое учение, если я атеист; что можно лететь без пересадки в Африку, если я туда не собираюсь»^. Вме­сте с тем релевантные (соотносимые) структуры индивида во многом пересекаются с релевантными структурами других. Знание этих струк­тур есть важный элемент знания повседневной жизни каждым.

Знание повседневной жизни связано и с проблемой социального распределения знания, которую Бергер и Лукман трактуют несколько шире, чем Шюц. Социальное распределение знания начинается с того простого факта (и его признания), что я не знаю всего того, что знают мои партнеры, и наоборот. В повседневной жизни знание социально распределено в том смысле, что разные индивиды и типы индивидов обладают им в различной степени. Кроме того, у каждого может быть такое знание, которое он с кем-то разделяет и которое он не разделяет ни с кем. Здесь имеет еще значение социально доступный запас зна­ния, который тоже как бы «участвует» в его социальном распределе­нии. «В повседневной жизни я знаю (хотя бы приблизительно),— пи­шут социологи, — что и от кого я могу скрыть, от кого я могу получить информацию, которой не располагаю, и вообще какого рода знаний можно ожидать от разных людей»'!


1 Издана в 1966 г., рус. перевод. Бергер П, Лукман Т Социальное конструирование
реальности Трактат по социологии знания М, 1995.

2 Бергер П, Лукман Т Социальное конструирование реальности. С 77.

3 Там же. С 79


Глава 5. Специфика социологического знания 127

По мнению Бергера и Лукмана, знание в обществе — это совокуп­ность того, что каждый знает о социальном мире: правила поведения, моральные принципы, предписания, ценности, верования, пословицы, поговорки и т.д. Такое знание составляет мотивационную динамику ин­ституционализированного поведения и является «реализацией в двой­ном смысле слова — в смысле понимания объективированной социаль­ной реальности и в смысле непрерывного созидания этой реальности»1.

Бергер и Лукман рассматривают не только повседневное, обыден­ное, но и теоретическое знание, значение которого они, по всей видимо­сти, принижают. Теоретическое знание, говорят социологи, «лишь не­большая и отнюдь не самая важная часть того, что считается знанием в обществе»^. С этим утверждением, особенно второй его частью, вряд ли можно согласиться в паше время, когда роль науки и научного знания невиданно возросла и имеет поистине необозримые перспективы.

Социологический анализ знания, проведенный выше благодаря харак­теристике взглядов наиболее крупных представителей социологии знания, убеждает в больших возможностях этой отрасли социологической науки. Выясняется, что в центре ее интересов оказались преимущественно два ви­да знания: научное, специализированное, и обыденное, повседневное. Между тем богатство знания и его видов не ограничивается только ими. Вполне уместно ставить вопрос, к примеру, об образовательном знании.

Это особый вид знания, не являющийся ни научно специализиро­ванным, ни обыденно-житейским. Знание, которое транслирует педа­гог (учебник) и осваивает учащийся, не является в полной мере науч­ным, поскольку требует некоторого «упрощения», редукции, адаптации. В то же время оно содержит в себе черты обыденного, до­ступного знания и, что особенно важно, языка, с помощью которого образовательное знание транслируется. Оно — не просто препариро­ванное научное знание; образовательное знание содержит в себе ми­ровоззренческий компонент (взамен прежнего, чаще всего идеологи­ческого) и преследует цель социализирующего воздействия. В этом смысле образовательное знание есть важный способ конструирования социальной реальности. Здесь, однако, существует опасность свести специализированное научное знание к адаптированному настолько, что оно приблизится к обыденному. Задача состоит в том, чтобы не допустить этого, что, впрочем, выходит за пределы социологической науки и относится уже к педагогике и методике обучения.

Рассматривая социологическую постановку проблем знания, бо­лее точно и конкретно — самого социологического знания, необходи-

1 Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальное i и. С. 111.

2 Там же. С. 109.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


мо назвать в качестве одной из наиболее важных проблему его струк­туры, о которой речь пойдет в следующей главе.

Вопросы и задания

1. В чем принципиальное oi личие социологического знания от естест пенно-научно­
го?

2. Как социологам удается достичь объективности полученного знания?

3. Какова роль социального факта в познании действительности?

4. С какими социалы/ыми фактами имеют дело социологи?

5. Что такое социологическое воображение, в чем ценность этого профессионально­
го качества?

6. Может ли знание быть предметом социологического анализа? Если да, то и чем
специфика его изучения?

7. Охарактеризуйте вклад крупных социологов XX п. - М. Шелера, К. Манигейма,
А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмапа — в разработку социологии знания: как раскрывает
проблему знания в социологии М. Шелер? почему проблема социальной детерминации
знания занимает ведущее место в социологии знания К. Мапнгейма? чк> означает зна­
ние повседневной жизни для А. Шюца? какую роль играет знание в социальном конст­
руировании реальности, по мнению П. Бергера и Т. Лукмапа?

Литература

Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добрспысова. М, 1996. С. 526-541.

Волков Ю.Г., Нечипуреико В.Н., Самьиии СИ. Социология: история и современ­ность. М; Ростов н/Д„ 1999. С. 261-312.

ГидденсЭ. Социология. М., 1999. Гл.1.

Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодейст­вия //Социол. исслед. 1997. № 2.

Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. Гл. 7

История социологии в Западной Европе и США / Отв ред. Г.В. Осипов. М., 1999. С. 428-448.

МтисеймК. Диагноз нашего времени. М, 1994. С. 219—260.

Мошон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995. С. 39—46.

Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993.

Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 195-250.

Фролов С.С. Социология. М., 2003. С. 25-36.


Глава 6

Структура социологического знания

§ 1. Подходы к структуре и отрасли социологического знания. § 2. Уровни сациологичес кого знания. § 3. Ступени социологического знания

§ 1. Подходы к структуре и отрасли социологического знания

Выявление специфики социологического знания приводит к необхо­димости анализа его структуры. Прежде всего выделим две его сторо­ны — о н т о л о г и ч е с к о е знание (об объекте изучения, т.е. о соци­альной реальности и мнениях, оценках, отношении к ней) и гносеологическое знание (о способе получения самого социо­логического знания, т.е. о методах, средствах, путях, процедурах его «до­бывания»). С этой точки зрения онтологическое знание может характе­ризоваться как предметное, а гносеологическое — как методологическое.

Особо следует сказать о таком структурном элементе социологиче­ского знания, как метасоциология («мета» означает «после»). Ее объектом является не социальная реальность как таковая и не способ получения самого социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Любая метатеория — это теория, анали­зирующая структуру, методы и свойства другой теории, имеющей свою предметную область.

Другими словами, метасоциология — это социологическое знание о социологическом знании (Дж. Ритцер), «социология социологии» (Р. Фридрихе), «рефлексивная социология» (А. Гоулднер). Как пи­шет Г.В. Осипов, «метасоциология — это такая же наука, как и социо­логия. Но в отличие от социологии она связана с разработкой методо­логических принципов того, что уже создано социологией. Она не обслуживает социологию, а берет ее в качестве объекта изучения» *.

По существу, это высший уровень социологического знания. Ме-тасоциологический анализ предполагает выявление компонентов со-

Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 41.



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


циологии как науки (ее концепций, теорий, методов, предметных зон) и их характеристику. Иными словами, метасоциология позволяет рас­крыть все многообразие структур социологии как науки.

В связи с развитием метасоциологии и поисками общесоциологичес­кой теории в последние десятилетия неоднократно возникал разговор о кризисе социологического знания и путях выхода из него. Главная причина кризиса состоит, казалось, в невозможности создать общую социологиче­скую теорию, с помощью которой можно было бы все описать и обьяс-нить. Попытки «наложения» логических структур на конкретную реаль­ность оказывались эффективными лишь в определенных пределах.

Однако появлялись новые социальные ситуации, и выяснялось, что «универсальная» социологическая теория не в состоянии их удов­летворительно анализировать. Например, с помощью теории единого индустриального общества нельзя объяснить явления и процессы, связанные с постиндустриальным развитием — информационную ре­волюцию, изменение характера безработицы, новые социальные роли людей и т.д. Отсюда следует вывод, что универсальной социологичес­кой теории быть не может, но у любой «большой» теории должны быть универсальные — в смысле инвариантные, постоянные, осново­полагающие — принципы.

Теории должны базироваться на той или иной парадигме (или они сами могут выступать в таком качестве), описывать и анализировать определенные морфологии (реальные структуры), динамические про­цессы и изменения, быть гибкими, учитывать латентные последствия социальных действий во всех сферах жизнедеятельности. Именно та^ кие теории позволят преодолеть кризис социологического познания.

Отраслевая структура

Одним из основных принципов структурирования социологического знания является соотношение теорий разного уровня — общих, част­ных, а также выводов теоретического характера, достигаемых в ре­зультате эмпирических исследований. Речь идет о соотношении об­щего и отраслевого знания. Этот структурный срез социологической науки стал возможным начиная с 1920—1930-х гг., когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» от­дельные отрасли социологического знания.

При этом количество отраслевых социологии непрерывно растет по мере того, как социологи все глубже проникают в изучение отдель­ных социальных сфер, процессов, явлений, видов деятельности и т д. Число отраслевых социологии давно уже исчисляется десятками, и возникает проблема их систематизации и классификации.


Глава 6 Структура социологического знания 131

В литературе существует несколько вариантов классификации от­раслей социологии, различающихся положенными в их основу крите­риями. Так, СИ. Григорьев и Ю.Е. Растов в качестве критериев типо­логии выделяют: а) субъектов социальной жизни; б) сферы социальной жизни, в которых исследуемые субъекты действуют; в) связь отраслей социологии с другими науками. В соответствии с этими критериями к первой группе отраслей социологии они относят социологии личности, семьи, малой группы, коллектива, профессиональных групп, страт и классов, молодежи, тендерную социологию, социологию организаций, СМИ и др. Вторая группа включает в себя социологии труда, свободно-i о времени, быта, управления, науки, образования, воспитания, морали, права, религии, рекламы, девиантного поведения, образа жизни и др. Третью группу составляют: историческая социология, экономическая социология, политическая социология, социальная статистика, психо­социология, социокриминология, социология менеджмента, социоло-1ия социальной работы, социальный маркетинг и дрА

Появление и развитие многочисленных отраслей социологическо­го знания, а также их дифференциация связаны с такими критериями, как различие их предметов, природа возникновения, особенности действия, направленность функционирования. В соответствии с уже сложившимся структурированием отраслей социологического знания и на основе названных выше критериев предложим следующую их классификацию.

К первой группе отнесем отрасли, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности, например социологию труда, социо­логию досуга, социологию быта и др. Внутри них могут быть выделе­ны «подотрасли». Так, в рамках социологии труда развивается про­мышленная социология, социологии досуга — социология туризма, социология физической культуры.

Вторую группу отраслей социологического знания составляют возникающие на «стыке» социологии и иных гуманитарных научных дисциплин (либо форм общественного сознания). Скажем, в результа­те «пересечения» социологии и права появилась социология права, социологии и экономики — экономическая социология, социологии и политики — социология политики, социологии и искусства — социо­логия искусства, социологии и религии — социология религии и т.п

К третьей группе относятся отрасли социологического знания, ха­рактеризующие социальную структуру общества, ее элементы и вза­имодействия между ними. По существу, предметом таких отраслей

1 См Григорьев СИ, Растов ЮЕ Начала современной социологии М, 1999 С 113-117



Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


оказываются различные общности. Это социологии классов и соци­альных групп, а также социология города, села и др.

В основе выделения четвертой группы социологических отраслей лежит институциональный подход, т.е. речь идет об отраслях знания, изучающих деятельность социальных институтов (социология уп­равления, социология организации, социология семьи, социология] образования, социология науки и др.).

Наконец, к пятой группе отнесем отрасли знания, в центре внима­ния которых отклоняющееся поведение и аномальные явления. Глав-1 ными здесь являются социологии девиантного (отклоняющегося) и делинквентного (преступного) поведения.

В основу приведенной отраслевой структуры социологического знания положены прежде всего два признака — природа его возникно­вения и специфика предметной сферы. Очевидно, что перечень на­званных отраслей не полон (остались за его пределами социология молодежи, социология образа жизни, социология трудового коллек­тива, социология катастроф, социология риска и многие другие отрас­ли), а их классификации могут быть иными.

Все это лишний раз доказывает сложность классификации вооб- | ще, отраслей социологического знания (когда каждую из них нулсно поместить в строго отведенную ей «нишу») в особенности. Нужна своего рода «Периодическая система элементов» для отраслей соци­ологического знания, что будет означать новый этап в его система­тизации.

§ 2. Уровни социологического знания

Рассматривая структуру социологического знания, необходимо иметь в виду одну из ее основных разновидностей — уровневую.Со времени появления социологии как науки представления об уровнях социоло­гического знания Неоднократно менялись. На каждом этапе развития науки они трансформировались в связи с тем, что по-новому понима­лись предмет социологии, ее методы, основные принципы изучения общества и его частей.

Во времена О. Конта социология выступала в облике, выражаясь языком современной науки, макросоциологии и означала сведение со­циологического знания к общетеоретическому, сосредоточение вни­мания на характеристике общества как целостного социального орга­низма, выделение в качестве главных линий анализа социальной статики и социальной динамики, социальной структуры, признание


Глава 6 Структура социологического знания



социального факта основой социологического знания и эмпиричес­ких методов его получения.

В XX столетии, с появлением микросоциологии, акценты стали пе­ремещаться с плоскости теоретических построений в сферу анализа конкретных, локальных явлений. Этот процесс осуществлялся посте­пенно в течение примерно 30—40 лет начиная с 1920-х гг. Усилива­лась ориентация на эмпирическое описание изолированных, часто фрагментарно выраженных сторон деятельности социальных групп, при этом не учитывалась их связь с процессами, происходящими на макроуровне. Активно использовались социально-психологические и социометрические методы, состоящие в описании системы межлич­ностных отношений между членами малых групп.

До середины XX в. разделение социологического знания на макро- и микросоциологическое имело своеобразную «пространственную» окра­ску. Европейская социологическая традиция, тяготевшая с XIX в. к со­циально-философским построениям и поэтому ориентированная скорее предметно, чем проблемно, привела к преимущественному развитию макросоциологического знания. Американская же социология развива-сась в основном на базе проблемной, зачастую прагматической ориента-i щи и формировалась как поведенческая наука. Конечно, существовал и се макросоциологический уровень (в частности, работы П. Сорокина и 'Г. Парсонса). Но все-таки «лицо» американской социологической тра­диции представляли больше не эти исследования, а работы, направлен­ные на решение конкретных социальных проблем и выполненные на микросоциологическом уровне. Этому способствовали общественные процессы, происходившие в США в 1920—1930-х гг., — кризис экономи­ки, Великая депрессия, безработица, многочисленные социальные ано­малии, связанные с бродяжничеством, преступностью, алкоголизмом, существованием гетто в крупных городах и др.

Трехуровневая структура

11ачиная с 1960-х гг. социологи предпринимают активные попытки к соединению макро- и микросоциологического уровней знания. Ос­новным средством преодоления этой социологической дихотомии с]ала концепция теорий среднегоран/a (среднего уровня) Р. Мерто-па, согласно которой существуют три уровня социологического зна-11ия: широких социологических теорий, теорий сред­него ранга, малых рабочих гипотез, возникающих в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга вы­полняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями.



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


Сам Мертон считал теории среднего уровня единственно реально существующими и заслуживающими внимания. Всеохватывающие системные теории высшего уровня представлялись ему абстрактны­ми, рабочие же гипотезы низшего уровня — второстепенными, не име*> ющими подлинно социологического значения. Исходной категорией анализа в теориях среднего уровня для Мертона выступала социаль­ная группа, поскольку именно через нее осуществляется связь между индивидом и общественными структурами.

Вполне понятно, что в социологии, как и в любой другой науке, должны существовать теории разного уровня. Одни используются для объяснения широких социальных процессов, другие «обслуживают» более локальные, конкретные. Благодаря тщательному анализу и опи­санию различных теорий Мертоном в 1960—1970-х гг. наиболее разра­ботанной концепцией социологического знания считалась трехуровне­вая. По мере развития этой концепции прежде всего обогащалось представление о втором уровне социологического знания. Оно, в свою очередь, стимулировало разработку общих социологических теорий и развитие конкретных социологических исследований. Теории среднего уровня по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения. Каждая из таких теорий в своей предмет­ной области ограничена относительно автономными сферами общест­венной жизни, тенденциями их развития, механизмами действия.

Отметим, что все три уровня социологического знания тесно связа­ны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает каждый раз перед социологом новые возможности. Особое значение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. Относительная самостоятельность уровней и их значимость позволя­ют надеяться, что по мере развития социологии будет усиливаться взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них.

Представления о структуре социологического знания могут ме­няться в зависимости от его прогресса, а также изменения социальных запросов. Кроме того, приобретают особое значение трансформации в понимании предмета социологии. Ведь уровни социологического зна­ния, их соотношение прямо вытекают из трактовок предмета науки. Так, если считать, что социология — это наука о социальных общнос­тях, социальных отношениях между ними, их действиях и массовом поведении, то социологическое знание и есть в первую очередь знание социальных общностей и механизма их формирования и деятельнос­ти. Изучение очерченного круга проблем осуществляется в рамках оп­ределенной методологии, теории, с помощью ряда конкретных мето-


Глава 6 Структура социологического знания



дов, одни из которых имеют общенаучный характер, другие — преиму­щественно социологический, т.е. применимы только в социологии.

I

Двухуровневая структура

11аряду с трехуровневой структурой социологического знания задачам (мо развития отвечают различные двухуровневые структуры. В их рам­ках уровни социологического знания дифференцируются как минимум по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, степени обоб­щения изучаемого материала, ориентации социологии. В первом случае целесообразно выделять макро- и микросоциологический уровни зна­ния, во втором — макро- и микротеоретический (общесоциологический и частносоциологический), в третьем — теоретический (фундаменталь­ный) и прикладной уровни. Рассмотрим каждую из этих структур.

Макросоциологический уровень знания означает ориен-1мцию на анализ социальных структур, общностей как больших соци­альных групп, систем и процессов, в них происходящих. Социальные общности, выступающие объектом макросоциологического изуче­ния, — это цивилизация в целом и наиболее крупные социальные обра­зования, включающие реальные виды обществ и их взаимодействия. Макросоциологический уровень знания не требует детального рассмо­трения конкретных проблем и ситуаций, возникающих в данных общ­ностях, а, нацеливает на их комплексный охват, предполагает наличие широкого взгляда, позволяющего включить эти локальные процессы,, проблемы и ситуации в общетеоретический контекст анализа.

Главная опасность, угрожающая макросоциологическому уровню икания, — возможность его отрыва от реальных жизненных обстоя­тельств, существующих социальных конструкций, превращение их в i лобальные, умозрительные теоретические схемы. Основные методы получения знания этого уровня — анализ и синтез, индукция и дедук­ция, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, обоб­щение, сравнение и т.д., т.е. общенаучные и философские методы.

Микросоциологический уровень знания и изучения со­циальных общностей означает, во-первых, иную шкалу измерения (речь идет уже о конкретных социальных системах в рамках общест-ла — социальных группах разных типов, межличностных отношениях и них), во-вторых, акцент на внутренних аспектах поведения и дейст-ния общностей и людей, в-третьих, использование эмпирических ме-'I одов получения знания (социологические опросы, социологическое наблюдение, социологический эксперимент и т.д.). В отличие от мак­росоциологического, микросоциологический уровень сопряжен с изу­чением локальных процессов в отдельных сферах общественной жиз-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


ни и социальных общностях. Основная опасность на этом пути — аб­страгирование от рассмотрения их в широком социальном контексте, вне связи с макроуровневыми процессами.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 620. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия