В Архангельске мясники возили по городу быка на огромных санях, запряженных несколькими десятками лошадей и связанных с другими санями.
В Нерехте масленичные увеселения начинались со среды. В этот день из окрестностей съезжались девки в праздничных платьях и катались отдельно от женщин до самого вечера. В четверг и пятницу местные жители не катались. В субботу сюда съезжалось множество народа из окрестностей. Здесь, продав напряденную в ту неделю пряжу, покупали лакомства и гуляли по рынку до вечера. В Сибири на Масленицу соединяли несколько огромных саней и устраивали на них корабль с парусами и снастями. Туда садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица. В сани впрягали по 20 лошадей и возили её по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. В Ярославле на Масленицу пели коляду, которую обычно воспевали в России на святках. С четверга толпы фабричных с бубнами, погремушками, рожками, балалайками и другими простонародными инструментами ходили по домам. Придя на двор, поздравляли хозяина с праздником и говорили: «Прикажи, сударь хозяин коляду пропеть!» Получив разрешение, пели. В Дмитровском районе под Москвой в понедельник в семьях, где есть молодежь, делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой. Фигура изображала девушку; в руки этой фигуры давали помазок и блин - главные символы Масленицы. Костромичи «выборанивали девок» - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - в знак шуточного наказания за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами. В Тверской губернии к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, привозили борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу (шаль). Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне. У владимирцев был такой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых зятьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывалыцикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили. В Ярославской губернии масленичный поезд выглядел так: запрягали десять лошадей и более в приготовленную большую повозку собственного изготовления. Лошади впрягались гусем одна за другой; на каждую из них сажали мальчишек в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажей. Один мальчишка держал большой кнут собственного изготовления, другой - метлу. Они навешивали на шей коровьи колокольчики и всякие погремушки. Рогожную кибитку увешивали вениками, как будто унизывали жемчугом, и сажали в нее пьяного, тоже испачканного сажей и в разодранном рубище, облитом пивом; около него ставили бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук с пирогами, рыбой, яйцами, оладьями и пряженцами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село. В Сибири масленичный поезд делали так. Ребята, сделав соломенное чучело и нарядив его в «мужичье» платье, усаживали куклу в специальный экипаж, составленный из связанных двух-трех саней. В сани впрягали по одной лошади; на сани ставили пустую бочку, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на которую надевалось колесо. На колесо привязывали чучело с куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж ставили еще корыто. Калужские девки и бабы разыгрывали целое представление - похороны Масленицы. Делали из соломы куклу с руками, надевали на нее женскую рубашку и сарафан, а на голову навязывали платок. Затем одну бабу рядили попом, надевали на нее рогожу вместо ризы и в руки давали осметок на веревке - вместо кадила. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы— символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу— чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми. Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит— финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы. А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье— в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна— как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе. Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье— лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи— чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда. Блины— блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях— соленый блин. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. Рецепты блинов Блины ржаные 125 г ржаной муки 125 г пшеничной муки 10 г "быстрых" сухих дрожжей щепотка соли 370 г теплого молока 2 крупных яйца 2-3 ст. ложки растительного масла В миске смешайте два вида муки с солью и дрожжами. Разведите молоком. Добавьте 1 яйцо и 1 желток. Накройте и поставьте в теплое место на 1 час. Взбейте в крепкую пену белок, аккуратно введите в тесто, добавьте растительное масло, перемешайте, дайте еще раз слегка подняться и выпекайте блины. Нежные блины
|