Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл.
Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке. Кулачный бои. Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться". Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". С XVIII века появились в Москве лубочные комедии, где представлялись иностранными фиглярами разные фокусы. В каждой местности существовали свои обычаи празднования Масленицы. В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Владимире и в Вятке на огромных санях, запряженных 12 лошадьми, везли наряженного мужика, который сидел на колесе вверху столба, держал в руках полуштоф с вином и калачи. Его сопровождали наряженные музыканты, которые играли и пели, обыватели сидели в санях. В Зарайском уезде возили на санях большое дерево, обвешанное лоскутками и бубенчиками. В Симбирской и Пензенской губерниях на Масленицу брали 8 или 10 дровней, посередине их ставили высокое, довольно толстое дерево в виде мачты; наверх вдевали колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский наряженный весельчак и показывал различные фокусы. Мальчишку возили по всем закоулкам, причем вместо лошадей в дровни запрягали несколько наряженных в виде лошадей людей. Перед ними прыгали и пели скоморохи и колоброды.
|