Проблематика поэмы «Кавказский пленник». Особенности конфликта, своеобразие романтического героя. Соотношение эпического и лирического. Роль описательных элементов в поэме.
Поэма «Кавказский пленник» возникла из лирики Пушкина периода пребывания на Кавказе. «Пленник» — этот образ обобщённый, образ «героя романтического стихотворения». Он происходит не из облика самого Пушкина, а из его лирического героя, знакомого нам по крымскому циклу элегий, по теме изгнания-бегства в южной лирике поэта. Лирическое происхождение героя поэмы побудило Пушкина отказаться от определения «поэма» и предпочесть название «повесть». Но принято говорить о «романтической поэме», своеобразие которой заключается в сочетании лирического и эпического. «Кавказский пленник» построен так, что даёт основание видеть жанровые признаки поэмы: есть эпический сюжет (плен и бегство героя, самоубийство черкешенки), есть действующий герой, который находится в центре внимания. Автор, казалось бы, отступает вглубь текста и не позволяет себе лирических отступлений. И всё же «Кавказский пленник» – поэма романтическая, пронизанная лирическим голосом автора. В первой «южной» поэме автор отождествляется со своим героем с помощью приёма несобственно прямой речи. Говоря о Пленнике в третьем лице, автор передаёт его мысли и чувства. Пленник часто говорит языком лирических стихотворений Пушкина: Но вы, живые впечатленья, Первоначальная любовь, Небесный пламень упоенья, Не прилетаете вы вновь. Всё это похоже на элегического героя Пушкина, тоскующего об утраченной любви и молодости. Но Пленник отличается от героя лирики Пушкина более сложным характером. Он не только сосредоточен на своей тоске, но вместе с тем обнаруживает родственность своих душевных устремлений и вольных нравов горцев. Пленнику близки нравы горцев: Меж горцев пленник наблюдал Их веру, нравы, воспитанье, Любил их жизни простоту, Гостеприимство, жажду брани, Движений вольных быстроту, И лёгкость ног, и силу длани… Такие черты характера Пленника близки «вольнолюбивым» стихам Пушкина — «К Чаадаеву», «Наполеон», «Кинжал» и др. Пушкин создал более сложный и психологически достоверный характер. Пленник не просто поддаётся романтическим настроениям, он в самом деле охладел к любви, окаменел душой, в самом деле разочарован. В «Кавказском пленнике» в русской литературе явился новый герой, герой своего времени. В «Кавказском пленнике» свобода была показана как недостижимый, отдаленный идеал; за него идет борьба в поэме. Основной мотив «Кавказского пленника» — нарушенная свобода. Герой бежит на Кавказ, надеясь там найти ту свободу, которой нет в «свете»: ...Отступник света, друг природы, С самого начала он попадает в плен и только к концу поэмы освобождается. «Образцом» для «Кавказского пленника» послужила поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Пленник наследует от образа Чайльд Гарольда разочарованность, изгнанничество. В отличие от Чайльд Гарольда, Пленник не только жертва порочного общества, но и носитель «охлаждённости» чувств, равнодушия ко всему, кроме своих собственных страданий, воспоминаний и разочарований. «Я в нём хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века»,- писал Пушкин. Герой поэмы – «отступник» света. Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – свобода и независимость. Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделённая любовь, и жажда свободы: Свобода! Он одной тебя Ещё искал в пустынном мире. Жизнь в неволе для Пленника – исток нравственного возрождения, начало освобождения из-под власти страстей. Вспыхнувшее в конце поэмы чувство к черкешенке пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни. В обратном направлении движется героиня поэмы. Её сочувствие несчастному, её жертвенная любовь – всё это контрастирует с жестокими нравами черкесского аула. После объяснения с героем она проникается настроениями тоски и разочарования. Заключительный монолог черкешенки – это как бы эхо признаний, слышанных от Пленника: Она исчезла, жизни сладость; Я знала всё, я знала радость, И всё прошло, пропал и след. Трепетное чувство героини превращается в опустошительную романтическую страсть. В финальной сцене Черкешенка и Пленник точно меняются местами: он «летит» к ней «воскресшим сердцем», она остаётся холодной и разочарованной. Безнадёжное разочарование становится причиной гибели героини. Под влиянием этого нового для неё чувства она освобождает из неволи Пленника, после чего возвращение в родной аул для неё уже невозможно. Идеал Пушкина в поэме – гармония естественности и культуры. В главном герое поэмы есть многое, идущее от пушкинской судьбы. Людей и свет изведал он, И знал неверной жизни цену. В сердцах людей нашёл измену, В мечтах любви безумный сон… Следуя за опытом романтических поэм Байрона, Пушкин наделяет главного героя чертами авторской личности, использует байронический принцип «вершинной» композиции – выхватывает лишь главные эпизоды из жизни героя, окутывая всё остальное атмосферой романтической тайны. Пушкин пытается дать объективный образ главного героя, несущий в своём характере общераспространённые черты, свойственные современникам Пушкина и в России, и за рубежом. Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в чёрством сердце Пленника. Пушкин иронически отвечал читателям, желавшим счастливой развязки, в письме П.А.Вяземскому: «Другим досадно, что Пленник не кинулся в реку вытаскивать мою Черкешенку — да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, — тут утонешь сам, а ни чорта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в Черкешенку — он прав, что не утопился». Упор на описание привел Пушкина к новым методам: противопоставлению разных описательных моментов посредством их звуковой окраски. Главным последствием упора на описание была новая трактовка сюжета. Основными для изображения героев и положений стали описательные детали: так, перед речью героини дается описание ситуации: «Раскрыв уста, без слез рыдая», это описание предвещает самое положение: «Тогда кого-то слышно стало, мелькнуло девы покрывало, и вот — печальна и бледна — к нему приближилась она». Описание означает временные перерывы, развязка дана не прямо: «Вдруг волны глухо зашумели и слышен отдаленный стон ... И при луне в водах плеснувших струистый исчезает круг». В связи с упором на описание авторское лицо в поэме спрятано, а элегия дана монологом героя и точкой зрения героя оправданы описания (единственное прямое авторское отступление дано в строках «не вдруг увянет наша младость»).
|