Энмеркар упомянут в Библии
Прежде всего, Энмеркар был первым правителем- человеком. О том, что он не был богом (т.е. ануннаком: нефилимом правящего класса), он признался сам в мифе «Энмеркар и Эн-сухгир-ана». Там о себе он говорит, что он – «человек, рождённый быть богом». Энмеркар был правителем города Урука (Эреха), который, согласно Библии, построил внук Хама - Нимрод. «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле....Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех (УРУК), Аккад (Сиппар) и Халне, в земле Сеннаар». Ещё о Нимроде сказано, что «Он был сильный охотник пред Господом», а имя Эн-мер-кар означает: «Эн» - властелин (как Эн-ки – властелин земли; Эн-лил – властелин ветра), «мер»- вспомогательная частица, «кар» - охотник (http://psd.museum.upenn.edu/epsd/nepsd-frame.html). Согласно Библии (Быт.11), при Нимроде люди стали строить башню высотой до небес, чтобы сделать себе имя. Однако Бог смешал языки, и люди не смогли достроить её. Оттуда они разошлись своими семьями по всему миру. А город тот получил название Вавилон, что на иврите означает «смешение, недоразумение». В шумерском мифе о создании «Энума элиш» 1 тоже говорится о башне в Вавилоне. Там повествуется о том, как молодые боги восстали против матери всех богов Тиамат и её мужа - Апсу. Сначала бог морской пучины Энки убил своего отца - Апсу, и тогда Тиамат так основательно подготовилась к войне со своими детьми, создав множество чудовищ, что никто из богов не решался напасть на неё. Потом сын Энки - Мардук, взяв с богов обещание, что, если он победит Тиамат, то его признают верховным богом, сразился с драконшей и победил её. За это боги построили для него в Вавилоне высокую башню Эсагилу. В городе Вавилоне действительно находилась башня, посвящённая Мардуку. О башне в Вавилоне, при строительстве которой люди разделились на языки, писал Беросс. Греческий историк V столетия до н.э. Геродот в 1-ом томе своей «Истории» 2 писал, что в Вавилоне находится 8-уровневая башня зиккурат, посвящённая Белу (т.е. Мардуку) и рядом с башней - его храм. Однако древнегреческий историк Луций Флавий Арриан писал, что Александр Македонский во время его первого визита в Вавилон в 331 г.до н.э. приказал, чтобы Эсагила, великий храм Мардука, и зиккурат Этеменанки, так же посвящённый Мардуку, были восстановлены 3. Эсагилой теперь была названа не башня, а храм Мадрука. Башней же назван зиккурат Этеменанки4. Следовательно, обе постройки могли быть названы и башней, и храмом, ведь и зиккураты считались храмами. В мифе «Энмеркар и властитель Аратты» говорится о том, что Энмеркар хотел выстроить храм для себя (место строительства в мифе не указано), и что при его возведении произошло смешение языков. Только на сей раз шумерский бог Энки переменил языки. Значит, при Энмеркаре строился храм в честь него, и при этом языки людей были изменены. И при Нимроде была построена башня, и Бог смешал языки людей. В Библии сказано, что люди строили башню, «чтобы сделать себе имя». Согласно древним письменным источникам (указаным в работах Иосифа Флавия, Филона Александрийского, в Талмуде) и устным традициям, Нимрод был «сильным охотником» не на зверей, а на людей, т.е. был тираном, который первым установил рабство. Поэтому, скорее всего, именно его желание возвыситься и было причиной постройки башни, чтобы увековечить своё имя, а не имя людей.Энмеркар строил себе храм, чтобы его почитали, как бога 5. И Нимрод делал то же самое. Далее, говоря о Нимроде, Библия продолжает: «из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир (местонахождение неизвестно),Калах и Ресен..» (Быт.10:8-12). Эти города находились на территории Ассирии, которая в Библии называется Ассуром. Поэтому вполне вероятно, что именно там и поселился сын Сима - Ассур. Однако в данном месте Библии говорится о потомках Хама, потому здесь речь идёт не о сыне Сима. «Ассур» - также было именем ассирийского бога. Однако, если бы сын Сима возомнил себя богом, как Нимрод, тогда бы Библия уделила бы и ему такое же внимание, как Нимроду, но об Ассуре сказано лишь, что он был сыном Сима. Поэтому указанные слова Библии могут означать одно: Нимрод завоевал Ассирию, построил там Ниневию и другие города, и стал её богом Ассуром. Если от Урука Энмеркар сгонял людей для постройки храма к Вавилону, тогда в Библии в точности указано направление движения людей к месту постройки: «двинулись с Востока». 1 Текст «Энума Элиш» -http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enuma.htm
В шумерском мифе «Энмеркар и верховный жрец Аратты» говорится о том, что все земли вокруг были в подчинении у Энмеркара и платили ему дань, и только горное селение Аратта не платило. Для постройки храма Энмеркару нужны были золото и драгоценые камни, а Аратта как раз славилась добычей золота и лазурита. Многие считают, что Аратта находилась либо на территории Афганистана, либо в Индии, где и сегодня добывают лазурит. Однако в Афганистан нет водного пути от Урука, который использовал Энмеркар, добираясь туда, и в той местности не было найдено древних поселений, относящихся к эпохе Энмеркара. Также, согласно легенде «Энмеркар и Энсухгир-ана», в Аратту после того, как народ хамази был побеждён, пришёл колдун, который был родом из хамази. Вряд ли бы тот человек шёл сотни километров в Индию, чтобы достичь Аратты. Хамази располагались на севере, за Загросскими горами, недалеко от места, где позже располагалось государство Урарту. Ар атта стала Ур ар ту и позже Ар менией, где находятся Ар аратские горы. В Урарту из Урука можно было добраться на корабле. Там также, как и в Шумере, поклонялись Иштар (Анаит), чтосвидетельствует о связи этих двух поселений. Границы древней Армении совпадали с границами государства Урарту, что может означать, что Аратта находилась на самой западной окраине древней Армении. Единственным аргументом против предположения, что Аратта могла находиться на территории Армении, является то, что там нет промышленных разработок лазурита. Однако известно, что в 714 г. до н. э. Саргон II, совершив поход против Урарту, при перечислении добычи указал: «34 таланта 18 мин золота, 167 талантов 2 1/2 мины серебра, бронзы, свинца, сердолика илазурита..." 1. Значит в том регионе были залежи этого камня. Потому Аратта могла располагаться в районе Урарту. 1 И. М. Дьяконов. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. Вестник древней истории, № 3, 1951. 51.http://annals.xlegio.ru/urartu/avi/index.html.
Энмеркар заявил: «Пусть люди Аратты построят для меня такой же великий храм, как храм Эриду – Э-нун». Он хотел построить для себя храм, не просто как у всех богов, но как у одного из верховных богов - Энки. Энмеркар говорил, что бог Нинурта держал его на своих коленях, что бог Уту любит его, а также хвастался перед жрецом Аратты, что богиня Инанна – его любовница. Амбиции этого человека действительно были огромными. Поэтому в Библии Нимрод-Энмеркар упомянут особо. «Царство его вначале составляли Вавилон, Урук...», т.е. сначала он правил в Вавилоне, потом он спустился на юг, покорил все народы, получил одобрение богов, стал царём Урука, и начал собирать людей для строительства башни. Следующая легенда - из Армении(http://www.armenianhouse.org/draskhanakertsi/history-ru/chapter1_10.html,гл.2). В ней говорится о том, что Хайк (сын Форгама, правнук Иафета, т.е. из 3-го поколения, рождённого до строительства башни) со своей семьёй жил в Вавилоне. Воспротивившись власти Бэла-Нимрода (там так и сказано: «Нимрод»), Хайк со своим племенем решил уйти оттуда. Нимрод стал преследовать его и догнал в горной долине. Там совершилась битва, и, армянская легенда повествует, что Хайк пронзил Нимрода стрелой и стал владычествовать в Армении. Однако о смерти Нимрода от руки Хайка нигде более не говорится, поэтому можно смело предположить, что Нимрод всё же подчинил Армению, и Хайк продолжал царствовать там, но только как его вассал.
|