Студопедия — Первое знакомство с богами. Шумеры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первое знакомство с богами. Шумеры.






На этом межевом камне (кудурру) Мелишипака (XII в. до н.э., Париж, Лувр) приведены символы наиболее важных богов Шумер. Самых главных из них было семь.

Верховным был бог неба Ан (или Ану, который очень быстро отошёл на задний план); он представлен короной со многими рогами (обычно с 7-ью). После него верховным богом стал бог ветра – Энлил (или Нунамнир); представлен такой же короной.

Остальные главные боги:

бог вод Энки (или Эа, Нудиммуд), его символ - голова барана, козлорыба или козерог, черепаха;
иногда его символ- такой же, как у Ана и Энлила; Энки изображался с потоками вод, стекающих с его плеч
;

 

 

богиня земли и рождения Нинхурсаг (Ки, Ураш, Дамкина, Аруру, Нинмах, Нинтуд, Нинтур и т.д.), которая была женой всех троих и матерью Энлила; она представлена символом матки (омега) и ножём;
сын Энлила - бог луны Нанна (или Син, Суэн) представлен полумесяцем;
и внуки Энлила
:
бог солнца Уту (или Шамаш), представлен диском со звездой с исходящими от неё лучами; изображался с длинным ножём;

и богиня любви и войны Инанна (или Иштар) представлена звездой; изображалась с крыльями и без них, с оружием за её плечами или голой, часто со львом.

Далее, бог смерти Нергал – родной брат Сина, рождённый богиней Нинлил от Энлила; его символ – скипетр с 2-мя львиными головами. Забаба (его символ - гриф) и Нинурта (его символ –лев или голова чудовищной птицы Анзу, которую он покорил)– боги-воины - братья, рождённые морской богиней Нингикугой (первой Нинлил): Забаба – от Энки, Нинурта – от Энлила.


Мардук- бог-воин, сын бога вод Энки и богини-матери Нинхурсаг. Его символ - копьё и дракон Мушушшу.
Мудрец Набу, хранитель Скрижалей судеб – его сын, рождённый от богини Сарпанит (Нанайи); он представлен глиняной табличкой и писалом, а также драконом Мушушшу.

Богиня-врачеватель Бау (Гула, Нинсун, Нинисина) – дочь Ану и Нинхурсаг, изображалась иногда женщиной с собакой, иногда просто собакой; она была женой Нинурты.

Бог грома Адад - сын Ану, был представлен быком, молнией или тем и другим. Символ богини писарей и складов Нисабы (Шалы) - неясен; возможно, что это -колос или таблицы, на которых учитывали запасы пшеницы.Бог огня Гибил – сын Адада и Нисабы; его символ – масляная лампа.

Ниже - предположительно, исходя из популярности богов и сравнения с другими образцами символов. Плуг, возможно, представляет Нингирсу-Нимрода; птица – богиню рыб и птиц Нанше, дочь Энки и Нинхурсаг. Птица на коле, возможно, представляет Нанайю (Сарпанит, Айя, Шерида, Ташмету), дочь Энки и Нисабы, которая была богиней любви и писарем. Похожий символ она имела в Египте (справа- шумерский, слева- египетский символы).

 

Змей – символ бога врачевания и колдовства Нингижзиды (Даму), сына Бау и Нинурты. Его символом также были две переплетённые змеи.Изображался с двумя рогатыми змеями, выглядывающими из-за его плеч.


На илл.: символ Нингижзиды на вазе в Лувре. Париж. Рис.1910г..

Скорпион – символ богини клятв, договоров и брака Ишары – дочери Ана и Нинхурсаг. А сноп, возможно, представляет богиню плодородия жену Энлила Нинлил, или богиню урожая Нингикугу.

Здесь названы почти все основные боги Шумер. За ними мы будем прослеживать до конца этой работы.

Из известных нам богов, кроме водных нефилимов, к коим относились Тиамат, Апсу, Кингу, Дагон, дети Ана и Тиамат: Энки со своей сестрой-близнецом Нингикугой-Эрешкигал и другие амфибии, Потоп пережили 8 «сухопутных» нефилимов: Ан, Нинхурсаг, дети Ана и Нинхурсаг: Энлил, Ишара, Нисаба, Бау, а также сын Энки и Нинхурсаг - Мардук и дочь Энки и Нисабы Нанайя, позже ставшая женой Мардука.

 

 

Как всё началось в Шумере

(Шумерские тексты в переводе на англ. - http://www-etcsl.orient.ox.ac.uk/datelist.htm )

В мифе о создании «Энума Элиш» (http://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/enuma.htm)говорится, что сначала верховными богами были амфибии Тиамат (океан) и Апсу (бездна). Их сыном (и мужем Тиамат) был Ан, который, естественно, также был амфибией, как и его брат Дагон 1, однако он был богом...неба. От Ана и Тиамат родился амфибия - бог вод Энки. От Энки и Нинхурсаг родился воинственный Мардук.

 

На илл.: Мардук со своим ручным драконом.

 

Миф повествует, что младшие боги – дети Ана, захотели свергнуть старших богов: Тиамат и Апсу, однако не рассчитали сил. Тиамат оказалась сильнее, чем они ожидали. Помимо Ана и его детей, было много морских нефилимов, о которых нам почти ничего известно. Некоторые из них были на стороне Тиамат. Боги испугались, что Тиамат убьёт их, и стали искать, кто отважится выступить против неё. Тогда сын Энки - Мардук, заявил, что согласен сразиться с Тиамат, но только с одним условием: если он победит, верховная власть над всеми богами будет принадлежать ему.

1 Дагон изображался с рыбьим хвостом. Он не принадлежал к клану Ана- ануннакам, потому сведений о нём осталось очень мало.

Мадрук и Тиамат

Боги согласились признать главенство Мардука над ними в случае его победы. Мардук победил Тиамат и завладел Скрижалями судеб – материальным признаком верховенства над богами. Однако потом, после того, как Мардук так упорно настаивал на верховной власти, он вдруг подарил Скрижали судьбы Ану, а позже мы узнаём, что скрижали судьбы оказались у Энлила. Почему? Неужели Мардук или Ан добровольно отдали скрижали?

Из мифов Ближнего Востока и Греции мы узнаём, что, очищая себе путь к верховной власти, сначала Ан (Крон) убил Мардука (Урана), потом Энлил (Зевс) убил своего отца - Ана (Крона). А в последующих шумерских мифах Ана практически нет, хотя и упоминается его имя. Он просто становится тенью Энлила. Символы богов Ана и Энлила – одинаковы, и сам иероглиф «Ан» означает лишь «небо, высшие силы, бог». Он разделяет дворец Энлила в Ниппуре, никогда не имеет отличного от Энлила мнения. Везде, где физически присутствует Ан, нет либо Энки, либо Энлила. Если упоминаются все трое, тогда после действий Ана идёт повторение похожих действий Энлила. Например: «Ан недоволен, Энлил огорчён», где по сути может говориться об одном Энлиле. Поэтому, хотя в шумерских мифах не говорится о смерти Ана от руки Энлила, можно заметить, что в дальнейших мифах его там просто нет. По свидетельству древнего историка Санхуниатона из Бейрута, Энлил (Эл) убил Ана (Эпигея) и возвёл его в ранг божества на 32-ом году правления Ана 1.

1 Eusebius of Caesarea: Praeparatio Evangelica I 10.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2879. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия