Студопедия — Законы Хаммурапи. Если Хаммурапи и Сигон – одна и та же персона, тогда столь известный Свод Законов Хаммурапи мог быть написан под влиянием Законов Моисея
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Законы Хаммурапи. Если Хаммурапи и Сигон – одна и та же персона, тогда столь известный Свод Законов Хаммурапи мог быть написан под влиянием Законов Моисея






Если Хаммурапи и Сигон – одна и та же персона, тогда столь известный Свод Законов Хаммурапи мог быть написан под влиянием Законов Моисея, а не наоборот. Хотя известно, что и до Хаммурапи законы выпускал Ур-Намму (или его сын Шульги), Билалама (законы Эшнунны), Липит-Иштар и др., но именно Законодательство Хаммурапи было наиболее известно.

На фото: стела с законами Хаммурапи; перед богом Шамашем стоит сам царь.

Многие законы Хаммурапи повторяют законы Моисея. Так, в п. 195-197, 200 там говорится: «Если сын ударил своего отца, ему должны отрубить руку. Если человек выколол глаз сыну человека, должны выколоть ему глаз. Если он переломил кость человеку, должны переломить ему кость… Если человек выбил зуб человеку равному ему, должны выбить ему зуб». В ветхозаветном законодательстве также используется принцип равного возмездия: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21: 23-25).

Главное отличие в том, что автором Законов Моисея (Исх.21:1-23:19;Втор.12-27) считался Бог-Создатель, пред Которым одинаково был в ответе как царь, так и его подданный, а автором Законов Хаммураби считался царь. В эпилоге своих законов Хаммурапи говорит: «Я—царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не знает равных… Царь, который будет в стране, пусть хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле; пусть не изменит законы страны, которые я установил.. пусть не отвергнет моих указов… Если этот человек не будет чтить мои постановления,.. пусть великий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть он проклянет его судьбу»1.

1 Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока. С. 153.

Законодательство Хаммурапи главным образом защищало права собственника. Так, за кражу, повреждение собственности и за пособничество бегству рабов по закону Хаммураби (6-13,16,21) полагалась смерть. По Законам Моисея за кражу и повреждение собственности следовала выплата (Исх.22:7-9), а в отношении беглых рабов было сказано: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 32: 15-16).

По закону Хаммурапи имущество (поле, сад, дом), выданное царём военнослужащему, не могло передаваться по наследству его жене или дочери (п.27-39). Моисеев же закон предполал возможность наследования дочерьми имущества отца в том случае, если у них не было братьев (Числ. 27: 1-11).

Некоторые Законы Моисея были просто уникальны, и ничего подобного не было ни в одном законодательстве до того. «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего, упавшего под ношею своею, то не оставляй его: развьючь» (Исх. 23:4.5). «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения её, а на седьмой оставляй её в покое, чтобы питались убогие из народа твоего» (Исх.23:10,11). «Если возьмёшь в залог одежду ближнего твоего, то до захождения солнца возврати её, ибо она есть единственный покров у него» (Исх.22:27). Если хозяин жестоко обращался с рабом, то за повреждение глаза или потерю зуба раб имел право на освобождение от рабства (Исх. 21: 26,27).

Убийство в обоих законодательствах каралось смертной казнью убийцы, либо выплатой, в зависимости от мотива убийства (намеренно или случайно) и статуса убитого (раба или свободного). Однако за преднамеренное убийство в месопотамских законодательствах иногда была предусмотрена выплата. Моисеевы законы в этом отношении были категоричны: смерть за смерть (Исх. 21: 12). Выкуп за душу убийцы не допускался (Числ. 35: 31). Даже убийство вора в дневное время расценивалось как преднамеренное убийство (Исх.22:3). Но человеку, по неволе ставшему убийцей, Моисеев закон предлагал защиту от мщения родственников убитого (Исх.21:13). Закон даже запрещал мстить: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18). В месопотамских законодательствах возмездие не считалось нарушением закона.

В 230 п. Законов Хаммурапи говорится, что если дом рухнет и убьет сына хозяина, то сын строителя этого дома должен быть казнен. Виновность отца таким образом переходила на невиновного сына. Второзаконие (24: 16) исключает заместительное наказание: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление».

Месопотамское законодательство было жестче по отношению к преступлениям против собственности, но терпимее к убийству. Законы Моисея – наоборот. Сравнивая оба законодательства, можно заметить, что законодательство царя охраняло права собственников на собственность; законы Моисея – права человека на высоконравственную жизнь «чтобы истребилось зло среди тебя». Потому за нравственные преступления законы Моисея карали очень строго: смертью за прелюбодеяние (грех против супруга/супруги) (Втор. 22: 22), за неуважение родителей (грех против родителей) (Исх.21:17), колдовство и жертвы другим богам (грех против Бога)(Исх.22:18,20,Лев.20:27). «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор.23:17).

Законы Хаммурапи только внешне напоминают законы Моисея. Одни были составлены из присущего каждому человеку стремления сделать свою жизнь безопасней. Другие – из присущего далеко не каждому человеку стремления к нравственной чистоте. Следовательно, законы имели разные источники и разные цели.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 866. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия