СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 2 страница. К нему иногда добавляют здоровье и медицину (как это сделано в широко распространенном в США красивом
К нему иногда добавляют здоровье и медицину (как это сделано в широко распространенном в США красивом, ярко иллюстрированном учебнике Дж. Машоуниса). Обращает на себя внимание строгая последовательность, порядок «подачи» институтов: вначале — семья, образо- Раздел IV Социальные институты вание, религия (видимо, институты, «ближе расположенные» к человеку), и только затем — экономика, труд, политика, власть, государство. Тем не менее образцы классификаций социальных институтов в западной социологии существуют. Один из наиболее распространенных дает английский словарь по социологии. Авторы словаря выделяют пять главных институциональных комплексов: 1) экономические институты, которые служат производству и распределению ценностей и услуг; 2) политические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью; 3) институты стратификации, детерминирующие распределение позиций и ресурсов; 4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; 5) культурные институты, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью *. Определенное сходе i во с приведенной выше трактовкой обнаруживает классификация социальных институтов, приведенная в одной из отечественных работ: «Существуют различные виды институтов — экономические, занимающиеся производством и распределением материальных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.п.; социальные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, словом, институты, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу; политические, связанные с выполнением функций власти; культурные и воспитательные, утверждающие, развивающие преемственность культуры общества и передающие ее следующим поколениям; религиозные, организующие отношение людей к религии, если люди верят в существование Бога»2. Однако подобный подход к классификации социальных институтов не единственный. В отечественной литературе можно обнаружить и другие трактовки. Так, в словаре «Современная западная социология» предлагаются иные критерии и соответственно виды социальных институтов. Точнее сказать, критерии остаются почти теми же — это сфера действия и функции социальных институтов, а вот виды — существенно отличаются. Например, выделяют реляционные институты, «определяющие ролевую структуру общества по самым различным критериям — от пола и возраста до вида занятий и способностей». Вторая группа институтов — «регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля)». Третью группу составляют культурные институты, «связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.». К четвертой группе относятся интегративные институты, «связанные с 1 См. The Penguin Dictionaiу of Sociology P 124 2 Осипов Г В Социоло1ия и социализм С 141 Глава 18 Понятие и виды социальных институтов социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого»1. Оригинальность приведенной классификации, помимо отмеченных выше моментов, состоит в стремлении связать социальные институты с определенной ролевой структурой, характерной для каждой из названных выше групп. К сожалению, данная классификация не иллюстрируется конкретными примерами и поэтому выглядит несколько абстрактно. Попробуем сами восполнить этот пробел. К реляционным институтам можно было бы отнести институты труда, образования, поскольку они связаны с включением в них людей, выполняющих определенные виды деятельности и соответствующие социальные роли. Среди регулятивных институтов назовем институты суда, прокуратуры, тюрьмы. Культурные институты вряд ли требуют каких-либо иллюстративных пояснений, поскольку среди них уже названы институты религии, искусства, идеологии. Что касается интегративных институтов, то здесь прежде всего следовало бы назвать государство, выполняющее в первую очередь объединяющую роль. Продолжая классифицировать социальные институты, можно выделить среди них традиционные и новые. Первые характеризуются аскриптивностью и партикуляризмом, т.е. основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и на родственных связях (род, большесемейная община). Деятельность традиционных институтов тесно связана с системой моральных предписаний. Отличительной чертой институтов нового и новейшего времени является их относительно большая независимость от этой системы. Ас-криптивные (предписанные, заданные) критерии, характерные для традиционных институтов, все больше уступают место «достиженческим» в новых институтах. Заданность положения, типичная для институтов традиционного общества, исчезает. Новые социальные институты предполагают значительный динамизм и мобильность в смене социальных позиций и статусов. Формальные и неформальные институты Выше уже отмечалось, что вся жизнедеятельность людей так или иначе институциализирована. Однако сама инстигуциализация может иметь формальный или неформальный характер, соответственно институты могут быть либо формальными, либо неформальны-м и. Эта их классификация крайне важна для повседневной деятельности людей, поскольку способы ее регулирования, а зачастую и регламентации зависят в первую очередь от того, в рамках каких институтов она осуще- Совремснная западная социология Словарь С 117 Раздел IV Социальные институты ствляется. Когда речь заходит, к примеру, о производственной, политической, образовательной деятельности, то здесь все ясно. Соответствующие институты имеют явно выраженный формальный характер. Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Они осуществляют управленческие и контрольные функции на основе четко установленных санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и уголовным). Законодательные акты и нормативные документы определяют и регламентируют практически всю деятельность формальных социальных институтов. Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав). Возникновение неформальных институтов — это следствие социального творчества и волеизъявления граждан. Санкции, используемые в них, имеют неформальный характер (моральное одобрение либо осуждение); социальный контроль устанавливается с помощью норм, закрепленных в общественном мнении, традициях, обычаях. В обществе часто возникают потребности упорядочения, регулирования и регламентации форм поведения, напрямую не относящиеся к компетенции формальных социальных институтов. Одним из таких, чрезвычайно распространенных в нашей стране, особенно в прошлом (причем весьма недалеком), институтов является очередь. Почему возник этот неформальный социальный институт? Потому что в условиях явной нехватки продуктов и товаров существовала потребность в справедливом порядке их приобретения по принципу «кто раньше успел». В этом неформальном социальном институте не действуют специальные учреждения, нет профессионально подготовленных кадров для поддержания нормального функционирования очереди, нет формализованных правил, норм и процедур, которые подлежали бы кодификации (оформлению в виде свода законов и норм). Однако существуют так называемые неписаные нормы поведения (стоящие сзади не должны получать «без очереди», нельзя пускать перед собой знакомых, на которых очередь не занималась, и т.д.). Возникает даже функциональное распределение ролей: записывающие очередь (распорядители), следящие, чтобы не вклинивались посторонние (борцы за справедливость), помогающие поддерживать порядок и т.д. Глава 18 Понятие и виды социальных институтов Следует отметить, что в жизни многих поколений людей в бывшем Советском Союзе очередь играла громадную роль. Этот неформальный социальный институт выступал не просто элементом повседневного образа жизни, без которого одно время даже нельзя было существовать (хлеб можно было купить только в очереди). Он являлся основным источником информации, дезинформации (слухи шли прежде всего отсюда), сферой общения, возможностью познакомиться. С очереди «начинались» даже некоторые семьи. В ней обсуждались и решались многие жизненно важные проблемы. Конечно, такой неформальный социальный институт мог получить широкое распространение только в социально неразвитом обществе. По мере насыщения рынка продуктами и товарами очередь в своем гипертрофированном виде исчезает, оставаясь лишь элементарной формой поддержания обычного порядка. Итак, было показано, что существует немало классификаций социальных институтов. В дальнейшем изложение материала будет основываться на видовой классификации социальных институтов по сферам и функциональному содержанию их деятельности. Почему выбран именно такой критерий классификации? Потому, что он соответствует нашей логике социологического познания. В этой связи нужно вспомнить «лестницу» социологического знания, которая предлагалась в главе 6. В качест ве одной из ступеней познания — второй по счету — рассматривалось познание общества через анализ его сфер: материальной (экономической), политической, социальной, духовной. А от этой ступени шло дальнейшее движение познания — к социальным общностям, затем — к социальным институтам. Поэтому в дальнейшем будут рассматриваться институты в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества. Институциональному анализу каждой из этих сфер и посвящаются последующие четыре главы. Вопросыи задания 1. Чю такое инонациональный подход к анализу социальных явлений' В чем его сут ь? 2 Почему поня гие социальною инс any ia занимав] одно из центральных мест в со- ЦИОЧО1ИИ? 3. Как рашпвались представления о социальном институте в истории и современ 4. Как трактуется социальный инс гиту! в отечественной социологии?
5 В чем заключается предмет инстигуциошпьной социологии? 6 Охарактеризуйте основные признаки социального инстшуга 7 Каковы условия возникновения и становления социальных институтов? Что по 8 В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов? 9 Охарактеризуйте структуру социального института Раздел IV. Социальные институты
10. Какие подходы к классификации социальных институтов реализованы в запад 11. В чем, с вашей точки зрения, заключаются основные функции и дисфункции со 12. Покажите отличия формальных от неформальных институтов. Литература Андреев Ю.П,, Кор женская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институ \ ы: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 г. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы. Гл. 4. Калугина З.И. Новое время — новые задачи: институциональный подход к изучению траисформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1999. Kupduua С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социол. исслед. 2002. № 12. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С. 194—203. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О.. Покровский НЕ. Социология: парадигмы и темы. М., 1997. С. 272-279. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии 2001. № 3. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 10. Фролов С С. Социология. М., 1996. С. 161-181. Глава 19 Социальные институты в сфере экономики § 1 Понятие экономического института. § 2. Институт собственности. § 3. Институт рынка. § 4 Институт производства § 1. Понятие экономического института Производство и экономика Сфера экономики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни, поскольку в ней осуществляется то, без чего эта жизнь не может существовать ни дня, — производство. Производство, как известно, бывает разное. Есть производство вещей, материальных благ. Его принято называть материальным производством. Существует другой основной вид производства — создание духовных ценностей, идей, то, что называют духовным производством. Очевидна, что в экономической сфере создаются прежде всего ценности материального характера — предметы потребления, технические системы, средства производства. Другими словами, в экономической сфере созидается то, что призвано обеспечить важнейшие условия жизнедеятельности общества. В своих «Максимах для революционеров» Б. Шоу определил экономику как «умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Можно говорить о двух основных значениях термина «экономика» (кстати, он имеет греческое происхождение и первоначально буквально означал искусство ведения домашнего хозяйства). Первое — это совокупность производственных отношений определенного общества, его базис. Второе значение — народное хозяйство (страны, региона, города и т.д.), его состояние, или часть этого хозяйства, включающая определенные отрасли и виды производства. По крайней мере, такое определение экономики дают все основные отечественные словари. Экономические институты в зеркале социологии Однако нас интересует не столько общий, широко распространенный, сколько социологический подход к экономике. Суть этого подхода состо- Раздел IV Социальные институты ит в том, чтобы рассматривать ее как систему социальных институтов,, «работающих» в экономической сфере и имеющих экономическую природу} Важнейшими среди них, с пашей точки зрения, являются собственность^ производство, рынок. По крайней мере, это те социальные институты, ко-* торые представляют наибольшую актуальность для современного рос- ч сийского общества. Важными институтами являются также распределение, обмен, торговля, деньги, банки, хозяйственные объединения и другие. Есть и иные точки зрения на экономические институты. Так, американский социолог Н. Смслзер считает институтом саму экономическую систему, а в качестве ее типов называет капитализм (при этом он рассматривает прежде всего корпоративный капитализм в США), социализм (здесь он характеризует прежде всего демократический социализм, характерный для некоторых стран с находящейся у власт и социал-демократией), коммунизм советского типа1. Насколько оправдан такой подход? Нет ли здесь отождествления института с общественным строем? Чтобы иметь более полное предегавление об экономических институтах «по Смелзеру», следует добавить, что он включает в их толкование такие вопросы, как социальное содержание экономической деятельности (условия труда и обмена, характер труда, воздействие технологии и организации труда, психические нагрузки работников, социальный контекст досуга), современные экономические тенденции (снижение влияния США, интернационализация экономики). При таком расширительном подходе экономические институты, как нам кажется, отождествляются с экономической сферой и — более широко — с экономической жизнью общества, что в совокупности составляет предмет экономической социологии. Действительно, сегодня западная экономическая социология изучает очень широкий комплекс объектов: социальные аспекты конкуренции, рынка, собственности, предпринимательства, социальные особенности различных типов экономических систем, поведение многих социальных групп в экономической сфере, способов мышления в многообразных экономических ситуациях, варианты регулирования экономики, социальные проблемы безработицы и др. Что касается экономических инсгитутов, то они включают в орбиту своего действия далеко не все (даже из перечисленных) аспекты и стороны экономической жизни, охватывая лишь устойчивые, регулярные формы совместной деятельности людей в экономической сфере, отвечающие определенным институциональным требованиям. Близкую позицию занимают и некоторые отечественные социологи. Так, М.С. Комаров рассматривает в качестве социального института экономику в целом. При этом наиболее важные стороны институционально- 1 См Смелзер НДж Социология С 493—520 Глава 19 Социальные институты в сфере экономики го анализа он связывает со следующими параметрами: экономической организацией общества и ее исторических типов; экономической культурой общества и ее ролью в нормативной регуляции экономического поведения; функциями.жономическои системы; структурой индустриальной экономической системы; особенностями поведения основных статусных групп —• предпринимателей, менеджеров, рабочего класса, потребителей1. Эта проблематика, по всей видимости, выходит за пределы собственно институциональною подхода, оказываясь частью предмета экономической социологии. Действительно, если обратиться к одной из лучших отечественных работ по экономической социологии — исследованию Т.И. Заславской и Р.В. Рыбкиной экономической жизни, то мы найдем в нем глубокий анализ и экономического поведения различных социальных групп, и экономической культуры, и участия в трудовой деятельности различных ее субъектов, и экономической ситуации в мире и Советском Союзе и т.д.2 Но весь этот перечень проблем совсем не означает того, что они составляют содержание институционального анализа. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в упомянутой книге Заславской и Рыбкиной детально рассмотрены и основные экономические институты. Аналогичные рассуждения уместны в отношении работ по экономической социологии еще одного отечественного исследователя — В.В. Радаева3. В работах многих авторов, прежде всего в учебниках по социологии, наблюдается противоречие между общим пониманием социального института и характеристикой такой его разновидности, как институт экономический. Этот же Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности4. Однако, когда черед доходит до рассмотрения экономических институтов, то выясняется, что речь идет не о ролях и статусах, а об экономической системе с ее основными элементами, в качестве которых рассматриваются собственность, предприниматель, определенные черты экономической жизни и т.д. То же относится и к работе М.С. Комарова. Характеризуя социальный институт как «совокупность норм, предписаний и требований, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни»5, автор 'См Комаров М С Введение в социологию С 251—272 ^ См Заславская ТИ, Рывкина РВ Социология жономическои жизни Новосибирск, 1991 ' См, например Радаев В В Экономическая с оциоло! ия ■^ См Смелзер НДж Социология С 659 5 Комаров М С Там же С 295 Раздел IV Социальные институты затем, раскрывая содержание экономических институтов, пишет об экономической культуре общества, экономическом поведении, об исторических типах экономической организации общества и т.д. Чтобы закончить нашу дискуссию, отметим, что экономическая система — это прежде всего взаимосвязь различных экономических структур, каждая из которых может регулироваться в своем функционировании определенными экономическими институтами. Сам институт охватывает лишь конкретный сегмент экономической ясизни. В свою очередь, институт может быть рассмотрен как система взаимосвязанных элементов, представляющих соответствующие экономические учреждения, нормативную базу деятельности, материально-финансовую основу, соответствующую инфраструктуру, формы контроля и управления и т.д. Для описания социальных институтов экономики, помимо соответствия их общим институциональным критериям, важно знание выполняемых ими функций и специфики взаимосвязей с другими социальными институтами. Следовательно, для того чтобы охарактеризовать какую-либо экономическую систему в терминах институционального подхода, необходимо ответить на ряд вопросов: каким целям служит (подчинена) данная экономическая система? какие функции она выполняет по отношению к обществу? какие социальные нормы и санкции приняты в рассматриваемой экономической системе? каковы материальные, финансовые и иные ресурсы, которыми она располагает? что собой представляют учреждения и группы лиц в них, наделенные властью для осуществления экономических функций и ролей, предписанных им обществом? С этой точки зрения проанализируем прежде всего наиболее значимые для жизни современного российского общества институты собственности, рынка, производства. § 2. Институт собственности Понятие института собственности Институт собственности — один из наиболее древних (если не самый древний) экономических институтов. Владение теми или иными вещами, орудиями труда, имуществом, принадлежность их человеку (роду, семье) существовали изначально и были важной формой совместной деятельности людей в связи с удовлетворением их элементарных потребностей. Несмотря на отсутствие на начальном этапе человеческой истории особых учреждений и организаций, деятельность которых была направлена на охрану собственности, отдельные элементы этого института существовали. Так, были распространены обычаи, традиции, Глава 19. Социальные институты в сфере экономики регулирующие отношение к чужой собственности и предполагавшие санкции (часто довольно жесткие) за посягательство на нее. По мере возникновения государств на смену обычаям и традициям (либо в добавление к ним) появлялись правовые способы регулирования отношений собственности. До сих пор сохранил свое значение и часто используется в современной практике институт римского права, в котором нашла свое отражение одна из наиболее развитых правовых систем защиты собственности. В конце концов сложился достаточно развитый и сложный институт собственноеги, включающий целую систему учреждений и организаций власти и социального контроля, правовых и моральных норм, стандартов и стереотипов поведения, связанных с разнообразными формами собственности. Среди их большого количества выделяются своей противоположностью частная (индивидуальная и групповая) и публичная (общественная, государственная и муниципальная) формы. Между ними распола1 аются, комбинируя в разных сочетаниях черты и функции каждой, другие формы собственности. Собственность, интересы, потребности Собственность как социальный институт прямо связана с интересами и потребностями людей, она является мощным средством, стимулирующим и активизирующим их деятельность. Конечно, таким стимулом становится прежде всего частная собственность. Однако это обстоятельство не следует абсолютизировать. История, да и современность тоже, знают немало примеров, когда в качестве такого стимула выступает публичная собственность, приумножение общественного богатства и достояния. Особенно если субъекты трудовой деятельности осознают связь и зависимость между ней и теми общественно значимыми целями, на достижение которых она направлена. Разве можно пройти мимо многих выдающихся результатов деятельности советских людей в различные периоды истории СССР, той деятельности, которая характеризовалась не частнособственнической мотивацией, а интересами и потребностями развития общественной формы собственности? И все же, как показывают и исследования, и наблюдения, частная собственность в конечном итоге оказывается более сильным экономическим мотиватором. Учреждения и организации института собственности призваны защищать те ее формы, в существовании которых есть общественная потребность. Разумеется, этот процесс чреват противоречиями и борьбой, которая ведется вокруг тех или иных форм собственности. Типичный пример — бурная полемика в нашей стране в конце XX — Раздел (V Социальные институты начале XXI столетия по вопросу о введении частной собственности на землю. Противоборство здесь имеет место на нескольких уровнях, два из которых, по-видимому, самые важные и самые сложные. Первый — принятие всеобъемлющего, «неполовинчатого» закона о частной собственности, второй — утверждение фермерского хозяйства как равноправного и полноценного партнера коллективного хозяйства. Очевидно, что даже принятие закона о частной собственности на землю не станет успешно действующей гарантией ее реального внедрения в экономическую и социальную жизнь общества. Необходимы глубокие сдвиги в экономическом сознании и поведении сельского населения, что в значительной степени зависит от внедрения рыночных отношений в «плоть и кровь» повседневной жизни. Проблема собственности в постсоветской России Вообще проблема собственное ги (не только частной на землю) в современном российском обществе пока еще весьма слабо решена на институциональном уровне. Связано это с тем, что возникает обилие форм собственности за очень короткий промежуток времени в условиях отсутствия опыта их институционализации. В постсоветской России существует государственная собственность, включающая муниципальную и местную. Далее, активно утверждается частная собственность, в том числе собственность теневой, зачастую криминальной экономики. Существует личная индивидуальная собственность как разновидность частной. Наконец, имеет смысл говорить о постгосударственной собственности, действующей в отношении формально акционированных, но, по сути дела, не приватизированных предприятий. Сложность ситуации состоит в том, что в отношении многих экономических объектов собственник юридически не оформлен и право контроля и распоряжения по-настоящему институционально не закреплено. Речь идет прежде всего о криминальной частной собственности теневой экономики и постгосударственной собственности директоров бывших государственных предприятий, а ныне руководителей акционерных обществ самого разного типа. Частная собственность в сферах производства и потребления обусловливает целую систему институциональных образований: товарно-рыночное производство, развитые рынки товаров, труда, финансового капитала, ценных бумаг и др. Но 1лавное, в чем проявляет себя институт собственности, — это его единство с трудом. В их взаимодействии — ключ к пониманию самой природы общества, исторических этапов развития человеческой цивилизации.
|