Ответ мастера
Ученик пришел к Бокудзю. Поклонившись, прикоснулся к его ногам и спросил: — Как долго мне придется ждать моего просветления? Бокудзю смотрел на него долго, достаточно долго. Ученик начал беспокоиться, он повторил вопрос: — Почему Вы смотрите на меня так долго и не отвечаете? Мастер произнес ответ дзэн. Он сказал: — Убей меня! Ученик не мог поверить, что это ответ на его вопрос. Смущенный, он ушел и обратился к старшему товарищу. Тот засмеялся и сказал: — Ты не понял? Он сказал: почему вы продолжаете спрашивать меня? Оставьте всякое спрашивание. Убейте меня в себе, убейте мой авторитет. Оставьте всякое учение. Кто я? Я не удерживаю вас. Жизнь открыта для всех. Почему вы не начинаете жить? Почему вы продолжаете готовиться? Все — пустота Однажды к Мастеру Бокудзю пришел большой ученый. Он изучил все священные писания, отлично владел риторикой и логикой, знал все обо всем. Он спросил Мастера: — Вы читали «Лотосовую сутру?» — Нет, не читал, — ответил Мастер. Ученый сказал: — Но говорят, что Вы просветленный! Бокудзю сказал: — Люди чего только не придумают. Я вообще мало читал и ничего не знаю. Ученый сказал: — Тогда я Вам ее почитаю, и то, что будет непонятным, мы обсудим. Он начал читать. В сутре говорилось, что все — пустота: природа всех вещей есть пустота, ничто, стоит настроиться на эту пустоту, и вы достигнете просветления. Вдруг Бокудзю вскочил и ударил философа по голове. Тот рассвирепел и закричал: — Вы ненормальный! Вы хулиган! Что это за шутки? Бокудзю сел на место и спокойно спросил: — Если все есть ничто, пустота, то откуда взялся этот гнев? Философ озадаченно сказал: — Этого в сутре не написано, и бить меня — это не способ задавать вопросы. Ты прав Один сановник должен был прийти к Бокудзю в назначенное время, но опоздал. Бокудзю спросил его: — Почему Вы задержались? Тот ответил, что он играл в поло. Мастер спросил: — Кто бьет по мячу, наездник или лощадь? Сановник ответил: — Наездник. — Он устал? — Да, он устал. — А лошадь устала? — И она устала. Затем Бокудзю спросил: — А ворота устали? Озадаченный сановник ушел домой. Весь вечер он размышлял над странным вопросом Мастера. И ночью к нему неожиданно пришло решение. На следующий день он пошел к Мастеру. Бокудзю спросил: — Устали ли ворота? — Да, устали, — сказал сановник. Бокудзю рассмеялся и сказал: — Ты прав. Я живу Кто-то спросил Бокудзю: — Что Вы делаете? Какова Ваша религиозная практика? Он ответил: — Я живу обычной жизнью — это моя практика. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю. Спрашивающий был озадачен. Он сказал: — Но я не вижу в этом ничего особенного. Бокудзю сказал: — В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все жаждущие чего-то особенного являются эгоистами. Спрашивающий все еще был озадачен. Он сказал: — Но это делают все. Когда голодны — едят, когда хотят спать — спят. Бокудзю рассмеялся и сказал: — Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. Когда я ем, то я просто ем: тогда существует только еда и ничего больше. Когда вы спите, вы видите сны. Когда я сплю, то я просто сплю, не существует больше ничего. Когда есть сон, то есть только сон. Нет даже Бокудзю. Когда я гуляю, то существует только прогулка, не существует никакого Бокудзю, просто прогулка. Не сейчас Один человек изучал дзэн под руководством Бокудзю, которому был очень предан. Каждый раз, когда он приближался к нему, Бокудзю махал рукой, говоря: — Не сейчас, не сейчас! Однажды вечером он пришел в отчаянье: — Как это может произойти? У меня нет инструкции, чтобы привести себя к реализации. Мастер просто гонит меня, говоря: «Не сейчас». Что я могу сделать? Что я должен думать об этом? Он продолжал в том же духе, думая, размышляя, медитируя, отчаянно, но упорно придерживаясь объекта своего исследования и рассматривая его со всевозможных точек зрения. Внезапно что-то вспыхнуло в его уме, и он сразу же осознал, понимая, чего хочет от него Мастер. На следующее утро он посетил Мастера. Увидя его, тот воскликнул: — У тебя есть это сейчас, у тебя есть это сейчас!
|