Студопедия — СРАЖЕНИЕ НАХРОВАН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СРАЖЕНИЕ НАХРОВАН






 

 

После того как Али (да будет мир с ним!) в конце месяца сафар 38 года хиджры вернулся из Сеффейна в Куфу, он до самой своей смерти, которая произошла через два с лишним года, ни на минуту не испытал покоя. За этот короткий срок следовавшие друг за другом поражения и неприятности оставили в его душе горький осадок.

Имам Али (да будет мир с ним!) был опечален не столько из-за Муавие или коварного Амро Аса, сколько из-за непостоянства, глупости и равнодушия своего войска и говорил:

Я никогда не жаловался на чужих.

Все беды причинили мне родные.

Али (да будет мир с ним!) был настолько опечален беспечностью и бесстыдством куфийцев, что неоднократно желал смерти, чтобы избавиться от этого непостоянного и неверного племени. В одной из своих проповедей он, укоряя своих соратников, говорит:

"Клянусь Аллахом, если смерть придёт ко мне - а она обязательно придёт - и разлучит меня с вами, вы увидите, что мне будет противно общаться с вами."

Уловка Амро Аса в Сеффейне, когда сирийцы подняли Кораны и потребовали арбитража между двумя войсками, внесла разногласия в ряды иракского войска, что можно считать основной причиной дальнейших поражений Али (да будет мир с ним!).

Разногласие имама Али (да будет мир с ним!) и Муавие в вопросе халифата было передано на рассмотрение арбитров и, вопреки протестам Али (да будет мир с ним!), представителем войска его светлости был избран Абу Муса Аш'ари. Однако после перемирия некоторые из воинов армии Али (да будет мир с ним!) спросили его светлость, для чего была пролита кровь. Они возразили его светлости, что хотели услышать решение Аллаха, а не мнение Абу Мусы или Амро Аса. Некоторые из этих людей даже объединились против обоих войск.

Эти люди были убеждены, что ни Али (да будет мир с ним!), ни Муавие, не могут разрешить возникшее разногласие и что решение должно быть принято Аллахом. В результате подобного рода мышления около двенадцати тысяч воинов отделились от войска Али (да будет мир с ним!) во время возвращения из Сеффейна в Куфу и стали злословить в адрес остальных воинов. После возвращения в Куфу эта группа под командованием Абдуллы ибн Вахаба отправилась в Харвару.

Лозунгом этих людей, которые были названы "хавареджами", было «Нет решения, кроме решения Аллаха». Эти люди были внешне набожными и на их лбах отпечатались следы долгих челобитий во время молитв, однако по глупости они не понимали, какую ошибку совершают. Али (да будет мир с ним!) о них сказал: "Они ищут истину во тьме лжи!"

Эти люди не знали, что Коран, решения которого они добиваются, сделан из бумаги и чернил, а для определения решения Аллаха нужен человек, прекрасно знающий предписания Корана. По мнению мусульман Ирака, этим человеком был Али (да будет мир с ним!), говорящий Коран, однако Муавие и его сторонники не соглашались с этим. В итоге были избраны арбитры, Амро Ас и Абу Муса, ни один из которых не подходил для этого дела.

Али (да будет мир с ним!) отправил к хавареджам Абдуллу ибн Аббаса, чтобы побудить их понять свою ошибку, однако эта заблудшая группа не отказалась от своих убеждений. Основной их претензией было то, почему Али сражался с сирийцами, однако запретил расхищать их имущество? Во-вторых, они хотели услышать мнение Корана. Почему Али принял мнение Абу Мусы и Амро Аса? В-третьих, почему в мирном соглашении Али не написал перед своим именем "эмир правоверных"? Это доказывает, что сам Али не верил в свой халифат. В таком случае для чего были нужны жертвы этой войны?

Али (да будет мир с ним!) лично пошёл к хавареджам и поговорил с ними. Он сказал: "Я как и вы желаю выполнения Божьего указа и для этого сражался с Муавие. Вы сами видели, что я был не согласен с завершением войны и избранием Абу Мусы арбитром, однако в результате вашего настоятельного требования война была завершена и Абу Муса, вопреки моему протесту, был избран арбитром. Сегодня мы намереваемся продолжить начатое дело и вновь напасть на Дамаск. Помогите нам в этом деле."

Хаваредж ответили: "Ты и мы стали язычниками. Мы раскаялись, а ты нет. Ты тоже должен раскаяться, чтобы расчитывать на нашу помощь!"

Эти люди злословили об всех и их лозунгом был коранический аят:

"А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, - они и есть неверные."[50]

Однако они не знали, что человек, который мог судить согласно тому, что ниспослал Аллах, был Али (да будет мир с ним!).

Отчаявшись наставить их на истинный путь, имам Али (да будет мир с ним!) перестал надеяться на их помощь и стал готовить войско для нападения на Дамаск.

За это время произошли другие события, каждое из которых стало причиной поражения иракцев и вызвало печаль и сожаление Али (да будет мир с ним!).

Муавие, обрадовавшись решению арбитров, с каждым днём все более укреплял своё положение и расширял границы своих владений. Узнав о положении в Ираке и разрозненности войска Али (да будет мир с ним!), он решил подготовить почву для нападения на Ирак.

Муавие уполномочил Заххака ибн Кейс во главе отряда из четырёх тысяч человек напасть на Ирак и по мере возможности убить как можно больше иракцев и разграбить их имущество, а в случае контратаки отступить и вернуться в Дамаск. Подобным образом Муавие хотел напугать иракцев и показать им свою силу, чтобы в будущем они и не думали нападать на Дамаск.

Порочный и кровожадный Заххак в точности выполнил указание Муавие и, перейдя границу Ирака, начал убивать и грабить. Он убил Амро ибн Умайса (племянника Абдуллы ибн Мас'уда) и отрубил головы его приближённым. Когда весть об этом дошла в Куфе до Али (да будет мир с ним!), он, дрожа от гнева, поднялся на минарет и обратился к беспечным куфийцам со следующими словами: "Эй, жители Куфы! Если вы верите в Аллаха, поспешите к Амро ибн Умайсу. Некоторые из ваших соплеменников убиты, а другие ранены. Идите и сражайтесь с врагами и изгоните чужих со своей земли." Увидев, что куфийцы колеблятся, его светлость продолжил: "Эй, нерешительные люди! Хотел бы я иметь одного воина из войска Муавие вместо восьмерых из вас. Клянусь Аллахом, я готов встретиться с Создателем (умереть), чтобы навсегда избавиться от необходимости видеть вас. Мне сообщили, что Муавие отправил Заххака ибн Кейса для убийства и грабежа, и это кровожадный подлец убил ваших братьев и расхитил их имущество, в то время как вы сидите в своих домах и не трогаетесь с места для защиты своей земли!"

Али (да будет мир с ним!) отправил Ходжра ибн Ади в погоню за Заххаком. Заххак некоторое время сопротивлялся нападению куфийцев, однако после того как было убито девятнадцать его воинов, он ночью вернулся в Дамаск.

Кроме того, Боср ибн Артат (тот самый грязный человек, который в войне Сеффейн, последовав примеру Амро Аса и обнажившись, вышел живым из-под меча Али) по приказу Муавие во главе многочисленного отряда напал на Хиджаз и Йемен и, перебив большое число шиитов имама Али (да будет мир с ним!) и разграбив их имущество, вернулся в Дамаск. В то время Убайдулла ибн Аббас, Назначенный имамом Али (да будет мир с ним!) правителем Йемена, почувствовал, что не в силах сопротивляться Босру и, оставив вместо себя Амро ибн Арака, покинул Йемен и отправился в Куфу. Прибыв в Йемен, Боср стал убивать и грабить жителей этого города. Он убил Амро ибн Арака, обезглавил двух малолетних детей Убайдуллы. Увидев это, их мать лишилась рассудка.

Когда Али (да будет мир с ним!) узнал о бесчинствах Босра, он осудил куфийцев и отправил Хариса ибн Куддама, вызвавшегося добровольцем, с двумя тысячами всадников на борьбу с Босром. Боср, услышав о том, что его светлость отправил Хариса на борьбу с ним, испугался и немедленно вернулся в Дамаск.

Муавие вновь отправил в Ирак другого человека по имени Суфиан ибн Ауф с шестью тысячами воинами для совершения убийств и грабежей. Суфиан вошёл в город Анбар (один из древнейших городов Ирака) и, убив правителя этого города Хассана ибн Хассана, начал убивать и грабить людей. Некоторые из его воинов даже срывали драгоценности с рук и шей женщин. Все эти беды произошли из-за того, что куфийцы не выполнили приказов Али (да будет мир с ним!). Узнав об этом, его светлость поднялся на минарет и выступил с такой речью:

"Мне сообщили, что по приказу Муавие было совершено нападение на город Анбар. Правитель этого города убит, а ваши всадники отброшены далеко от города. Один из воинов вражеского отряда сорвал с одной мусульманки и одной язычницы все её украшения, а женщина, не в силах сопротивляться, плакала и звала на помощь. Враги вернулись в Дамаск с богатой добычей. Если мусульманин, услышав об этом происшествии, умрёт от горя и печали, никто не осудит его. По-моему ему лучше умереть.

Когда летом я призывал вас сражаться с врагами, вы сказали, что сейчас жарко и чтобы я подождал, пока жара спадёт. Когда я повторил свой призыв зимой, вы сказали, что очень холодно и чтобы я подождал, пока потеплеет. Клянусь Аллахом, вы, которые ищете предлога и боитесь жары и холода, на. поле боя будете бояться мечей и сбежите.(на арабском) Вы называете себя мужчинами, но не имеете мужества мужчин, ваш ум подобен детскому уму, а мысли подобны мыслям новобрачных женщин!

Как было бы хорошо, если бы я не видел и не знал вас. Вы принесли мне лишь печаль, горе и отчаяние.

(на арабском)

Да убьёт вас Аллах! Вы омрачили мою душу и наполнили моё сердце гневом. С каждым моим вздохом вы глотками вылили в моё горло чашу горечи и печали и уничтожили меня своим неповиновением."

Помимо упомянутых, произошли и другие события, приведшие к поражению иракцев и вызвавшие печаль и страдания имама Али (да будет мир с ним!).

Кейс ибн Са'д, назначенный в начале халифата имама Али (да будет мир с ним!) правителем Египта, в ходе войны Сеффейн был уполномочен возглавить один из военных отрядов, а вместо него в Египет отправился Мухаммад ибн Абу Бакр.

Мухаммад правил Египтом, когда было решено дело с арбитражем, а так как Муавие обещал Египет Амро Асу, то был вынужден захватить эту страну.

С этой целью он отправил отряд под командованием Муавие ибн Хадиджа для захвата Египта. Амро Ас в свою очередь применил хитрость и настроил египтян против Мухаммада.

Мухаммад потерпел поражение от Муавие и, сообщив об этом Али (да будет мир с ним!), попросил его помощи.

Али (да будет мир с ним!) отправил Малика Аштара, правившего Джазирой, в Египет и вызвал Мухаммада, чтобы поручить ему другое дело, ибо Египет требовал такого-правителя как Малик, который отвечал бы мечом на все уловки Муавие и Амро Аса.

Малик Аштар в месяца зика'да 38 года хиджры покинул Куфу и отправился в Египет. В пути ему повстречался человек, одетый в нищенские лохмотья. Малик, который по примеру Али (да будет мир с ним!) всегда хорошо относился к чужеземцам и помогал беднякам, спросил нищего, кто он и откуда идёт.

Тот человек ответил: "Меня зовут Нафе'. Я был в Медине слугой Умара ибн Хоттаба, а сейчас обрёл свободу. В Медине мне жилось худо, и поэтому я покинул этого город и направляюсь в Египет, надеясь найти там работу."

Малик сказал: "Если хочешь, можешь остаться со мной. Я обеспечу тебя одеждой и пропитанием." Нафе' воскликнул: "Что может быть лучше этого? Конечно, я останусь с тобой!" Малик причислил этого человека к своему войску и взял с собой.

Пройдя некоторое расстояние, они достигли города Калзам. находившегося в трёх днях пути от Египта. Отряд Малика переночевал в этом городе. Утром Нафе' приготовил стакан шербета из мёда и, всыпав в него яда, подал стакан Малику.

Малик, за последние дни видя искреннее рвение этого слуги, осушил стакан шербета и приказал своему отряду двинуться в путь. Несколько часов спустя Малик изменился в лице. Состояние его постепенно ухудшалось и вскоре он упал с лошади на землю.

Воины Малика подбежали к нему и попытались спасти его, однако яд сделал своё дело. Воины поняли, в чём дело, и стали искать Нафе', однако не нашли его. Через несколько мгновений Малик скончался и перешёл в вечный мир, а его отряд вернулся в Калзам с трупом своего командира.

Подав отравленный шербет Малику, Нафе' немедленно направился к Муавие. Услышав эту весть, Муавие чрезвычайно обрадовался и пообещал сирийцам, что Али не нападёт на них. ибо Малик был опорой Али (да будет мир с ним!). Муавие обласкал и наградил Нафе" и разрешил сирийцам. устрашённым мечом Малика, отпраздновать это событие.

С другой стороны, Али (да будет мир с ним!), получив эту весть, сильно опечалился и горько заплакал. Он сказал: "Смерть Малика Аштара - огромное бедствие. Второго такого человека как Малик уже не будет. Малик был львом, от голоса которого кровь стыла в жилах врагов.

(на арабском)

Кем был Малик? Если Малик был горой, он был высокой горой, на которую не мог взобраться ни один человек и вершин которой не могла достичь ни одна птица. Клянусь Аллахом, его гибель возвысила жителей Дамаска и запада и унизила жителе Ирака и востока. Мы уже не увидим такого человека как Малик."

Имам Али (да будет мир с ним!) вновь передал правление Египтом Мухаммаду ибн Абу Бакру и сообщил ему о гибели Малика, однако Муавие и Амро Ас не отступали от своих интриг и несколько раз в отправленных Мухаммаду письмах склоняли его на свою сторону. Каждый раз Мухаммад открыто отказывался примкнуть к ним и напоминал им о своей верности и преданности имаму Али (да будет мир с ним!). Отчаявшись подкупить Мухаммада, Муавие решил добиться своей цели другим способом и благодаря хитрости Амро Аса смог настроить египтян против Мухаммада.

Мухаммад сообщил Али (да будет мир с ним!) о неспокойном положении в Египте, создавшемся в результате интриг Муавие. Его светлость зачитал куфийцам письмо Мухаммада в мечети и в иной раз осудил их за бездействие и назвал следующие друг за другом поражения результатом их нерешительности. Затем он отправил двух тысяч человек под командованием Малика ибн Ка'ба на помощь Мухаммаду, однако Мухаммад за это время вместе со своими немногочисленными сторонниками сражался с Муавие ибн Хаджиджем. Сам Мухаммад был убит, а его отряд потерпел поражение.

Не успев прийти в себя после гибели Малика Аштара, Али (да будет мир с ним!) получил весть о падении Египта и мученической гибели Мухаммада. Эта весть ещё более опечалила его светлость и он со слезами на глазах сказал: "Моё горе и печаль превосходят радость подлых сирийцев по случаю гибели Малика и Мухаммада."

Итак, следовавшие друг за другом подобные печальные происшествия, происходившие в разных точках Аравии, повергли в печаль его светлость. К тому же правитель Басры в результате подстрекательств Муавие отказался подчиняться Али (да будет мир с ним!) и отправил войско для захвата Мекки.

С каждым днём положение истинных мусульман, число которых было незначительным, всё более ухудшалось и речи Али (да будет мир с ним!), в которых он наставлял их защищать свои города и положить конец этим беспорядкам, не оказывали своего воздействия.

После возвращения из Сеффейна эти беспорядки продолжались почти два года. В сороковом году хиджры имам Али (да будет мир с ним!) пламенными речами, свидетельствовавшими о его беспокойстве и печали, вновь пробудил нерешительных и неверных своему союзу куфийцев, а командиры, которые с течением времени постепенно утратили свой доблестный дух, под воздействием слов Али (да будет мир с ним!), взявшего на себя главное командованием войском, стали готовить воинов для окончательного нападения на земли, захваченные Муавие.

Двадцатитысячное войско по приказу Али (да будет мир с ним!) разбило лагерь в Нохлие, где его светлость провёл осмотр отрядов. Али (да будет мир с ним!) дал письменный приказ командирам и правителям разных городов оснастить отряды и с целью нападения на Дамаск отправить их в Нохлие. Перед тем как двинуться в путь он разработал план передвижения и его детали и дал всем командирам точные военные и административные указания.

Однако в это время произошло другое событие, изменившее ход истории мусульман и нарушевшее их планы. Хавареджи, о которых мы рассказали ранее, под командованием Абдуллы ибн Вахаба Расби предъявили свои прежние требования.

Вопрос о хавареджах был рассмотрен на военном совете командующих войском имама Али (да будет мир с ним!) в присутствии его светлости. Если армия Али (да будет мир с ним!) покинет Куфу и нападёт на Дамаск, хавареджи, несомненно, захватят Куфу и в таком случае войско Али (да будет мир с ним!) будет вынуждено воевать на двух фронтах: внешнем и внутреннем. Ввиду этого необходимо перед тем как отправиться в Дамаск разобраться с хавареджами, а затем спокойно осуществить план нападения на Дамаск.

Ввиду того, что имам Али (да будет мир с ним!) всегда старался избежать кровопролития, он в последний раз написал письмо хавареджам и призвал их помочь ему восстановить истину и сразиться с Муавие.

Абдулла Расби прочитал письмо имама Али (да будет мир с ним!) и сказал посланнику его светлости, чтобы он передал ему следующее: "Ты стал язычником и вначале должен покаяться, а уж затем призывать нас на помощь!" Затем он приказал всем хавареджам отправиться в Нахрован.

Собравшиеся в Нахроване хавареджи создали базу, к которой примыкали их единомышленники из разных городов. Их число росло с каждым днём и вскоре достигло свыше двенадцати тысяч человек.

Али (да будет мир с ним!) изменил свой маршрут и вместо Дамаска отправился из лагеря Нохлие в Нахрован.

Когда Али (да будет мир с ним!) во главе своего войска прибыл в Нахрован, хавареджи в один голос твердили: Нет решения, кроме решения Аллаха, даже если с этим не согласны язычники.

Али (да будет мир с ним!) испытывал одновременно и гнев, и сожаление к этим людям, ибо они глубоко ошибались и не осозновали своей ошибки.

Али (да будет мир с ним!) предстал перед хавареджами и в последний раз поговорил с их командиром Абдуллой Расби. Затем он обратился ко всем хавареджам и своей железной логикой и красноречивыми словами заявил об их ошибочном суждении и доказал свою правоту. В это время хавареджи в смятении стали каяться. Али (да будет мир с ним!) приказал поставить белый флаг рядом с Нахрованом, чтобы покаявшиеся хавареджи собрались под этим знаменем.

Почти две трети хавареджов покаялась и собралась под знаменем. Али (да будет мир с ним!) разрешил им не участвовать в битве, однако остальные хавареджи, число которых составляло четыре тысячи человек, под командованием Абдуллы ибн Вахаба Расби остались непреклонными в своём убеждении, и Али (да будет мир с ним!) был вынужден сражаться с ними.

Перед сражением для укрепления духа мусульман, ослабленного со временем в результате нападений, убийств и грабежей отрядов Муавие, Али (да будет мир с ним!) предсказал, что из всех хавареджев в живых останется не более десяти человек, а из воинов Куфы погибнет не более десяти человек. Это предсказание его светлости было чудом и полностью соответствовало истине.

Итак, сражение началось. Через некоторое время вставшая на ложный путь группа была полностью перебита за исключением девяти человек, которым удалось бежать. Из воинов армии имама Али (да будет мир с ним!) погибло семеро человек и таким образом предсказание его светлости сбылось. По завершении битвы войско Али (да будет мир с ним!) вернулось в Куфу. В числе бежавших хавареджев был Абд ал-Рахман ибн Молджам из племени Мурад, который сбежал в Мекку.[51]

 


(на арабском)

(Небесное откровение)

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия