Казачество как военно-служивое сословие.
К концу XIX века в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Терское, Забайкальское Уральское, (Яицкое), Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и Астраханское) и три городовых полка (Красноярский, Иркутский, Енисейский). Казачьим также числился Якутский полк Министерства внутренних дел. Общая численность казачьего населения страны составляла около 4,5 млн. человек.
На Юго-Востоке Европейской части страны располагались Донское, Кубанское и Терское казачьи войска. На их долю приходилось 36,6 % площади всех казачьих территорий и 70,3 % численности казаков. Самым большим из казачьих войск являлось войско Донское, занимавшее 22 % всех казачьих земель и насчитывавшее до 34 % казачьего населения России. На второе по величине Кубанское войско приходилось соответственно 13 % и 31 % а на долю занимавшего пятое место среди казачьих войск Терского – 3,5 % и 5 %.
В административном отношении казачьи области подразделялись на округа и отделы. Так, вся территория Донского войска была разделена на девять округов (Черкасский, 1-й Донской, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский, Донецкий, Сальский, Таганрогский и Ростовский), Кубанского – на семь отделов (Екатеринодарский, Баталпашинский, Ейский, Кавказский, Лабинский, Майкопский, Таманский), а Терского на четыре отдела (Кизлярский, Сунженский, Пятигорский, Моздокский) и шесть округов (Владикавказский, Назрановский, Хасавюртовский, Нальчикский, Грозненский, Веденский) 26 мая 1835 г., после шестнадцатилетней разработки, утверждается «Положение о Войске Донском», юридически оформившее донское казачество в особое военно-служилое сословие. «Положение» регламентировало внутреннее устройство и штаты войска. Оно устанавливало обязательную двадцатипятилетнюю службу для всего мужского казачьего населения, начиная с 18-летнего возраста. На службу каждый казак должен был явиться со своим строевым конем, холодным оружием, полным комплектам обмундирования и снаряжения. Одновременно в особом приложении «О поземельных довольствиях» определялась величина земельного надела казаков в соответствии с чином. Служащим и отставным генералам полагалось по 1500 десятин, штаб-офицерам – по 400, обер-офицерам – по 200, рядовым казакам – по 30. Но на практике надел – казачий пай – мог не соответствовать определенной норме в большую или меньшую сторону. В то же время, отводимая рядовым казакам земля должна была в общем соответствовать тридцатидесятинной пропорции и уравнивать «общие выгоды казаков». Принцип уравнительного землепользования, закрепленный в «Положении», был призван гарантировать определенный уровень имущественного благосостояния каждого казака и экономически обеспечивать исполнение военной повинности казаками и сдерживать их социальную дифференциацию. Налагался административно-правовой запрет на выход из казачьего сословия и на поселение в пределах войска лиц других сословий. Все эти меры, по мнению правительства, обеспечивали замкнутый и устойчивый характер нового военно-служилого сословия.
На основе «Положения о Войске Донском» 1 июля 1842 года принимается «Положение о Черноморском казачьем войске», а 14 февраля 1845 года издается «Положение о Кавказском войске» В пореформенный период продолжилась работа по регламентации внутреннего устройства казачьих областей, поземельных отношений, прохождения казаками воинской службы. Так 21 апреля 1869 г. императором утверждается мнение Государственного Совета «О поземельном устройстве в казачьих войсках», юридически оформлявшее сложившийся порядок землевладения и землепользования на территориях казачьих областей. Согласно данному закону, все войсковые земли подразделялись на три основные категории: 1) на отвод станицам; 2) на надел генералов, штаб- и обер-офицеров и классных чиновников войска; 3) на разные войсковые надобности (т.н. войсковой запас). Станицам отводились земельные площади (станичные юрты), обеспечивавшие наделы по 30 дес. на каждую душу мужского пола казачьего сословия. Все станичные земли закреплялись в общинном владении и не могли передаваться в чью-либо собственность. Наделы генералов, офицеров и чиновников поступали в частную собственность их владельцев с правом распоряжения по личному усмотрению. Из общего количества земли, отведенной той или иной станице, выделялась участки под общественные нужды (под станичные сенокосы, толоки, выгоны, дороги и т.п.). Затем, для ежегодного обеспечения увеличивавшегося, вследствие естественного прироста, казачьего населения, предусматривалось образование специального земельного запаса. И только после этого оставшаяся юртовая земля нарезалась на казачьи паи. Право на получение земельного пая имели все казаки, достигшие 17-летнего возраста, а также казачьи вдовы (с детьми – полный пай, без детей – половину пая). По закону 1869 г. все казаки получали право сдавать свои наделы в аренду. В станичных обществах фактически закреплялся принцип круговой поручи. Они обязывались оказывать финансовую помощь бедным казакам при выходе на службу. Для пополнения станичного бюджета, расходовавшегося на эти и другие общественные нужды, земли юртового запаса могли сдаваться в аренду.
Таким образом, в казачьих областях юридически оформлялась система надельного землевладения, существовавшая в виде общинной собственности. И хотя землей владели не только казачьи, но и крестьянские общины, размеры наделов казаков и крестьян заметно отличались друг от друга. Значительно лучшая обеспеченность землей казачьего населения являлась следствием исторически сложившейся системы землевладения в казачьих областях, а также самым непосредственным образом была связана с особенностями воинской службы казаков.
В ходе т.н. «милютинских» военных реформ 70-х гг. XIX в. в казачьих войсках вводились новые штаты и разрешался ограниченный прием в казачье сословие и выход из него. В 1874 г. принимается «Устав о воинской повинности Донского казачьего войска», а в 1882 г. его нормы легли в основу «Положения о воинской повинности и военной службе Кубанского и Терского войск». Согласно этим нормативным актам, казаки обязывались находиться на военной службе 20 лет. Из них три года они находились в приготовительном разряде, причем последний – третий год – проводили в военных лагерях. Затем в течение 12 лет казаки числились в строевом разряде. Он подразделялся на 1, 2 и 3 очереди. Действительную службу казаки несли в течение 4 лет в первой очереди. Следующие 4 года они были приписаны к частям второй очереди, находившимся в постоянной мобилизационной готовности. Второочередные казаки должны были иметь строевых лошадей, полную военную экипировку и проходить ежегодные 3-х недельные лагерные сборы. Потом они переходили в третью очередь, могли не держать строевых коней и один раз призывались на сборы. Последние пять лет службы казаки проводили в запасном разряде, после чего выходили на «льготу» и могли призываться в ополчение во время войны. Позже, за счет уменьшения нахождения в приготовительном разряде до одного года, общий срок службы казаков сократился до 18 лет. Данный порядок прохождения воинской службы сохранялся неизменным вплоть до 1917 года. В крестьянские общины на территориях казачьих войск входили только коренные крестьяне, т.е. поселившиеся здесь до реформы 1861 г. Прибывшие в казачьи области после этого времени – так называемые иногородние – никаких прав на получение земли не имели. Внутренний порядок управления казачьих войск основывался на «Положении об общественном управлении станиц казачьих войск» 1891 года. В нем обширно истолковывался и подробно регламентировался весь уклад жизни казачьих областей. «Положение» подтверждало запрет на выход казака из общины, принцип круговой поруки, определяло функции местных представительных органов казачьего самоуправления и обязанности должностных лиц. Основной административной единицей в казачьих войсках являлась станица. В административную систему станичного управления входили станичный сход (сбор), станичный атаман, станичное правление и станичный суд. Сход казаков, фактически представлявший собой формально запрещенный традиционный казачий круг, избирал хуторских, станичных и окружных (отдельских) атаманов. Всеми внутренними делами ведало правление, в которое входили атаман, его помощник, писари и казначей. В компетенцию двух членов суда, выбираемых на три года, входило рассмотрение местных тяжб, различных ссор и проступков казаков. Правление и суд также избирались на казачьем сходе.
|