Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX — началеXX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах — из дерева. Наиболее характерным для Кубани, как и для степных районов Украины, следует считать турлучный дом, представлявший собой деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас 'Сооружался из вертикальных столбов (сох), пространство между которыми заполнялось деревянными плахами, хворостом или камышом. Верхние концы сох соединялись одним или двумя рядами бревен или досок — основой; поверх основы вдоль дома клали одну или две потолочные балки (матка — в восточных районах, сволок — в западных районах). На матку или сволок поперек постройки накладывали тонкие жерди (слежи, сволочки), которые заплетали хворостом или засыпали поверх слоем камыша. Подобная конструкция потолка (стеля — в западных районах, потолок — в восточных) была характерной и для жилищ, построенных из других строительных материалов. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем (в 30—40 см) глины, смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20—30 см.
Во многих степных станицах (Кирпильская, Ново-Рождественская, Родниковская, Кореновская, Березанская, Голубицкая. Старо-Титаровская) наряду с турлучными строились глинобитные дома — литые или валъковые.
Стены литых (глинобитных) домов, широко распространенных и в других южных районах России, сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. Для покрытия крыши использовали камыш, солому. Соломенную крышу чаще всего крыли по южнорусскому способу путаной соломой в натруску, под ногу. В некоторых западных станицах (например, в Платнировской), так же как и на Украине, крыли соломенными снопиками. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши. При этом ровные ряды камыша предварительно связывали пучками, затем прикрепляли камыш к обрешетке крыши и снизу подбивали дощечкой — под корешок. Как отмечалось, по коньку соломенных и камышовых крыш повсюду на Кубани, как и в правобережных районах Украины, делали гребень, а в западных станицах по четырем граням крыши устраивали ступенчатые нарыжники, остришки, так же как в правобережных селениях Украины. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья — «чтобы все водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимался не голыми руками, а на полотенцах «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями). В казачьей хате в первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.
Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким стопином (сырно). Застоя рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных — все это создавало антисанитарные условия существования, приводившие к различным заболеваниям. В исполнении Кубанского казачьего хора звучит песня: «Ой, мий милый варенычкив хоче…»