К вам сумасшедший
Кабинет Мэра. За огромным многотумбовым столом сильно сосредоточенный руководитель что-то пишет. Время от времени бормочет слова – будто пробует их на язык.
Мэр. … А также для осушения нашей болотистой местности потребуется: тяжелых бульдозеров – 234… Тягачей тяжелых с тяжелыми прицепами – 342… А также экскаваторов тяжелых с тяжелыми ковшами… Голос по селектору. К вам сумасшедший. Мэр (рассеянно). Пусть войдет. Так: для впечатления… надо впечатлять, напишем: с очень тяжелыми ковшами… Сумасшедший (входит). Можно? Мэр (не поднимая головы). Входите. Сумасшедший. Спасибо. (Робко заходит, садится.) Добрый день. Мэр. Здравствуйте. (И пишет, все пишет, по-прежнему головы не поднимая.) Ну-ну-ну, говорите, я слушаю.
Сумасшедший молчит. Человек – судя по виду – скромный, застенчивый. Среди сумасшедших еще встречаются.
Ну, слушаю же, слушаю. Сумасшедший. Я сумасшедший. Мэр (не поднимая головы). Мне сказали, я знаю. Конкретней. Сумасшедший. Видимо, мы все погибнем. Мэр (не поднимая головы, но головой понятливо кивая). Так-так… так… хорошо… Американцы? Сумасшедший. Нет. Землетрясение. Страшной силы. Эпицентр прямо под нами. Мэр (спокойно, стоит добавить, хладнокровно трудится, головы не поднимая). Интересно… Это вы интересно… Интересно- интересно… Дальше что? Сумасшедший. Все. Мэр (автоматически). Ну, а дальше? Сумасшедший. Да, пожалуй… и все. Мэр (не поднимая головы). И все, значит? Сумасшедший. И все. Мэр (миролюбиво, головы по-прежнему не поднимая). Так-так-так… Все – так все. Вам спасибо, а мы учтем. До свидания.
Сумасшедший сидит. Мэр пишет. Наконец, отзывается.
А-а-а, это, как бы того… Да вы заходите, заходите… Будете мимо там… Ну, если, конечно, будет еще там чего сообщить… Э-э-э, только запишитесь. В приемный чтоб день… Ну, по личным вопросам когда… (Пишет.) Счастливо. Здоровы будьте. Главное – здоровье. Да… (Пишет.)
Сумасшедший встает. Не уходит, однако, отчего-то переминается с ноги на ногу. Было порывается о чем-то еще сообщить углубленному в деятельность руководителю – впрочем, не решается. Медленно направляется к выходу. Останавливается. Застенчиво смотрит на Мэра. Который – видно, пришла пора – откладывает перо в сторону, сдвигает бумаги, снимает очки, яростно трет переносицу, протяжно зевает, широко потягивается.
Мэр. О-о-о, мамочки, мамочки… (И только тут замечает посетителя, надевает очки, поправляет галстук.) Э-э… э… Товарищ, вы кто? Почему без доклада? Сумасшедший. Я – сумасшедший. Мэр. Мм… кто-то, кажется, был уже… (Припоминает.) Тоже как бы того… Сумасшедший… И тоже как бы… Извините, это что у вас? Сумасшедший. Состояние. Мэр. Состояние, м… Понимаю… Так вы уже были? Сумасшедший. Был. И если быть точным, я – есть. Мэр. Так-так… (Пристально разглядывает пришельца, мучительно что-то припоминает.) По какому вопросу? Сумасшедший. Мы скоро погибнем. Мэр (спокойно, стоит добавить, понятливо кивает). Погибнем, так-так… Погибнем, припоминаю… Мм…что-то было уже…Американцы? Сумасшедший. Нет. Эпицентр под нами. Движение недр. Землетрясение. Мэр. Вспомнил, прекрасно!.. Прекрасно, прекрасно!.. Прекрасно, что сообщили. Спасибо. Ох, как хорошо! (Что-то помечает.) Непременно учтем. Проверим, проанализируем, сообщим. По месту по этому… Ну, короче, по вашему… Это обещаю. Просто вот беру и… беру… (Что-то пишет.) Сумасшедший. Простите, но мне показалось… Мэр. Что-что? У вас что-то еще? Сумасшедший. Мне показалось… вы мне не поверили? Мэр. А, это.. Да мы все проверим. Уж тут вы, товарищ..гражданин… мм… Ваше дело, как говорится, сообщить, наше дело, как говорится… Вы свое дело сделали. Мы свое дело – сделаем. Сумасшедший. Но если не медлить… многим, возможно, удалось бы спастись. Разумеется, при желании. Мэр. Интересно-интересно… при чьем же? Сумасшедший. При вашем. Мэр. Милый человек, да разве же я не желаю?.. (Удивленно улыбается.) Да я – даже очень. И вы – я прошу – вы, пожалуйста, считайте: желаю. Я очень желаю. Больше того: пускай все спасаются, кто желает. Ради Бога! Сумасшедший. Но они не знают… Мэр. Чего – не знают – они? Сумасшедший. Что им надо спасаться. Мэр. Э, мм… А вы странный. Вам мало, что вы сумасшедший, вы еще… как бы с нюансом. Послушайте: у вас состояние – я тут при чем? Сумасшедший. Вы – мэр. Мэр. Я – мэр! Именно – мэр! И ухо поэтому – востро! Согласны? Сумасшедший. Но тогда… им не спастись. Мэр. От чего, извините? От того, чего не бывает?.. Или бывает – но редко?.. И не у нас?..
Сумасшедший молчит.
Вы и меня поймите, милый человек: не могу я поверить в то, что не вызывает у меня доверия. И рад бы, да… Наконец: да если вам так уже хочется – скажите им сами. Мол, так-то и так. Так и так, мол. И так. Что? Сумасшедший. Я – сумасшедший. Кто и когда еще услышит меня? Мэр. Э-ге-ге, ге-ге-ге… ге-ге… даже не знаю, как вам помочь. (Вздыхает, встает, прохаживается, философически заложив руки за спину.) Вы с какого дурдома? С нашего? Сумасшедший. Да. Я местный. Меня знают в лицо. Вам известно, своих слушают хуже. Мэр (кивает). Особенно сумасшедших. Сумасшедший. Так повелось. Да я, в общем, привык… Но что же мне делать? Мэр. Я так думаю… наверно – ждать? Сумасшедший. Но чего?.. Мэр. Полагаю… наверно – пока вам поверят? Сумасшедший. Другими словами – пока все погибнут?
Мэр в ответ только сокрушенно вздыхает.
Я правильно понял?
Мэр и тут безответен. Сумасшедший в глубокой задумчивости. Опускается на пол, перекрещивает ноги по восточному. Взгляд его будто стекленеет. Мэр удивлен. Приближается к пришельцу, опускается на корточки, заглядывает ему в лицо. И даже проводит рукой перед глазами. Сумасшедший, похоже, не замечает. Или – не реагирует?..
Мэр. Йог? Сумасшедший. Не йог. Но мне грустно. Мэр. Мм… А я увлекаюсь… А то бы не выжил. (Сдвигает бумаги, залезает на стол, перекрещивает ноги по восточному.) Закиснешь, бывает… Бывает, как палкой побитый… И муторно, ух… Так минуту, другую – и опять человек… (Сам застывает и взгляд его стекленеет.)
Так и молчат. Наконец, Мэр глубоко вздыхает.
Если не секрет, на чем двинулись? Сумасшедший. Однажды устал от горизонтали. Возникло желание заглянуть вглубь. Мэр. О-о-о, туда только загляни… Головка небось и закружилась? Сумасшедший. Вертикаль изучена мало. Много неожиданного, странного… без привычки – загадочного… Мэр (кивает). До смерти пугающего… Сумасшедший. Чем дальше проникаешь вглубь – тем неведомей… Мэр (кивает). Понятного – мало… Сумасшедший. …Тем безвыходней… Мэр. Кстати, и научных данных – ведь никаких? Сумасшедший (внимательно смотрит на Мэра). Человек для вас – разве не данность? Мэр. Человек для меня – если по-честному – штучка. Ко мне тут недавно такой же являлся, из ваших. Страшный тайфун обещал. Или цунами. Это у нас-то!.. Кричал, надо срочные меры. Кричал, ураган все сметет, все погибнут. У нас-то!.. Сумасшедший. Цунами. Он же – Тайфун. Он же – Ураган. Мы с ним в одной палате. Но он ближе к выходу. Я в самом углу. Мэр. Тоже – скажете – данность? Сумасшедший. Прекрасной души человек. Мэр (с обидой). А тайфуна-то – не было! И никто не погиб! Сумасшедший. Цунами – фантаст. Я – реалист. Мне можете верить. Мэр. Да все вы – фантасты. (Встает.) Что реалисты, что публицисты – жизни не знаете. Слушайте меня сосредоточенно: местность у нас не сейсмическая. Болота кругом. Сумасшедший. Поверьте, я достаточно вижу вглубь. Процессы в недрах самые серьезные. Мэр. Данные мне? Где научные? (Спрыгивает на пол.) Сумасшедший. Нет данных. Есть чувство. Мэр. Бросьте вы, чувство… (Протягивает пришельцу руку.) На полу у нас не сидят – факт. Ну, давайте же руку. Вас, наверное, хватились уже. Или что там у вас, нет порядка: захотел – и ушел, захотел – и вернулся?.. Сумасшедший (как сидел – так и сидит, и Мэру руки не подает). Я отпросился. Мэр. А сказали… ко мне? Сумасшедший. К вам. Сказал. Мэр. Прямо так… и поверили? Там? Сумасшедший (с грустью). Да. Мне там верят. Мэр (опускается рядом и опять перекрещивает ноги; тяжко вздыхает). Эх, ничего же я для тебя не смогу поделать, милый человек: ни отменить землетрясение, ни остановить… Не Господь же я Бог! Сумасшедший (встает, задумчиво прохаживается, философически заложив руки за спину; внимательно, вдруг, разглядывает Мэра). Я знаю. Мэр. А знаешь – зачем же пришел? Сумасшедший. Подумал, людей еще можно спасти. Мэр. Да как же? Родной мой, да как? Сумасшедший. Объявить об опасности. Пусть выйдут на улицы. Держатся дальше от крыш и стен. И возьмутся все за руки. Чтобы не было страшно. Детям, чтобы не плакали, можно петь колыбельную. (Душевно запевает.)
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.
Мэр тихо вторит и у них, в общем, получается.
Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
Смолкают. Молчат.
Мэр. Чего это мы пели? Сумасшедший. Пушкина. Мэр. Интересно… Дети-то у тебя есть? Сумасшедший. Нет. Мэр. Эх, и у меня нет… Все некогда, все не успеваю… А завтра опять симпозиум: «Как не погубить мир?» А как его не погубить?.. Сумасшедший. Надо бы что-то делать. Мэр. И будет у нас большой, откровенный разговор… Сумасшедший. Надо бы действовать. Мэр. Устал, кто бы знал… Сумасшедший. Надо спешить. Мэр. Надо. (Энергично встает.) Я тоже так думаю. Прежде всего – отключить все источники электроэнергии. Исключить опасность пожаров и взрывов. Сумасшедший. Наводнения. Мэр. Верно: плотину открыть, воду спустить. Так: срочная эвакуация предприятий. Сумасшедший. В первую очередь – детей. Круглосуточные сады, ясли. Мэр. Только бы не забыть продовольственные склады! Передвижные пункты питания. Сумасшедший. Больницы. Тюрьму. Мэр (морщится, трет виски). Тюрьму бы, тюрьму бы я, говоря честно… Сумасшедший. Нельзя, там люди. Мэр. Да что же это за люди? Сумасшедший. Люди. Нельзя. Мэр (кивает). Тюрьму. Вокзалы. Аэропорт. Сумасшедший. Сумасшедший дом. Мэр. И дом… сумасшедший… ваш дом… наш дом… (Устало, вдруг, опускается в свое глубокое кресло, качает головой.) Что это я, дурень с портфелем, расфантазировался… Никто ведь не выйдет. И за руки не возьмутся. Сумасшедший. Возьмутся, вы верьте. Когда беда… Мэр (взрывается). Это когда!.. А пока ее нет?.. Э, да нет: ведь болота кругом! И любому известно: местность наша не сейсмическая! И нас не трясет! Нас никогда не трясет!
Молчат.
Я же их знаю, спросят: а кто это сказал? А какие где факты? Ведь люди же!.. Что отвечать? Фактов – нет?.. Или, мол, сумасшедший являлся?..
Сумасшедший молчит.
Явился – не запылился… Поставьте себя на мое место. Наконец, любого поставьте. Но только нормального. Мы же – нормальные. Обыкновенные. Вам понятно?
Сумасшедший молчит..
Такие вот нормальные… Такие вот обыкновенные… Сумасшедший. Теперь я знаю: когда-нибудь мы погибнем. Мэр. Уж такие мы нормальные, что иной раз до судорог и тошнит, и тошнит… Сумасшедший. Когда-нибудь мы погибнем… Мэр. Как-как?.. Что говорите?..
Сумасшедший молчит.
Как это вы сказали?.. Или, может, послышалось – когда-нибудь?.. Сумасшедший. Действительно, местность болотистая. Но, понимаете, я подумал… Подумал… Все как бы придумал… Вернее, представил: а вдруг?.. Мэр. Но – зачем?.. Сумасшедший. А вдруг, я представил – и содрогнулся. Подумал: сказать. А поверят ли?.. Мэр. Такие вот шуточки?.. Сумасшедший. Нет. Я без шуток представил: а если, вдруг, в самом деле?.. «И вышел конь рыжий, и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… Всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть умерщвлять мечом, и голодом, и мором… И вот произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звезды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток. И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные,и вельможи,и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор и говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас… Ибо пришел великий день гнева ЕГО, и кто может устоять?» Мэр. Не-ет!!. Сумасшедший. Я подумал. Мэр. Ты псих! Не поверим! Таким – не поверим!! Сумасшедший (спокойно и грустно). Я знаю. Подумал: поверят – тогда спасены. Мэр. Мы – нет, не поверим!.. Докажите сначала, а так не поверим!.. Мы – нет!.. Сумасшедший. Жаль. Мэр. Не поверим! Мы – нет, не поверим!.. Куда? Разве все?.. Сумасшедший. Да. Все. «И опять ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…» Мэр. А? Что-что-что? Что бормочешь такое? Опять этот Пушкин? Сумасшедший. Прощайте. Простите… (Уходит.) Мэр. Э-э!.. (Вскакивает, торопится следом.) Может, лекарства какие нужны?.. (Вдруг, останавливается, потирает веки, устало, вдруг.) Да какие там лекарства… (Медленно возвращается к столу, опускается в кресло.) Лекарства… Какие лекарства… (Подвигает бумагу, берется за перо, задумывается.) Так, для осушения нашей болотистой местности потребуется: тягачей тяжелых с тяжелыми прицепами – 342… (И опять, вдруг, задумывается.) Пушкин… Эх, Пушкин… (Но встряхивается.) Так: сверхмощных устройств для подъема сверхтяжестей…
Но внезапно доносится гул, восходящий из недр земных. И в то же мгновение – ибо ТАКОЕ происходит именно мгновенно – люстра над головой Мэра закачалась, погасла, вспыхнула, погасла, и страшно что-то загрохотало во мраке…
1986.
|