Правосознание
Человек, в результате эволюции выделившись из животного мира, приобрел очень важное качество — способность мыслить, т.е. отражать в своем сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей. Воздействуя на человека, окружающий мир отражается в виде представлений, мыслей, идей, которые, в свою очередь, закрепляются в продуктах человеческой культуры: в языке, нормах морали, обрядах, традициях. Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в общественную жизнь, приобщается к ее культурному наследию. Поэтому нельзя рассматривать сознание в отрыве от явлений общественной жизни. "Сознание...с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди"'. Понятие "сознание" включает в себя личное (индивидуальное) и общественное сознание. 1 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т.З, С. 29. 114 общественное сознание - это целостное духовное явление, обладает определенной внутренней структурой, вклю-*° ей различные уровни (от обыденного до теоретического) и ча ы сознания (политическое, нравственное, религиозное). Сле- $°f иметь в виду, что общественное сознание не является про-ДУеТсовоКупностью сознаний отдельных личностей, как напри-СТ° общество не является "суммой составляющих его людей". Между личным и общественным сознанием происходит по-янное взаимодействие. Выработанные обществом нормы со-° ания, становятся личными убеждениями человека, основой его 3 ведения. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобре-ают качество общественной ценности, когда они входят в состав общественного сознания. В зависимости от характера человеческих отношений общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного и правового сознания. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях. 2.7.1. Структура правосознания Структура правосознания состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, которые отражают правовые явления общественной жизни. Ценность правовой идеологии заключается прежде всего в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, ^тим она оказывает активное влияние на правотворчество и пРавоприминительную деятельность государства. Например, ^ея правового государства, прежде чем обрести современную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих мира, прошла в своем развитии целый ряд изменений. Вц, ервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединен^ людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Правовая психология - представляет собой совокупное^, психических переживаний и чувств, которые выражают огпно, шение людей к праву. Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях.. Например, за-кон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других — опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без которых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права. У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т. е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое побуждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению. Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения. 2.7.2. Характерные черты правосознания Сущность правосознания проявляется в его особенностях. 1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания,к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи И представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
|