Государственно-монополистическое регулирование экономики в Германии.
Развитие государственно-монополистического капитализма обусловливалось прежде всего военными обстоятельствами. Война чрезвычайно ускорила и обострила процесс превращения монополистического капитализма в государственно-монополистический. Война в этом отношении «...сделала то, что не было сделано за 25 лет. Огосударствление промышленности пошло вперед не только в Германий, но и в Англии. От монополии вообще перешли к государственной монополии. Объективное положение дел показало, что война ускорила развитие капитализма, и оно шло вперед от капитализма к империализму, от монополии к огосударствлению».
Подчинение государственного аппарата монополиям в капиталистических странах выражалось в создании военно-экономических государственных органов под руководством представителей монополий, в государственном «регулировании» распределения сырья, топлива, рабочей силы в интересах монополий, в субсидировании и финансировании монополий за счет государства, создания государственных и смешанных компаний и т. д. Государственный аппарат угнетения и буржуазной пропаганды был широко использован монополиями в целях получения высоких прибылей и усиления эксплуатации трудящихся.
Государственная власть, выполняя волю заправил монополистического капитала, осуществляла контроль над хозяйственными процессами с согласия, при поддержке и в интересах финансовой олигархии. Последняя пыталась «регулировать» всю экономику страны, промышленное производство, снабжение и распределение продуктов. Государственно-монополистический капитализм пытался воздействовать и на сельское хозяйство — путем установления монополии хлебной торговли, и на рынок — посредством установления твердых цен и т. д.
Основная задача государственно-монополистического «регулирования» хозяйственных процессов состояла в укреплении капитализма, в обеспечении крупной буржуазии и помещикам максимальной прибыли на основе безудержной эксплуатации трудящихся.
Такова классовая сущность государственно-монополистического вмешательства в хозяйственную жизнь страны.
Прийдя к власти, фашизм стал особой формой государственно-монополистического капитализма, государственного управления хозяйством, доведенного до крайней степени. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая мобилизация. Производство военной промышленности за 1933-1939 гг. увеличилось в 22 раза. Военные расходы составляли почти 60% государственного бюджета. На основе использования иностранного капитала, технических секретов американских заводов в Германии проводилась моторизация фашистской армии.
Резко усилилось государственно-монополистическое регулирование. Все хозяйство страны было подчинено органам государственного управления. Во главе был поставлен Генеральный совет хозяйства, решающее слово в котором принадлежало «пушечному королю» Круппу и «электротехническому королю» Сименсу. На основе «акционерного закона» 1934 г. проводилось насильственное синдицирование мелких и средних предприятий, они ставились под контроль крупнейших монополий. Все отрасли были разбиты на отдельные группы, возглавляемые представителями крупных монополий.
Резко расширился государственный сектор хозяйства. Крупнейшей корпорацией в стране стал государственный концерн Геринга, который сначала увеличился за счет конфискованного имущества евреев и других репрессированных, а затем – за счет предприятий, которые захватывала Германия на оккупированных территориях.
С самого начала своего существования фашистское государство приступило к регулированию цен, нарушив законы рыночной экономики. Был установлен низкий уровень цен на товары народного потребления, в результате чего они исчезли с полок магазинов и купить их было можно лишь на черном рынке по гораздо более высоким ценам. Пришлось вводить карточки на продовольствие. Жесткий контроль осуществлялся над валютными расчетами, внешней торговлей, проводились налоговое регулирование, выдача субсидий, кредитов, вводилось государственное предпринимательство.
Но главный упор в руководстве экономикой делался на методы прямого, административного диктата. По закону «Об организации национального труда» (1934 г.) декларировалось прекращение классовой борьбы, а рабочие превращались в «солдат труда». Коллективные договоры были отменены, забастовки запрещены. Постепенно вводились различные виды трудовой повинности. Запрещалось менять место работы. Рабочий день накануне второй мировой войны достигал 10-14 часов.
Аграрная политика была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Действовала система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции.
Установив контроль над хозяйством, гитлеровское государство начинает экономическую подготовку к войне. В 1936 г. был принят четырехлетний план, провозгласивший обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности. Особое внимание уделялось производству «эрзацев» – синтетических материалов и заменителей: синтетического бензина, синтетического каучука и т.п. В 1940 г. был принят очередной план, задача которого была более узкой – развить военное производство и военно-промышленный потенциал.
Германия была почти, отрезана от мирового рынка и оказалась вынужденной вести войну главным образом за счет внутренних ресурсов. Поэтому она раньше других государств вступила на путь государственно-монополистического вмешательства в хозяйственную жизнь страны. Государственно-монополистический капитализм в Германии характеризуется особенной централизацией и бюрократизмом.
Необходимость вмешательства в хозяйственную жизнь страны была обусловлена изоляцией Германии от внешнего рынка, а также возросшими потребностями войны. Только при условии резкого сокращения потребления трудящихся, жесткой экономии в потреблении запасов сырья и продовольствия капиталистическое государство и монополистические союзы могли справиться с задачей удовлетворения гигантских потребностей вооруженных сил.
В Германии регулирующая деятельность государственно-монополистических организаций развивалась стихийно.
Намечались и проводились в жизнь разрозненные мероприятия, не вытекавшие из единого плана развития народного хозяйства, так как такого плана не было и не могло быть в условиях капиталистической системы хозяйства.
Государственно-монополистический капитализм в Германии ограничивался поверхностным воздействием на отдельные отрасли, где положение становилось угрожаемым. Контролю со стороны государственно-монополистического капитала подвергались транспорт, финансы, сырьевое снабжение, внешняя торговля, снабжение населения продовольствием, рабочая сила. При этом в центре внимания государственной власти и монополистических сою-зов находилось распределение сырья и продуктов питания.
В Германии при распределении высокоприбыльных военных заказов, дефицитного сырья и материалов происходила ожесточенная борьба между отдельными группами буржуазии. Все это крайне затрудняло осуществление мероприятий, намеченных органами государственно-монополистического регулирования.
Аппарат военно-хозяйственного регулирования в Германии носил отпечатки стихийного процесса развития государственно- монополистического капитализма.
В первые два года войны отдельные участки работы были распределены между управлениями прусского военного министерства, всеимперского министерства внутренних дел и других министерств (сельского хозяйства, торговли и промышленности).
Выполнение «программы Гинденбурга», вызвавшее максимальное напряжение экономических ресурсов, выявило необходимость создания специального органа по реализации этой программы. Для этой цели весной 1916 г. было организовано особое ведомство военного снабжения, в задачи которого входили:
— наблюдение за деятельностью мобилизованной промышленности;
— милитаризация труда и обеспечение промышленности рабочей силой;
— распределение дефицитного сырья между промышленными предприятиями;
— запрещение вывоза предметов, нужных мобилизованной промышленности, и принятие мер для получения дефицитного сырья из-за границы.
Местными органами ведомства военного снабжения являлись уполномоченные, действовавшие в отдельных промышленных районах. В задачи уполномоченных входили изучение методов производства, проверка запасов сырья и наблюдение за использованием производственных мощностей промышленных предприятий. Уполномоченные назначались из среды предпринимателей или лиц, близких к ним, знакомых с техникой производства.
Центральный и местный аппараты ведомства военного снабжения тесно сплелись в один узел с монополистическими объединениями страны, выполняя их волю в области контроля за мобилизованной промышленностью.
В тесной связи с ведомством военного снабжения действовала представительная организация капиталистов — «Центральный военно-промышленный совет». Этот совет в своей деятельности опирался на военные комитеты, организованные во всех отраслях промышленности. В компетенцию комитетов входило распределение военных заказов по предприятиям.
Помимо органов военно-промышленного совета, в распределении выгодных военных заказов большую роль играли принудительные синдикаты, образование которых явилось своего рода стимулом к усиленному развитию монополий.
В сентябре 1915 г. было издано постановление о синдицировании угольных предприятий. Позднее оно было распространено на ряд других отраслей промышленности: на металлообрабатывающую, цементную, обувную, кожевенную, пищевую и табачную.
По своим хозяйственным признакам «принудительные синдикаты» стояли близко к трестам. Они занимались, помимо задач, присущих синдикату (сбыт, снабжение, согласование цен), и технико-производственными вопросами. Все права отдельных предпринимателей по регулированию производства и цен, по поставкам и сбыту перешли в ведение правления синдикатов. Закон, обязывая фабрикантов объединиться в союзы, непосредственно не затрагивал их собственности.
|