Идеология нацизма
Нацистская идеология: ü Расизм, антисемитизм, крайний национализм, нордицизм, расовая гигиена (евгеника); ü Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие демократии; ü Тоталитаризм, принцип вождизма; ü Идея и политика расширения «жизненного пространства», главным образом за счёт военной экспансии («Жизненное пространство на Востоке»). Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Антисемитизм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основана на предрассудках. Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей Нордизм или нордицизм — разновидность расизма; псевдонаучная теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества. Апологеты нордицизма утверждают, что нордическая раса представляет собой «высшую расу», которой человечество обязано всеми достижениями цивилизации. Расовая гигиена — подавление или уничтожение людей под предлогом их расовой неполноценности. Подобные мероприятия проводились в нацистской Германии и ряде других стран. Марксизм - политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества. Коммунизм — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства. Большевизм — революционное марксистское течение политической мысли и политическое движение, связанное с формированием партии социальной революции, как авангарда рабочего класса, последовательным интернационализмом и постановкой социального эксперимента: взятием власти до созревания всех необходимых предпосылок. Вождизм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии). Жизненное пространство на Востоке — термин национал-социалистической пропаганды, отражавший планы заселения германскими народами (арийцами в понимании национал-социалистических вождей) территорий в Восточной Европе. Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) (программа «25 пунктов»), стержень которой составляли следующие требования: ü ликвидация последствий Версальского диктата; ü обретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения ü восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта); ü очищение германской территории от «засоряющих» её «инородцев», прежде всего евреев; ü освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий; ü решительное противостояние коммунистической идеологии; ü улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта. Целью национал-социалистического движения было создание общества нового типа, состоящего из «сверхчеловеков», свободных от любых проявлений присущих людям слабостей и завоевания для них «жизненного пространства». При этом в полную силу эксплуатировалась свойственная немцам склонность к романтическому восприятию действительности и, особенно, своей истории, а также героика, нашедшая своё отражение в музыке (Вагнер) и литературе (Ницше). Пропаганда подобной идеологии требовала создания адекватных зрительных образов, нашедших своё выражение в архитектуре, доведённой до последней стадии гигантизма. Были выбраны архитектурные формы, в наибольшей степени отражающие монументальный характер создаваемого «Тысячелетнего Рейха». По мнению Гитлера, архитектура была своеобразным посланием не в 1940 и, даже, не в 2000 год, но её постройки должны были стоять, подобно соборам прошлого, вечно. Грандиозно задуманные для постройки здания должны были олицетворять «мировоззрение в камне». Более того, помещённые в их среду массы людей сами должны были выражать «человеческую архитектуру». Идею Гитлера развил архитектор всего партийного комплекса Альберт Шпеер, который сформулировал «Теорию ценности развалин». Суть ее сводилась к тому, что развалины монументов прошлого должны пробуждать героическое вдохновение. Для убедительности он сделал макет трибуны Цеппелинфельда, которая пробыла в заброшенности несколько поколений и поросла плющом. Данный макет он предъявил Гитлеру и изложил свою теорию. Гитлер счел сооброжения Шпеера логичными и приказал в дальнейшем осуществлять важнейшие стройки государства с учетом «Закона развалин». Идеологические установки персонифицировались в лице Гитлера, который мыслился как центр композиции. С этой целью здания и сооружения строились так, чтобы обеспечить направление всех взоров на центральную фигуру вождя. Проведение массовых митингов стало одним из наиболее значимых технических приемов нацистского движения, в особенности в годы прихода их к власти, когда сборища проводились чуть ли не ежедневно в различных регионах рейха. Однако сами по себе они бы дали немного, массовое воздействие на людей осуществлялось в самых различных областях культуры — в литературе, живописи и скульптуре, театре, кинофильмах и образовании. «Тотальная культура» должна была вдохнуть в людей националистические предрассудки, преодолеть их чувство изоляции и направить их творческую энергию в необходимое русло стремительного потока борьбы за власть. Вот почему в документах по нацистской культуре обнаруживается удивительное единство стиля — ведь все они преследовали одни и те же цели. Частью этого стиля была «динамика» — настрой на необходимость борьбы со злом. Как бы то ни было, речь идет о своеобразной революции. «Массы не понимают рукопожатий», — любил повторять Гитлер. Важное значение придавалось и «традиционным узам» человека: народ, семья, мораль. В столкновениях с революционным порывом победа оставалась за этими узами. В своем выступлении перед штурмовиками Ханс Андерлан обращал особое внимание на это обстоятельство. Отношение нацистов к женщине и семье носило удивительно консервативный характер, даже тогда, когда они пытались выстраивать его на расовой основе. Причина этого вполне ясна: идеология нацистской революции исходила из германских традиций. В случаях, когда речь шла о будущем, в ход пускалось мифическое прошлое. С прошлыми традициями многие люди действительно связывали надежду на преодоление воцарившегося хаоса. Национализм пытался увязать современность с моральной атрибутикой народа в прошлом. Однако это была не та мораль, которой придерживались древние германцы, обретаясь в лесах, ничего общего она не имела и с моралью современных крестьян, обрабатывавших землю. Тем не менее нацистская идеология всячески поддерживала эту версию, о которой говорила и Иозефа Беренс Тотеноль в своих трудах. В действительности же мораль, которую национал-социализм представлял как типично германскую, являла собой буржуазную мораль XIX века, основанную на святости семьи, брака и предписанного скромного образа жизни. Скромность была, однако, предписана народу, но не тем, кто делал деньги, в связи с чем буржуазия была заклеймена, получив название «жидовской». Наиболее характерно выступление Ханса Наумана, профессора литературы Берлинского университета, по поводу сожжения книг в 1933 году. Он начал свое выступление с того, что подчеркнул необходимость подобной акции: настало время действовать против антигерманского духа, и если слишком много книг, а может быть, даже и слишком мало предано огню, так что из этого? Закончил же он утверждением, что только такие акции способны вновь сделать священными семейные узы, родную землю и кровь. Как мы видим, в нацистском движении доминирует смешение «героических» деяний и традиционализма.
|