Коллективное бессознательное и его реализация в практике ДО.
В статье «Понятие коллект. бессознат-го» Юнг кратко определил содержание и психологич. значение коллект. бессознат-го. Хар-я его как такую психол. сис-му, кот. имеет «колектив., универсал. и безличн. природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особ-ти: 1) своим существованием колектив. безсознат-ное обязано исключительно наследственности; 2) оно не основано на личн. опыте и не развивается индивидуально; 3) его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, кот. лишь вторич. образом становятся осознаваемыми. Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они явл. бессозн-ми образами самих инстинктов или «образцами инстинктив. поведения». Явл-ясь регулятором психолог. жизни, архетипы выступают как априорные формы психолог. деят-ти людей и возникают спонтанно. По мнению Юнга, активация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соот-щая данному архетипу. Подобно инстинктив. влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом конкрет. форма архетипа реализ-ся символич. путем через архетипичес. образ в психике индивида. Архетипич. образы мы встречаем в фантазиях худож. и научн. творчества, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня. Эти типичн. образы и ассоциации явл. архетипич. идеями. Чем более живыми они явл., тем более они будут окрашены индивидуально сильными чувственными тонами. Для практики дел. общения архетипич. образы коллектив. бессознат-го предст-ют интерес не только в смысле постижения особ-тей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить опред. символизм передаваем. им инф-ции. Замещение этого символизма возможно и в разн. рода сублимальных психич. реакциях, приносящих опред. удовлетворение в процессе общения.
Коммуникативные характеристики деловых партнеров и их актуализация в практике ДО (Типы модальностей партнеров: визуальный, аудиальный, кинестетический. Особенности их поведения в ДО). Бендлер и Гриндер предложили выделить 3 основных группы партнеров по модальности, в зависимости от преобладания того или иного типа канала восприятия (визуальный (ведущие зрительные ощущения), аудиальный (слуховые ощущения) и кинестетический (ощущения тела)). При этом это сказывается на словарном составе речи, невербальной реакции, организации межличностного пространства в общении. 1. Визуал. Жесты находятся в верхней части туловища, взгляд вверх, тембр голоса высокий, самый быстрый темп речи обработки информации, ориентирован на внешний вид. Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию с трудом. При рассказе требует полной картины, детального рассмотрения. Предпочитает читать сам, нежели ему. Аккуратно и правильно пишет, но теряется, если пишет слово впервые. Дистанция в общении самая далекая (социальная). Выбирает фразы типа: «Если вы подумаете, то увидите…». Организован, аккуратен, все вещи на своих местах, подбирает цвета и размеры. В стрессовой ситуации имеет завышенную самооценку и склонен к критическому восприятию позиций своих деловых партнеров. 2. Аудиал. Жесты создают ритм речи, человек слушает, наклонив голову в бок, хорошо копирует речь других людей, хорошо запоминает последовательность, учится, слушая. Читая, шевелит губами. Любит говорить, когда пишет. При разговоре предпочитает среднюю дистанцию. Любит дискуссии и в них ведущую роль берет на себя. Выбирает слова с громкими звуками (звонкие). Использует словосочетания с местоимениями кому, что, тот, кто, ваша мысль созвучна и т.п. В сложных деловых ситуациях он предпочитает не брать на себя ответственность. 3. Кинестетик. Жесты ниже средней уровня туловища. Взгляд часто опускается, человек как бы прислушивается к своим ощущениям. Очень много движений, жестов, медленный темп речи и обработки информации, любит прикасаться сам и когда прикасаются к нему. Запоминает двигаясь с материалом, читая, водит пальцем. Почерк хуже, чему у других. Предпочитает самую близкую дистанцию в разговоре, склонен бросать одно начатое дело ради другого, сильно развита интуиция, вокруг него всегда рабочий беспорядок. Одевается удобно. Выбирает слова, означающие вкус, запах, движения. В конфликтах предпочитает тактику извиняющегося. Его психика ранима и чувствительна.
|