Студопедия — Культура Вавилонии и Ассирии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура Вавилонии и Ассирии






Шумеро-аккадская держава, созданная Саргоном I, просуществовала недолго. В XIX веке до н.э. завоеватели-амориты создают государство с центром в Вавилоне (Древневавилонское царство), достигшее вершины развития при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), авторе древнейшего памятника юридической мысли, высеченного на гранитной стеле, который принято считать первым сводом юридических законов, основой истории правовой культуры. Столица Вавилонии - Вавилон (аккадское Бабилу - "врата бога"), по верованиям древних, был сначала создан на небе, после чего бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль рек-близнецов, "земное подобие Вавилона", а в нем свой храм - Вавилонскую башню. По свидетельству отца историографии Геродота, видевшего ее собственными глазами, посередине квадратной площади со стороной в два стадиума (приблизительно 370 х 370 метров) стояла массивная крепкая башня, имевшая один стадиум в ширину и такую же высоту, на этой башне стояла вторая, на той третья и так далее. Вавилония, как в свое время Аккад, оригинальной культуры не создала, но успешно развивала то, что перешло в наследство от Шумера: от строительных технологий до форм литературы. Вавилоняне в школах учили шумерский язык, развивали шумерскую астрономию, математику, медицину, архитектуру, ремесла. Переняли клинопись (писали, как и книжники исчезнувшего Аккада, и по-шумерски, и по-аккадски). Продолжали почитать шумерских богов под другими именами. Даже храму своего главного бога, Мардука, они дали шумерское название Эсагила - дом, где поднимают голову. До возвышения города Вавилона (XIX в. до н.э.) владыки этого царства называли себя царями Шумера и Аккада. Но новая столица была настолько прекрасна, что и государство стали называть в ее честь. В эпоху Хаммурапи Вавилон превратился в центр большого царства. "Гроза четырех стран света, упрочитель славы Вавилона", - величал себя царь, это только один из титулов, которыми он себя наградил. "Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, - записывали писцы его речения, - нет соперника у моих деяний". "Я, Хаммурапи, совершеннейший среди царей". Кодекс Хаммурапи представляет собой плод огромной работы по сбору и систематизации правовых норм: "дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...". Текст законов носит "синтетический" характер, это одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Здесь определены наказания за преступления: от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательства на имущество и преступления против личности. Широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния, за лжесвидетельство, за подстрекательство к воровству. К смерти приговаривали и того, кто, продав свой товар, заявлял потом, что покупатель этот товар у него украл. Пойманного грабителя убивали перед щелью, проделанной им в доме, который он хотел ограбить. Если врач плохо сделал операцию, ему отрезали руку. Широко применялось наказание по принципу талиона ("око за око, зуб за зуб"), а также денежная компенсация. Законы Хаммурапи считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории "клинописной" культуры Месопотамии.

Их продолжали переписывать вплоть до эллинистического и даже парфянского периода истории Вавилонии. Хаммурапи пытался покончить с произволом, самосудом и кровной местью, в этом его грандиозная заслуга перед человечеством. Как памятник культуры 282 пункта законов дают наглядное представление о нравах, морали и этике, рисуют полную картину жизни Вавилонии. В XII веке до н.э. Вавилонию, наследницу шумеро-аккадской культуры, подчиняет издавна воевавшая за первенство в регионе Ассирия, ставшая наряду с Египтом "сверхдержавой" древности. Нравы Ассирии, в сравнении с тем, что было привычным для Шумера и Вавилонии, отличались суровостью. Дети, как и рабы, здесь причислялись к имуществу. Вдовами женщины считались только тогда, когда в семье мужа не было мужчины старше 10 лет. В государстве существовало большое имущественное расслоение, постоянно ощущался недостаток рабов, что побуждало к завоеваниям. Ассирия занимала благоприятное положение на перекрестке караванных путей, в результате сложилось сильное купечество, враждовавшее с партией воинов. Пафос уничтожения стал основой политики Ассирии. Пренебрежение к человеку, творениям его рук, к жизни как таковой характеризует ее культуру, уникальную по жестокости и цинизму. Ассирийские воины грабили города, расхищали золото, серебро, сокровища. Города превращались в развалины.. Вавилон был не только разграблен, но и затоплен, а памятники перемещены в новую столицу Ассирии, Ниневию, где найдена библиотека глиняных клинописных табличек уже в наше время. Эта библиотека считается одной из древнейших в мире, ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В ней собраны царские указы, исторические заметки, литературные памятники, среди которых текст выдающегося произведения Месопотамии, шумерского эпоса "Песнь о Гильгамеше". Вскоре после смерти грозного Ашшурбанипала Ниневия превратилась в груду развалин, а Вавилон, "врата бога", вновь поднял голову и возглавил борьбу против Ассирии. О былом величия Ассирии напоминают шеду, крылатые быки с человеческими головами, которых ассирийский царь Саргон II поставил у входа во дворец (в 21 тонну каждый, хранятся в Лувре). Библиотеку поглотили пески. Падение Ассирии в конце VII в. до н.э. привело к возрождению Вавилонии, уже под названием Нововавилонского царства.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия