Студопедия — Культура Древнего Китая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура Древнего Китая






Отличительными чертами великой китайской культуры считаются трезвость, рационализм, высокая оценка умения жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев, китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили, как лучше управлять государством: на основе добродетели или на закона. В отличие от Индии, в Китае не было влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка. Своеобразие китайской традиционной культуры в том, что получило название "китайские церемонии". Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности выдвинуты на первый план, заменив идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные для всех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых, семейных предков, а "живые боги" были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами (безличное Небо).Этот процесс ярко отражен в учении Конфуция. Самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку - черты китайской культуры, прослеживающиеся в течение многих веков, развитые конфуцианством, одной из основных религиозно - философских систем Древнего Китая, не столько религия, сколько национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад китайцев. Основатель - Кун-цзы (Конфуций) (551—479 гг. до н.э.), живший в эпоху кризисов, средство политического и культурного возрождения Китая усматривал в строгом следовании обычаям старины. Преклонение Конфуция перед идеализированной древностью, собирание древних ритуалов его учениками превратились в стереотипы поведения"на все случаи жизни", строго обязательные для всех. Демонстрация преданности старине, уважения к старшим, нарочитые скромность и добродетель суть конфуцианской "модели поведения". Основу учения составляют пять простых и великих добродетелей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество. Конфуцианские стандарты включали высокий уровень образованности: знание древних текстов, умения свободно оперировать изречениями мудрецов, писать сочинения. Такое образование предлагала древнекитайская школа. Дисциплины негуманитарного цикла не заслуживали внимания. В конфуцианстве понятие "ли" ("этика-ритуал"), включающее правила поведения, обряды, стало высшим символом ритуализованной этики. "Правитель руководит подданными посредством ли". "Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В день, когда люди преодолеют себя и обратятся к ли, Поднебесная вернется к гуманности". Конфуцианство, вначале философское учение, постепенно овладело религиозными функциями, эффективно используя не только разум, но и веру. Его этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. В этом состояла главная сила "китайских церемоний". Даосизм - другая религиозно-философская система Древнего Китая. Ее основателем был легендарный Лао-цзы (604 -? до н.э.). Понятие дао, Великого Пути, Верховного Закона и Абсолюта - господствует везде, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него: невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное. Оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует дао. Познать дао, слиться с ним - смысл, цель, счастье жизни. Великое дао порождает инь и янь, два уравновешивающих друг друга противоположных начала, символизирующие противоборство и союз света и тьмы (темное — светлое; женское — мужское; тяжелое — легкое и т.п.). Вместе они образуют "Великий предел" (Тай-цзи). Даже в китайской медицине здоровье человека объяснялось гармонией между инь и янь в организме. Лао_цзы приписывается авторство книги "Дао дэ цзин"("Книга о дао и дэ"), трактата о Пути и Добродетели. Философские принципы даосизма легли в основу ряда древнекитайских единоборств (у-шу, цигун, тай-цзи-цюань). Даосский идеал - в пассивном следовании дао, природе и недеянии. Правитель ни во что не должен вмешиваться, предоставляя всему идти своим чередом: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует…Когда правительство деятельно, народ становится несчастным", - полагал Лао - цзы. Одной из забот даосов было достижение бессмертия. Подготовка "кандидата в бессмертные" проходила с использованием системы йогов: воздержание в пище (в идеале даос должен был научиться питаться собственной слюной), физические и дыхательные упражнения. Особый упор-на моральные факторы: кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, причем одно безнравственное деяние перечеркивало все труды. Достижению заветной цели служили и особые препараты, порошки и микстуры, изготовлявшиеся даосами. Увлечение волшебными эликсирами вызвало бурное развитие алхимии, совершались ценные открытия, в частности, был изобретен порох. В астрологии упор делался на гадательно-предсказательный аспект. Без учета гороскопа китаец не начинал дела (женитьба начиналась с присылки гороскопа невесты в дом жениха). Не менее популярной была геомантия, наука о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа. Только при благоприятном сочетании всех факторов участок земли считался пригодным для сельского хозяйства или строительства. В недрах геомантии появился компас, одно из величайших изобретений китайцев. Императором Цинь Ши-хуаном был введен единый свод законов, единая письменность, создана имущественная и социальная градация, а также проведена реформа культуры: запрещено существование разнообразных философских школ, большинство книг сожжено, сотни философов уничтожены. За утайку книг кастрировали и направляли на строительство Великой Китайской стены длиной более 4тысяч км, символ культурной изоляции Китая, ее строили более 2 миллионов заключенных. Известный психоаналитик Эрих Фромм отмечал, что система абсолютной власти имеет параноидальный характер. Вспомним Наполеона, Бисмарка, Сталина, Гитлера и др. Эта же участь постигла и Цинь Ши-хуана. Император заболел манией преследования. Тоталитаризм, враждебный любой культуре и любой традиции, исторически обречен: империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет. Новая династия Хань возобновила прерванную традицию: уничтоженные книги были восстановлены по памяти. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека вновь стало господствующей идеологией, одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом. Однако пятнадцать лет террора и подавления культуры не прошли бесследно: плюрализм мнений, расцвет и борьба школ, невмешательство властей в духовную жизнь и мировоззренческие споры так и не были восстановлены. Во II—III вв. в Китай проникает буддизм. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли — чань-буддизм (в Японии _ дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей с поднятыми вверх краями (пагодамы-храмовые постройки). Распространены резьба по камню, лаковые миниатюры, фресковая живопись. Поэзия, живопись и каллиграфия были неразрывно связаны на основе иероглифического китайского письма с помощью кисти. Цель китайской эстетики - отражение гармонии жизни, а единение трех видов художественного творчества отражает реализацию этой цели. Китайская каллиграфия, искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет все три вида искусства. В начале I тыс. до н.э.созданы ранние памятники древнекитайской литературы: "Книга песен"(более 300 песен и стихов), "Книга перемен". Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека. Сына женили, дочь отдавали замуж только по выбору родителей. Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая: мореходные, навигационные приборы, компас, многоярусные мачты. Изобретены пушки, порох, бумага, средства для печати, подвижной шрифт. Целители открыли кровообращение. Изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в IV веке н.э. изобрели фарфор. Значительны открытия в области математики, механики, биологии, медицины, астрономии. Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов, барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые (из бамбука, глины). В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов, танцоров. Существенна роль в культурных контактах Китая с внешним миром Великого шелкового пути, который проложен во II в. до н.э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как "Serica" ("Страна шелка"). По торговым путям из Китая в Европу распространялись и нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия