Об одной ритуальной традиции в Оштинском погосте: фотографии умерших в красном углу.
Летом 2008 года участники этнологической экспедиции Российско-французского центра исторической антропологии им. Марка Блока проходили летнюю практику в с. Оштинский погост Вытегорского р-на Вологодской области. В Оште проживает смешанное население: русские и вепсы; при этом все вепсы знают русский язык.
В Оштинском погосте участники экспедиции впервые наблюдали своеобразную практику: некоторые местные жительницы помещают в красный угол фотографии своих покойных родственников и периодически обращаются к этим фотографиям с просьбами о помощи. Об этой практике нам рассказывали две женщины: К.М. Малафеева (1925 г. рожд.) и Е.Т. Фотина (1938 г. рожд.). В доме К.М. Малафеевой фотография ее покойного мужа висит под образами, а у Е.Т. Фотиной — помещена слева от божницы с иконами (см. фотографии № 1, 2). К.М. Малафеева, потерявшая супруга 16 лет назад, по утрам и вечерам вначале молится в передний угол на иконы, а затем обращается с просьбами к своему покойному супругу. Е.Т. Фотина молится в красный угол, обращаясь при этом не только к Богу, но и к родителям и своему покойному мужу. Фотография последнего, представляющая собой снимок с фотокерамики, занимает место в красном углу. В доме О.А. Афониной (1936 г. рожд.) в самом центре красного угла висит Богородичная икона (фотография № 3), справа – календарь с репродукцией иконы Казанской Божьей Матери, слева – фотографии покойных сына и внучки в массивной деревянной раме. Женщина рассказала, что часто просит о помощи своих родителей и покойного сына. Однако она не уточнила, обращается она при этом к фотографиям или нет.
В данной работе мы попытаемся объяснить, как и на какой традиционной основе возникла данная практика. Для этого мы вначале проанализируем зафиксированные в Оште тексты просьб, обращенных к умершим. Затем перейдем к вопросу о функциях красного угла в северорусском доме. И, наконец, остановимся на роли фотографии в традиционной культуре Русского Севера.