Студопедия — Фотографии в красном углу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фотографии в красном углу






Красный угол – это место, где находятся иконы и происходит общение с Богом, Богородицей, святыми. В избах Ошты нам встречались и деревянные резные иконы, и совсем новые, купленные в последние годы. Нередко в большом углу можно увидеть также вырезки из газет, журналов или календари с изображениями Спасителя, Богородицы или святых. Здесь держат открытки, картины, искусственные крашеные пасхальные яйца. Иногда из этих предметов составляют декоративные композиции.

Этнографы с XIX в. отмечали, что в избах к столбикам божницы могли быть прислонены венчальные свечи, привешены принесенные из монастырей крестики, иконки [Цеханская 1998, с. 143]. Иногда там находилась лампада. Под божницей устраивали шкафчики, где хранили восковые свечки, книги духовного содержания, бутылки со святой водой. (Вологодская губ. Вельский уезд) [Русские крестьяне 2007, т. 5, ч. 1, с. 85]. Крестьяне прятали за иконами предметы, используемые в магических ритуалах, как, например, пастушеские заговоры [Харитонов 1847, с. 151]. В современной деревне на божницах хранится практически то же самое, что и в XIX в.: церковные свечи, старинные книги, хлебцы, предназначенные для первого выгона скота, ветки ивы, принесенные в дом на Вербное воскресенье, списки заговоров, молитв, пастушеских «отпусков» [Мороз 1998, с. 120]. Благодаря важной роли красного угла, там нередко можно увидеть значимые бытовые предметы, которые всегда должны быть на виду. Это часы, календари с отметками о важных датах и т.п. Здесь же можно увидеть вещи, которые особенно дороги хозяевам, например, детские игрушки, принадлежащие отсутствующим внукам. Впрочем, в красном углу в настоящее время подчас помещают и такие предметы, как зеркало и телевизор, что, конечно, немыслимо было представить себе еще несколько десятилетий назад.

Интересно, что фотографии, развешенные по стенам в сельских домах, также тяготеют к большому углу. Во многих оштинских домах можно увидеть на стенах старые фотоснимки в массивных деревянных рамах. Наряду с календарями и портретами С.А. Есенина, они составляют основное украшение стен. В деревне фотографии часто оформляют как коллажи: в большой раме может быть расположено от 2-3 до 10 и более снимков, изображающих всех членов семьи (живых и покойных) в разные годы. В последнее время все больше появляется фотокарточек в современных рамочках, какие продаются в городах. Порой можно увидеть целые композиции из фотографий детей, внуков, правнуков хозяев дома.

Помимо декоративной, фотографии несут и коммуникативную функцию. В домах нередко можно увидеть фотопортреты отсутствующих родственников. Пожилые люди могут разговаривать с фотокарточками, представляя при этом, что они общаются с теми людьми, которые на них изображены. Аналогичным образом на кладбище можно наблюдать, как посетители разговаривают с умершими, обращаясь к их фотографиям на могильных памятниках. В этой связи интересно, что в доме одной из наших собеседниц, Е.Т. Фотиной (1938 г.р.), которая регулярно обращается с разными просьбами к покойному мужу, в красном углу висит снимок с фотокерамики на могильном памятнике ее супруга. Фотографии умерших родственников в красном углу, с одной стороны, выполняют функцию эстетическую: они украшают пространство дома. С другой стороны, по своему статусу и семантике они соотносятся с иконами. Если иконы помогают устанавливать связь с божественными силами, то фотографии являются каналом связи с умершими.

Таким образом, ритуал, зафиксированный в Оште, появился в результате того, что ритуальные обращения к покойным родственникам, фиксировавшиеся с XVII века, в XX в. наложились на обыкновение разговаривать, общаться с фотографиями отсутствующих родственников, живых или мертвых. Особое значение, которое придавалось фотографиям умерших родственников, получило наглядное выражение в том, что их стали помещать наряду с иконами в красном углу.

Интересно, что в традиционной культуре Русского Севера большой угол мог восприниматься как место поминовения покойных [Барсов 1997, т. 1, с. 249]. В крестьянской семье за столом под образами традиционно сидел большак, символизировавший собой предка-покровителя [Мороз 2002, с. 43]. Следует также отметить, что согласно сведениям об обрядах карел, относящимся к концу XIX – началу XX в., основным местом пребывания покойных «родителей» в избе считался большой угол. «Не случайно карелы, молясь на иконы, обращались не только к христианским божествам и святым, но и к своим покойным предкам – “сюндюзет”» [Сурхаско 1985, с. 152, 61]. Возможно, обычай помещать фотографии умерших в красный угол связан и с этим кругом представлений.

Итак, суммируем наши наблюдения:

1. Для реконструкции народных представлений о покойниках продуктивно обращаться к разным жанрам фольклора, в том числе и к текстам просьб-обращений к умершим родственникам. Изучение формул обращений к покойным позволило увидеть, что в Оште умершие до сих пор воспринимаются как покровители дома, семьи, готовые помочь в разрешении насущных проблем, связанных со здоровьем, жизнью и смертью.

2. Тексты просьб к покойным родственникам, зафиксированные в Оште, связаны с архаическими представлениями и похоронно-поминальной обрядностью разных народов: русских, вепсов, карел. Просьбы-обращения отражают представления о том, что покойные покровительствуют живым, продолжают интересоваться их делами и после смерти.

3. Думается, что консервация традиционных верований, связанных с загробным миром и покойниками в Оште произошла потому, что здесь еще сохраняется похоронно-поминальная обрядность и, в частности, такой архаический жанр, как похоронные причитания.

4. Помещение в красный угол фотопортретов умерших родственников придает ритуалу обращения к покойным сходство с религиозным молением. Фотография приобретает несвойственные ей функции, но при этом она не теряет и своих обычных свойств: она украшает дом, напоминает хозяевам о прошлом и т.п.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия