Студопедия — Правила Карфагенского Собора.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правила Карфагенского Собора.






 

Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова. В некоторых сборниках отдельные правила разделены на два, три и пять правил. В Кормчей числится 134 правила и дополнительных пять, а в Книге Правил - 147 правил и Послание к Папе Келестину. В греческом сборнике Пидалион 141 правило кроме этого послания, в Афинской Синтагме их 133 и послание. В издании еп. Никодима Далматинского нумерация Синтагмы.

 

 

1. Определения Никейского Собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ сказал: сии определения имеются у нас в списках, которые тогда Отцы наши принесли с собою от Никейского Собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным Собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются.

 

Пред сим правилом читаны были на Соборе Символ и правила Никейского Собора. Сверх же того, Фавстин, епископ Пикенский, местоблюститель Римского епископа Вонифатия, представил данное ему письменное наставление, в котором предлагались Собору правила о перенесении судных дел от епархиального епископа к Римскому и к соседним епископам, которые в сей записи названы были правилами Никейского Вселенского Собора, но которые в самом деле были 5-ым и 14-ым правилами Поместного Сардикийского Собора. На сие Отцы Карфагенского Собора ответствовали, что они в своих списках Никейского Собора не находят сих правил и, для разрешения сомнения, положили истребовать верные списки правил Никейского Собора от епископов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. А дабы не оставить никакого сомнения в своем повиновении правилам Никейского Собора, по предложению Аврилия, епископа Карфагенского, изложили настоящее правило.

Еп. Иоанн Смоленский в толковании этого правила отмечает преданность Африканской Церкви чистому Православию. Она не позволяла себе никаких нововведений или отступлений от первоначальных и всеобщих преданий Апостольских и Отеческих. В этом отношении он противопоставляет ее Церкви Римской, которая “в это время (в 5 веке) уже вводила у себя многое, не принятое от первых веков Церковью Вселенской.” Он полагает, что Карфагенский Собор “по особенному поводу упомянул о церковном чине, определенном на Соборе Никейском.” Именно он имеет в виду то, что на Карфагенском Соборе представитель Римского Епископа предъявил требование о перенесении в Рим судебных дел по требованию подсудимых, ссылаясь при этом на определения Сардикийского Собора, как якобы на определения Никейские. Это притязание было отвергнуто по ознакомлению с подлинными Никейскими правилами, привезенными с Никейского Собора Карфагенским Епископом Цецилианом. Ср. 2 Всел. 1; 3 Всел. 7; 6 Всел. 1.

 

2. По изволению Божию, первоначально подобает, согласным исповеданием, исповедовать церковную веру, переданную нами в сем славном собрании. Потом церковный чин, по согласию каждого и всех вкупе, должно соблюдать. Для утверждения же помышлений братии и соепископов наших, недавно поставленных, должно присовокупить то, что мы приняли от Отцов, как твердое определение: единство Троицы, то есть Отца и Сына, и Святаго Духа, не имеет никакого различия познаваемого. Сие в умах наших свято содержим, и как научились, так учить будем людей Божиих.

 

Ср. 2 Всел. 1; 3 Всел. 7; 6 Всел. 1.

 

3. О воздержании Аврилий епископ сказал: на прежде бывшем Соборе, когда о образе воздержания и чистоты вопрошено было, за благо рассуждено, чтобы поставленные в сии три степени (то есть во епископы, пресвитеры и диаконы), чрез самое посвящение как бы связанные узами чистоты, как прилично святым епископам и священникам Божиим, и левитам, и служащим при Божественных священнодействиях, воздержны были во всем, да возмогут получить, чего в простоте просят от Бога, дабы от Апостолов переданное и от самой древности содержимое и мы подобно соблюдали.

 

К Епископам и священнослужителям предъявляются более строгие требования по соблюдению нравственной чистоты и постов, чем к мирянам, для которых епископы должны служить примером. К этому обязывает их духовное служение “при Божественных священнодействиях.” Отцы Собора в этом видят залог того, чтобы соблюдалось “от Апостолов преданное, и от самые древности содержимое.”

 

4. Рассуждено, чтобы епископ и пресвитер, и диакон, и все, прикасающиеся к святыням, хранили целомудрие и воздерживались от жен.

 

Приложение сего правила к епископам в совершенстве, а к пресвитерам и диаконам с ограничением, означено с подробностью в 12-ом и 13-ом правилах Шестого Вселенского Собора.

Это правило, как и предыдущее ему пр. 3, говорят вообще о соблюдении воздержанности. В сопоставлении с 34 правилом Карф. И 13 п. 6 Всел. Собора видно, что речь идет о воздержании священнослужителей от плотского общения с женами, когда бывает их череда служения. 13 пр. 6 Всел. определяет, “чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребывало ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения.”

Далее в том же правиле высказывается одинаковое понимание и правила Карфагенского Собора: “Знаем же что и в Карфагене собравшиеся, имея попечение о чистоте жизни священнослужителей, положили, чтобы иподиаконы, прикасающиеся священным таинствам, и диаконы, и пресвитеры, в свои урочные времена воздерживались от сожительниц своих.”

 

5. Подобает удерживать похоть корыстолюбия, которую никто не усомнится наречь матерью всех зол; никто да не вступает в чуждые пределы и ради корысти да не преступает пределов отеческих, и никому из клира отнюдь да не будет позволено брать процент от какой бы то ни было вещи. Представленное же вновь, как неясное и совсем сокрытое, будет нами рассмотрено, и о том составится определение. А что Божественное Писание постановило весьма ясно, о том не мнения должно испытывать, но паче последовать тому. Что укоризненно в мирянах, то кольми паче тем более достойно осуждения в принадлежащих к клиру. Весь Собор рек: никто против пророков, никто против Евангелия не действовал безопасно.

 

Ср. Ап. 44; 1 Всел. 17; 4 Всел. 10; 7 Всел. 19; Лаод. 4; Карф. 9 и 21; Василия Вел. 14 и 90; Григория Неокес. 3; Григория Нисского 6.

 

6. Совершения миропомазания и освящения дев да не творит пресвитер. И примирять с Церковью кающихся открыто на Литургии да не будет позволено пресвитеру. Всем угодно сие.

 

Настоящее правило только епископам предоставляет освящение Мира и посвящение дев, т. е. диаконис о кот. см. пояснение к 1 Всел. 19. Пресвитеры не могут разрешать от запрещения тех, кто отлучен был открыто, т. е. с объявлением во всеобщее сведение, ибо “аще преступление иго было явное и гласное” (пр. 53) и снятие прещения должно быть совершено также открыто. Однако по поручению епископа священник может совершить этот чин по нужде, как это видно из пр. 7 и 52 того же Карф. Собора.

 

7. Если кто, находясь в опасности жизни, будет просить о примирении себя со святым Алтарем, в отсутствие епископа, то пресвитер по приличию должен вопросить епископа, — и так, по его разрешению, примирить находящегося в опасности.

 

Ср. 1 Всел. 13; Карф. 52.

 

8. Есть многие неблагонравные, которые почитают за должное, при всяком случае, приносить обвинения на отцов и епископов. Должно ли принимать таковых, или нет? От всех епископов речено: если опорочен таковой, то не принимать.

Ср. 2 Всел. 6; Подробнее о том, от кого нельзя принимать обвинений на священнослужителей, в правилах того же Карфагенского Собора 143, 144, 145 и 146.

 

9. Если какой-нибудь епископ или пресвитер примет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви, то да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа.

 

Ср. Ап. 12, 13, 32 и 33; 1 Всел. 5; Антиох. 6; Сард. 13.

 

10. Если какой-нибудь пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшись надмением неким и гордостью, должным быть возмнит отдельно приносить Богу Святые Дары или умыслит воздвигнуть иной Алтарь, вопреки церковной вере и уставу, — таковой да не будет оставлен без наказания. Собор рек: если какой-нибудь пресвитер, против епископа своего возгордясь, сотворит раскол, да будет анафема.

 

Ср. Ап. 31 с пояснением; 4 Всел. 18; 6 Всел. 34; Гангр. 6; Антиох. 4 и 5; Карф. 11.

 

11. Если какой-нибудь пресвитер в своем поведении осужден будет, таковой должен соседним епископам возвестить, дабы они выслушали дело и дабы чрез них примирился он с своим епископом. Если же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог), надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения со своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесет Богу Святое Приношение, таковой да будет признаваем находящимся под клятвою и да лишится своего места, впрочем, с рассмотрением, не имеет ли справедливые жалобы на епископа.

 

См. те же параллельные правила, что и к предыдущему пр. 10.

 

12. Филикс епископ сказал: да внесется в правила, согласно с определениями древних Соборов, и сие: если какой-нибудь епископ (чего да не будет) подвергнется некоему обвинению и, по великим затруднениям, невозможно будет собраться многим епископам, то, дабы он не оставался долго под обвинением, да слушают его на суде двенадцать епископов, пресвитера ~ шесть епископов и свой, а диакона — три.

 

В Карфагенской Церкви было особенно много епископов (466 кафедр), и потому они могли установить такую большую норму кворума для суда над епископом. Общая норма состоит в том, чтобы епископа судил Собор всех епископов под председательством Митрополита (Ап. 37; 2 Всел. 5; 4 Всел. 19; 6 Всел. 8; 7 Всел. 6; Антиох. 20; Лаод. 40; Карф. 28). В Церквах, имеющих много епископов, суд над епископами в первой инстанции совершался и совершается меньшим числом епископов в Синоде, и общий Собор является тогда апелляционной инстанцией. Что касается суда над клириками, то первая инстанция суда принадлежит епархиальному епископу (Ап. 32; 1 Всел. 5; Сардик. 13), а суд собора епископов является апелляционной инстанцией. Т. обр. это правило, как и 14 того же Собора, в отношении судебного кворума имело местное значение для Карфагенской Церкви с ее многочисленным епископатом.

 

13. Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде три епископа, в каком бы месте ни были они, по повелению первенствующего, да поставят епископа. И если кто поступит в чем-либо вопреки своему согласию или подписанию, то сам себя лишит чести.

 

Еп. Никодим полагает, что это правило относится не к совершению хиротонии, а к избранию епископа согласно 1 Всел. 4. Он пишет, что в данном правиле “приводится случай, когда один из епископов, не могший явиться лично, но в то же время давший свое согласие на избрание устно или письменно, откажется от своего голоса и тем станет в противоречие с самим собой.” Скорее надо, однако, понимать, что это правило относится и к избранию и к хиротонии, но преимущественно к последней и направлено против епископа, который после состоявшегося избрания, в котором он и сам принимал участие, отказался бы совершать хиротонию, нанося тем бесчестие избраннику.

 

 

14. Рассуждено, чтобы из Триполя, ради скудости страны, один епископ приходил для местоблюстительства в Соборе и чтобы там на суде слушали пресвитера пять епископов, а диакона — три, как выше речено; явно же есть, что председательствовать будет свой епископ.

 

Это правило указывает на исключение в применении 12 Карф. и тоже имеет местное, но не общецерковное значение.

 

15. Рассуждено также, чтобы кто бы то ни был из епископов или пресвитеров, или диаконов, или причетников, если имея возникшее в Церкви дело обвинительное или тяжебное, отречется от церковного суда и восхочет оправдаться пред судилищами светскими, лишался своего места, хотя бы и в пользу его решение последовало. И сие по делу обвинительному, по делу же тяжебному да лишается того, что приобрел по решению дела, если хочет удержать место свое.

 

Пр. 15. “Дело обвинительное” значит уголовное, а “тяжебное” — по какому-либо иску. Правило в согласии со 2 Всел. 6, требует, чтобы клирики по всем делам обращались только к церковному суду. Однако совсем никогда не обращаться к гражданскому суду было возможно только в Империи, где это предусматривалось и гражданским законом. Но надо заметить, что настоящее правило имеет в виду не всякое дело, а “возникшее в церкви дело,” т. е. связанное так или иначе с Церковью. В некоторых случаях допускается и обращение самой Церкви к гражданской власти (Антиох. 5; Двукр. 9).

 

16. Рассуждено также и сие: если от каких бы то ни было судей церковных судное дело перенесено будет к другим судьям церковным, имеющим высшую власть, то да не будет никакого нарекания тем, коих, приговор отменен будет, если не могут быть обличены, что или по вражде, или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были.

 

“Некиим угождением прельщены были” надо понимать как разного рода подкуп.

 

17. Если же по согласию обеих сторон судящихся избраны будут судьи, то хотя бы число их было менее определенного в правилах, да не будет позволено переносить суд к другим.

 

9 прав. 4 Всел. Собора допускает обращение к третейскому суду, т. е. избранным по соглашению обеими спорящими сторонами судьям. В этом случае настоящее правило не допускает апелляции.

 

18. Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.

 

Ср. 4 Всел. 14; 6 Всел. Собора 24 и 51. Настоящее правило требует от детей священников такого поведения, которое не вызывало бы ни у кого соблазна и нарекания на их отца согласно наставлению ап. Павла (1 Тим. 3:4; Тит. 1:6).

 

19. Рассуждено, да не бывают епископы и пресвитеры, и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто, воинствуя Богу, не обязуется куплями житейскими (2 Тим. 2:4).

 

Ср. Ап. 81; 4 Всел. 3.

 

20. Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждать или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия.

 

По 26 пр. Апост. чтецы могут вступать в брак, что не дозволено другим членам клира.

 

21. Рассуждено также, чтобы клирик, давший в займы деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал.

 

Ср. Ап. 44; 1 Всел. 17; 6 Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 5; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6.

 

22. Диаконы да не будут поставляемы ранее двадцати пяти лет возраста.

 

Ср. 6 Всел. 14.

 

23. Чтецы во время Богослужения да не кланяются народу.

 

В пояснение этого правила, Еп. Никодим приводит суждение Зонары, что чтецы во время богослужения должны только кланяться епископам и пресвитерам, а не находящемуся в церкви народу, т. к. они приняли посвящение, а народ по своему положению отстоит далеко от священства. В ученых и интересных комментариях к канонам под редакцией Генри Р. Персивала под заглавием “The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church. A Select library of Nicene and Post-Nicene Fathers, Wm. Eedermans Publ. Co.” 1956, стр. 450, правило это переводится еще в том смысле, что чтецы “не должны обращать слово к народу.” Трудно сказать, какое понимание вернее, но, видимо, оно было вызвано какими-то чисто местными условиями.

 

24. Заблагорассуждено, чтобы Мавритания Ситифенская имела своего первенствующего епископа, так как она просила о сем первенствующего епископа Нумидийской страны, от коей отделена Собором. По согласию всех первенствующих епископов Африканских областей и всех епископов, дозволено ей иметь своего первенствующего, по ее отдаленности.

Во второй половине 4 века было изменено административное делание Африки и было образовано шесть отдельных провинций. В соответствии с гражданским делением, Мавритания Ситифенская была отделена от Нумидии и стала самостоятельной митрополией. Здесь получил свое применение принцип, чтобы границы церковных областей соответствовали гражданскому административному делению.

Ср. 2 Всел. 2; 4. Всел. 17 и 28; Антиох. 9.

 

25. Заблагорассуждено также: рукополагаемым в епископы или в степени причта рукополагающие предварительно да влагают во уши постановления Соборов, дабы не поступали вопреки определениям Собора, и не сожалели.

 

Ср. 7 Всел. 2.

 

 

26. Положено, да не дастся Евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: Приимите, ядите (Мф. 26:26), но тела мертвых ни принять, ни есть не могут. Также да не подвигнется невежество пресвитеров крестить скончавшихся уже.

27. Подтвердить подобает на сем святом Соборе, чтобы по правилам Никейского Собора ради церковных дел, которые нередко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем Собор, на который бы все, занимающие первые в областях кафедры, присылали от своих Соборов двух, или сколько изберут, епископов в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие.

 

Это правило относится к созыву областных (диэцезальных) соборов Карфагенской Церкви. “Местоблюстители” это предстоятели от митрополичьих округов. Постановление о созыве ежегодно общего собора изменено пр. 106, согласно которому он созывается по мере нужды.

 

28. Если кто из епископов подвергнется обвинению, то обвинитель да представит дело к первенствующему в области, к которой принадлежит обвиняемый, и да не будет обвиняемый отчужден от общения, разве когда, быв призван к ответу грамотою, не явится в суд избранных судить его в назначенное время, то есть в течение месяца от того дня, в который, по дознанию, получена им грамота. Если же представит истинные и необходимые причины, препятствовавшие ему явиться к ответу против того, что на него представлено, то без предосуждения да имеет свободу к оправданию в течение другого месяца; но по прошествии другого месяца, да не будет в общении, доколе не очистит себя доказательствами по делу. Если же пред всецелый того года Собор явиться не восхочет, дабы, по крайней мере, там дело его окончено было, то должен быть осужден, как произнесший приговор сам против себя. Во время же, в которое он остается вне общения, да не приобщается ни в своей церкви, ни во всем пределе. Напротив того, доносителю на него, если никуда не отлучался во дни рассмотрения дела его, отнюдь да не возбранится общение. Но если удалится и скроется, то епископ да будет возвращен в общение, а сам доноситель да изринется от общения, впрочем так, чтобы не была отнята у него свобода подтвердить обвинение, если может доказать, что не предстал к суду не по нехотению, а по невозможности. Сие. впрочем, явно есть, что, если во время движения дела в суде епископов опорочено будет лицо доносителя, то не должно принимать от него обвинения, разве только пожелает он рассмотрения своего собственного, а не церковного дела.

 

Ср. Ап. 37, 74 и 75; 2 Всел. 6; 4 Всел. 17; Антиох. 14, 15 и 20; Сард. 14; Двукр. 13.

 

29. Если пресвитеры или диаконы обвиняемы будут, то, по собрании узаконенного числа из ближних мест избираемых епископов, которых обвиняемые вопросят, то есть: при обвинении на пресвитера — шести, а для диакона — трех, вместе с сими собственный обвиняемых епископ исследует принесенные на них обвинения, с соблюдением тех же правил, касательно дней и сроков, и исследования, и лиц обвиняющего и обвиняемого. Дела же по провинностям прочих клириков один местный епископ да рассмотрит и окончит.

 

См. пояснение к Карф. 12.

 

30. Заблагорассуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками.

Ср. 6 Всел. 72 с пояснениями.

 

31. Епископы и состоящие в клире да не усваивают ничего тем, кои не суть православные христиане, хотя бы то были сродники; ничего из своих вещей, как речено, да не упрочивают таковым, посредством дара, епископы и состоящие в клире.

 

Это правило содержит норму греко-римского законодательства того времени.

 

32. Епископы не иначе да отходят за море (из Африки в Италию), как по разрешению своего по каждой области епископа первого престола, то есть взяв преимущественно от самого первенствующего епископа так именуемую отпустительную грамоту, или одобрение.

 

“За море” обозначает Италию и преимущественно имеет в виду Рим.

 

33. Постановлено также: да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания суть сии: Бытие, Исход. Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств — четыре книги, Паралипоменон — две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг — четыре, Пророческих книг — двенадцать, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры — две книги. Нового Завета — четыре Евангелия, Деяний Апостолов — одна книга, посланий Павла — четырнадцать, Петра Апостола — два, Иоанна Апостола — три, Иакова Апостола — одна, Иуды Апостола — одна, Апокалипсис Иоанна книга одна. Для твердости же предлежащего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (Еп. Римский) и прочие епископы тех стран, ибо мы приняли от Отцов, что сии книги читать подобает в церкви.

 

Ср. Ап. 80; Лаод. 60; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о тех же книгах.

 

34. Аврилий епископ сказал: к сим, честнейшие братья, при рассуждении о воздержании некоторых из клира, кроме чтецов, от своих жен, присовокупляю утвержденное на разных Соборах: иподиаконы, Священным Тайнам прикасающиеся, и диаконы, и пресвитеры, также и епископы, по свойственному каждой из сих степеней правилу, да воздерживаются от жен своих, и да будут как не имеющие их; и если сего не сотворят, то да будут извержены от церковного чина — прочие же причетники да не принуждаются к сему, разве в преклонных годах, Весь Собор сказал: вашею святынею праведно распределяемое, как приличное священству и Богоугодное, утверждаем.

 

Сие правило, подобно как и 4-ое сего Собора, объясняется и дополняется 12-м и 13-м правилами Шестого Вселенского Собора. Ср. 6 Всел. 72.

 

35. Положено, чтобы никто не продавал церковной собственности, но если сия собственность не приносит доходов и наступит великая нужда, то представлять о сем первенствующему епископу области и с определенным числом епископов совещаться, что учинить должно. Если же такая нужда наступит для Церкви, что не возможно совещаться прежде продажи, то да призовет епископ во свидетельство хотя бы соседних епископов и да попечется представить Собору все приключившиеся церкви его обстоятельства. Если сего не сотворит, то продающий явится повинным пред Богом и Собором и лишится своей чести.

Ср. 7 Всел. 12; Анк. 15; Антиох. 24 и 25; Карф. 42; Кирилла Алекс. 2. В соответствии с этим правилом и пр. 42 в Приходском Уставе и в Положении об Управлении Русской Православной Церкви Заграницей на продажу церковного имущества требуется разрешение Архиерейского Собора.

 

36. Также подтверждено: на пресвитеров или диаконов, обличенных в некоем тяжком грехе, неизбежно удаляющем от священнослужения, не возлагать рук, как на кающихся или как на верных мирян, и не попускать им креститься вновь и восходить на степень клира.

 

Правило имеет в виду устранение разных ухищрений, применявшихся в Карфагенской Церкви лишенными священного сана и низведенными в разряд мирян. Каждый, однажды лишенный своей иерархической степени, уже никогда не может быть вновь возведен ни в какую степень клира. Слова “креститися вновь” в этом правила комментаторами не понимаются буквально; они полагают, что тут имеется в виду омытие себя от греха глубоким покаянием, что также называлось крещением. “Следовательно, — пишет Еп. Никодим, — вернее подразумевать здесь лиц, которые доказывали, что они чисты теперь от греха, а потому, как вновь крещенные, могут быть приняты в клир.” Правило предостерегает против такого ухищрения.

 

37. Определено также, чтобы, когда пресвитеры и диаконы, и прочие низшие причетники, по возникшим у них делам, жалуются на суд своих епископов, выслушивали их соседние епископы, и чтобы, с согласия собственных их епископов, прекращали возникшие между ними неудовольствия приглашенные ими епископы. Того ради, если и от сих к высшему суду восхотят перенести дело, да не переносят в суды по ту сторону моря (в Италию и в Рим), но — к первенствующим епископам своих областей, как и многажды определено сие и о епископах. А переносящие дело к судам по ту сторону моря никем в Африке да не приемлются в общение.

 

Правило указывает, чтобы апелляции на решения епископов шли по установленным инстанциям своей Церкви, а не направлялись “по ту сторону моря,” т. е. в Рим.

 

38. Угодно всему Собору, чтобы отлученный за свое небрежение от общения, епископ ли, или кто бы ни был из клира, во время отлучения своего, прежде выслушивания оправдания его, дерзающий приступать к общению, признаваем был произнесшим сам на себя приговор осуждения.

 

Правило имеет в виду епископа или клирика, осужденного в первой инстанции суда и обращающегося с апелляцией во вторую инстанцию. Он должен оставаться под наказанием, которое на него наложено в первой инстанции, пока вторая инстанция не оправдает его. Если же он, будучи под запрещением, стал пренебрегать этим и “приступать к общению,” то признается “произнесшим сам на себя приговор осуждения.” Ср. Ап. 29; Антиох. 4 и 12; Сардик 14.

 

39. Положено: обвиняемому или обвиняющему, опасающемуся некоего насилия от беспокойного многолюдства в том месте, где находится обвиняемый, избирать для себя ближайшее место, где не было бы ему трудности представить свидетелей, где и оканчивается дело.

 

Правило допускает в суде первой инстанции ходатайство сторон, то есть обвиняемого или обвинителя о перенесении суда в другое место, если для этого есть достаточные основания, как напр., опасение давления толпы или невозможность прибытия свидетелей в определенное место.

 

40. Определено также: если какие-либо причетники и диаконы будут непослушны епископам своим, хотящим по необходимым обстоятельствам своих церквей возвести их на высшие степени в церкви своей, — таковые да не служат и в том степени, из которого возведены быть не восхотели.

 

По объяснению Зонары, слово “диаконы” в этом правиле имеет более широкое значение чем обозначение одного чина священнослужителей. В правиле употреблено слово “ diakonein,” т. е. служить. Таким образом, оно относится вообще ко всем служителям Церкви, которые обязаны повиноваться епископу, когда он для пользы Церкви находит нужным возвести их на более высокую степень.

 

41. Определено: если епископы, пресвитеры, диаконы или какие бы то ни было клирики, никакой собственности не имеющие, по поставлении своем, во время своего епископства или клиричества, купят на имя свое земли или какие-либо угодия, то да почитаются похитителями стяжаний Господних, разве только, приняв увещание, отдадут оные церкви. Если же что дойдет к ним в собственность, по дару от кого-либо или по наследию от родственников, — с тем да поступят по своему произволению. Если же и производив дать что-либо церкви, обратятся вспять, то да будут признаваемы недостойными церковной чести и отверженными.

 

В древней Церкви и, в частности, в Карфагенской, епископы и клирики получали содержание от Церкви. Будучи скромным, оно не могло давать им возможность приобретать ценное имущество. Если таковое приобреталось, то, по указанию настоящего правила, это вызывало сомнение в честности епископов и клириков в отношении церковных сумм. Распоряжаясь ими, они могли назначать себе слишком большое содержание в то время, как должны с особой бережностью относится к церковным доходам, как “стяжанию Господню.” Однако правило не препятствует им владеть тем, что они получат помимо Церкви, напр., от родственников. Ср. Ап. 40; Антиох. 24 и параллельные правила.

 

42. Определено также, чтобы пресвитеры, без соизволения своих епископов, не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам непозволительно продавать церковные земли без ведома Собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу непозволительно расточать вещи, находящиеся в церковной описи.

Ср. Карф. 35 с примечанием и параллельными правилами.

 

43. О том, что ничто из постановленного на Иппонском Соборе не требует исправления.

Епигоний епископ сказал: в сем сокращении, извлеченном из Деяний Иппонского Собора, ничего не признаю требующим исправления или дополнения, разве только, чтобы день святой Пасхи предвозвещаем был во время Собора.

 

Сие правило есть местное, но принадлежит к общему церковному законоположению, потому что служит свидетельством власти большего Собора исправлять определения меньшего.

Постановление Иппонского Собора 393 г. говорило о том, что все областные Церкви должны заботиться о получении от Карфагенской Церкви уведомления о времени празднования Пасхи. Собор, о котором здесь речь, обычно бывал в августе. Т. о. оповещение о времени Пасхи могло быть всюду получено своевременно.

 

44. Епископы и клирики да не позволяют детям своим отходить на свою волю чрез отделение их от себя, если не совершенно полагаются на их нравы и возраст, дабы впоследствии грехи их не пали на самих родителей.

В соответствие с римским гражданским правом, предоставление самостоятельности детям совершалось законным актом надлежащего суда. Правило предлагает клирикам не торопиться с этим актом, пока они не будут убеждены, что дети их достаточно зрелы. Ответственность родителей за взрослых детей только духовная, в суде Божием, ибо никто кроме Сердцеведца не может знать, насколько родители сделали все от них зависящее для правильного воспитания своих детей. Ср. 4 Всел. 14; Гангр. 15.

 

45. Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами.

 

46. В святилище да не приносится ничто, кроме Тела и Крови Господних, как и Сам Господь передал, то есть кроме хлеба и вина, водою растворенного. Начатки же или мед, или молоко по обычаю, да приносятся в один известный день как таинственное знамение младенцев. Хотя же сии вещи и приносятся к Алтарю, впрочем, да имеют собственно свое благословение, отделяясь от святыни Тела и Крови Господних. Начатки же да не приносятся ни от чего, кроме винограда и пшеницы.

 

Часть сего правила о млеке и меде исправил Шестой Вселенский Собор своим правилом 57-ым. “Един известный день,” указанный в правиле, это день Воскресения Христова, когда преимущественно совершалось крещение новообращенных. Только что возродившимся во Христе, как младенцам, давали освященный мед и молоко, которые при освящении их полагали на престол вместе со Святыми Тайнами и потом давали новокрещенным вместо Причастия. Настоящее правило отменяет этот обычай и указывает мед и молоко освящать хотя и в алтаре, но отдельно. 57 пр. 6 Всел. Собора воспретило и это.

 

47. Клирики или воздержники ко вдовам или к девам да не входят, разве с разрешения и согласия епископа своего или пресвитеров; но и в сем случае да входят не одни, а с другими клириками или с теми, с которыми епископ или одни пресвитеры имеют вход к таковым женам; или же да беседуют с ними там, где присутствуют клирики или некие почтенные христиане.

 

“Воздержники,” упомянутые в правиле, — это монахи. Вдовы — вдовицы, находящиеся на попечении Церкви. О делах — см. 6 Всел. 4 с пояснением.

 

48. Епископ первого престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником, или чем-либо подобным, но только епископом первого престола.

Правило издано для борьбы с пышными титулами глав первенствующих кафедр, т. е. митрополий, которых в Карфагенской Церкви было несколько. При этом надо иметь в виду, что как пишет Болотов, Христианство в Африке распространилось рано и выработало здесь своеобразный церковный строй в такой форме, в какой он более нигде не встречается. Первоиерархом Африки был Епископ Карфагенский — глава Церкви по самой кафедре. В провинции во главе епископов стоял сенекс (senek) старший по хиротонии епископ; перемещений с одной кафедры на другую не допускалось. Каждый епископ в Африке знал, что кафедра сама по себе ничего не значит; все зависело от возраста епископа. (Лекции по Истории Древней Церкви, 3, стр. 267). Т. о., церковный центр провинции передвигался в зависимости от кафедры старшего по хиротонии епископа.

 

49. Клирики, ради ястия и пития, да не входят в корчемницы, разве быв понуждены необходимостью питания на пути.

 

Ср. Ап. 54 с пояснениями; 6 Всел. 9; 7 Всел. 22; Лаод. 24.

 

50. Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими.

 

Что и Литургия Великого Четвертка, хотя позже обеденного времени, но также не евшими должна быть совершаема, сие сказуется сего же Собора в правиле 58, и шестого Вселенского Собора в правиле 29-ом.

Правило упоминает о местном обычае Карфагенской Церкви, по которому однажды в году, в Вел. Четверг, таинство евхаристии совершалось после принятия пищи в память того, что Спаситель установил это таинство после вечери (Лук. 22:20; 1 Кор. 11:25). Во все остальные дни года в Карфагенской Церкви, как и во всех других Церквях, к евхаристии приступали до вкушения пищи. 29 пр. 6 Всел. Собора, замечая, что Карфагенские отцы, “может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение,” запретило это нарушение поста в Вел. Четверг. Правило оговаривает, что если литургия вечером, то совершающие ее священники, все-таки, должны делать это натощак. Ср. Карф. 58.

 

51. Епископы или клирики в церкви да не пиршествуют, разве случится по нужде странствования в ней отдохновение иметь. И мирянам, насколько можно, да возбраняются таковые пиршества.

 

Настоящее правило было принято по предложению бл. Августина на Иппонском Соборе 393 г. в связи с местными злоупотреблениями. Ср. 6 Всел. 74; Лаод. 28.

 

52. Кающимся — время покаяния по различию грехов да назначается судом епископов; пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время неотложной нужды, в отсутствие епископа. На всякого же кающегося, если преступление его было явное и гласное, смущающее всю Церковь, да возлагаема будет рука в притворе храма.

 

Применение настоящего правила возможно в тех случаях, когда за какой-либо явный для всех грех, смущающий всю Церковь, епитимья налагается не духовником, а епископом.

 

53. Девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа или в отсутствие его, пресвитера да будут поручаемы честнейшим женам, или живя вместе,







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия