Студопедия — Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие






 

В структурно-функциональном подходе подчеркивается ориентация на порядок, стабильность и равновесие. Но в реальном развитии общества установившиеся порядок и стабильность на определенном этапе и в определенных условиях способны превращаться в консерватизм и застой. Поэтому в западной социологии появились альтернативы, прежде всего конфликтная модель общества. И. Кант (вслед за Руссо и Гельвецием) полагал, что условием изменения к лучшему человека и общества является разрешение конфликтных ситуаций. Конфликты, по мнению философа, возникают из-за присущих людям эгоистических побуждений, корыстолюбия, властолюбия. Без этих негативных, с точки зрения морали, страстей все превосходные природные задатки и таланты людей остались бы неразвитыми, скрытыми в их зародыше. М. Вебер рассматривал социальный конфликт в рамках отношений господства и подчинения в системе власти. П. Сорокин причины конфликтов видел в характере неудовлетворенности «базовых» потребностей, не осмысленных рационально, но связанных с инстинктами самосохранения, самовыражения, потребности в пище, жилье, одежде, сексе, свободе.

Конфликт - один из видов социальных отношений, заключающийся в противостоянии индивидов или групп людей, отстаивающих свои интересы. Конфликтная парадигма исходит из того, что определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разногласие. Подавление конфликта (по Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональная регуляция - к контролируемой эволюции.

К конфликту ведет принуждение людей к определенному поведению. Подчинение людей, господство одной воли над другой есть насилие. В традиционном (доиндустриальном) обществе насилие выступало в форме враждебной реакции на «чужого», вплоть до его уничтожения. В Новое время силовой подход распространяется как на природу, которая фигурировала как мастерская для манипулирования ею человеком, так и на общество (социальная революция рассматривалась как способ его переустройства). В XIX - XX вв. была обнаружена ограниченность классовой и политической трактовки насилия, раскрыты механизмы насилия в таких формах, как защитная инстинктивная реакция организма на среду (Лоренц), проявления бессознательных устремлений человека (Ницше), наличие внутренней агрессивности человека (Фромм). В индустриальном обществе были зафиксированы скрытые формы насилия, когда его инструментом становятся интеллект, информация, высокоорганизованные технологии.

Насилие отчасти оправдано, например, в случае сопротивления агрессору, положительных последствий социальной революции и т.д. Насилие (в меру), наряду с другими методами воздействия, допустимо к лицам, совершающим правонарушения. Однако в конечном счете насилие носит деструктивный характер, что ведет к поиску альтернативных насилию стратегий поведения человека. Оппозицией насилию выступает ненасилие, в основе которого лежат отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание и взаимопомощь, сочувствие и т.д. Концепцию ненасилия развивали JI.H. Толстой в форме идеи непротивления злу насилием, М. Ганди через разработку таких методов воздействия, как убеждение, уступки, честность, сотрудничество, прощение вместо мести, Мартин Лютер Кинг, сформулировавший ряд принципов ненасилия: в борьбе нельзя унижать противника; духовное насилие также недопустимо, как и физическое; содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной и др.

Ненасилие есть выражение компромисса в социальном взаимодействии индивидов и общностей. Получила распространение и более широкая трактовка ненасилия как «диалогической философии» (Бубер, Бахтин, Мейер), этики товарищества по существованию (Гвардини), экологической этики и этики благоговения перед жизнью (Леопольд, Шепард, Швейцер), концепции «интегрального гуманизма» (Маритен), теории коммуникативной рациональности (Хабермас, Апель).

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития приводят к возникновению разделенного (структурированного) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т.п. умеряется их заинтересованностью в сбережении общих ресурсов для сохранения и дальнейшего развития цивилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов, этических норм, требующих учитывать сбалансированные притязания всех слоев разделенного общества.

В целом между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение.

Формирование каждой из рассмотренных концепций развития общества обусловлено усложнением проблемного поля социальной реальности. Анализ показал, что различные исследовательские программы обществознания по целому ряду позиций пересекаются и дополняют друг друга.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 719. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия