Статья 5. Основания установления патроната
[1] Решение, предложенное в проекте демо-варианта ФИПИ 2010 года, содержит массивы, описанные как array[92..98], что само по себе очень неграмотно. Тогда как патронатное воспитание может быть разрешено лицам, имеющим ПОГАШЕННЫЕ СУДИМОСТИ ЗА ЛЮБЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЛЮБОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ.
Кроме того, согласно Постановлению (п. 11), при получении разрешения на временную передачу ребёнка, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители. При патронатном воспитании, не смотря на то, что оно является формой устройства детей в семью, никаких требований к уровню подготовки воспитателя, к его характеристике, законопроектом не предъявляется. ______________________________________________________________________ Статья 6. Патронатные воспитатели
1. Патронатными воспитателями могут быть граждане Российской Федерации - совершеннолетние лица обоего пола независимо от семейного положения, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; лиц, не имеющих постоянного места жительства; лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям (данное требование не распространяется на патронатных воспитателей, осуществляющих социальный патронат); Лиц, имеющих непогашенную судимость
_________________________________________________________
Комментарий:
Список требований, предъявляемых к кандидатам на роль патронатного воспитателя, не соответствует ни ст. 127 Семейного кодекса РФ (лица, имеющие право быть усыновителями), ни ст. 146 СК РФ (Опекуны (попечители) детей), не смотря на то, что патронат, по замыслу авторов законопроекта, является дополнительной формой устройства детей.
Например, в ст. 127 СК РФ к лицам, претендующим на право быть усыновителями, предъявляются требования:
иметь доход, обеспечивающий усыновляемому ребёнку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители;
пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку по программе и в порядке, которые утверждаются исполнительными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 146 СК РФ предусмотрено, что при назначении ребёнку опекуна (попечителя) учитываются НРАВСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребёнком, отношение к ребёнку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребёнка.
Анализируемым законопроектом никаких морально-нравственных требований к личности патронатного воспитателя не предъявляется. Следует вывод, что патронатным воспитателем может быть физически и психически здоровое лицо любого пола, независимо от семейного положения, сексуальной ориентации, морально-нравственных качеств, финансовых возможностей, наличия необходимого образования, имеющее жильё, соответствующее санитарным и техническим нормам и погашенную (ые) судимость (ти).
Тем самым с введением в стране патронатного воспитания на условиях и в порядке, установленных законопроектом, будет открыт доступ к детям для лиц нетрадиционной ориентации, педофилам, сутенёрам, создателям порно продукции, истязателям и другим гражданам, не обладающим необходимыми морально-нравственными качествами и соответствующим образованием, необходимыми навыками и опытом.
ПО ПОВОДУ НАРУШЕНИЯ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: Статья 3. Условия установления патроната 1. При установлении патроната над ребенком, достигшим возраста десяти лет, учитывается его согласие. Для установления постинтернатного патроната над лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо его согласие. Комментарий:
Статья нарушает основополагающие нормы гражданского права, в том числе, о принципе свободы в заключении договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ), а также устанавливающие дееспособность несовершеннолетних и малолетних (ст.26, 28 ГК РФ).
В комментируемой статье не указано в качестве одного из главных условий установления патроната согласие родителей, не лишённых родительских прав, и являющихся законными представителями своих детей, на установление над ребёнком «социального патроната», как не указано в принципе такое согласие со стороны родителей и на заключение договора. Несовершеннолетний, достигший 10-летнего возраста, вправе сам решать, соглашаться ли на установление патроната в какой бы то ни было форме, или нет. Только его мнение, согласно комментируемой статье, учитывается. Таким образом, в нарушение ст. 26, 28 ГК РФ, его права, регламентируемые данной нормой, выходят за рамки, установленные гражданским законодательством, поскольку позволяют заключать договор, минуя свободное решение законного представителя, связанного мнением своего подопечного (ч. 1 ст. 65 СК РФ – родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей).
В том случае, если родитель не согласится на установление патроната, орган опеки и попечительства будет обязан назначить другого представителя для защиты прав и интересов ребёнка (ст. 64 СК РФ).
Таким образом, законный представитель ребёнка оказывается беззащитным перед решением органа опеки, облечённым в форму распорядительного акта с одной стороны, и согласием подопечного несовершеннолетнего, интересы которого может защищать иной представитель, с другой стороны. При таких обстоятельствах, под угрозой лишения родительских прав за уклонение от исполнения родительских обязанностей (ст. 69 СК РФ во взаимосвязи со ст.ст. 64, 65 СК РФ), родители вынуждены будут заключать договоры о «социальном патронате» даже на крайне невыгодных и невыполнимых для себя условиях, которые могут быть включены в индивидуальную программу реабилитации и т.п. (например, требование сделать ремонт в жилом доме или квартире при отсутствии достаточных средств и т.д.). Признание такой сделки, совершённой под влиянием угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (что в условиях навязывания РФ ювенальных технологий западного образца не может исключаться), или стечения тяжёлых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ) через суд недействительной возможно, но по многим обстоятельствам может быть непосильно юридически не грамотным законным представителям. Поэтому, отсутствие в ст. 3 законопроекта среди обязательных условий установления патроната согласия законных представителей, безусловно, может привести к нарушению должностными лицами при исполнении закона конституционных прав граждан, предусмотренных ч. 1 ст. 23 (неприкосновенность частной жизни); ч. 1 ст. 24 (1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются); ст. 25 (неприкосновенность жилища); ч. 2 ст. 38 (Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей); ч. 2 ст. 55 (2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина); ст. 60 (Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет).
Статья 5. Основания установления патроната 1. Основанием установления патроната является распорядительный акт органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации (далее - органа опеки и попечительства) и (или) договор. Комментарий:
Поскольку в данной норме заложены разнохарактерные основания – с одной стороны «распорядительный акт органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации», предполагающий выражение властных полномочий должностного лица, а с другой стороны – «договор», свобода заключения которого регламентируется ст. 421 Гражданского кодекса РФ, то разработчикам следовало бы разъяснить конкретно, для каких именно видов патроната предусмотрены и акт и договор, а для каких из них – только акт, или только договор, поскольку если речь идёт о «патронатном воспитании», то наличие оснований в виде распорядительного акта и договора представляется уместным, в то время, как при заключении договора о «социальном патронате» основание в виде акта будет являться нарушением не только статьи 421 Гражданского кодекса РФ, но и международных норм, и российского законодательства, поскольку будет позволено активное вмешательство в семейную жизнь граждан в отсутствие внятно прописанных в законе причин установления социального патроната.
ПО ПОВОДУ НАРУШЕНИЯ ГЛАВЫ 29 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ: П. 6. Законопроекта:
Договоры, указанные в настоящей статье, могут быть расторгнуты по инициативе органа опеки и попечительства или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения в случае наличия угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя. _______________________________________________________ Комментарий: Права законного представителя, как стороны в договоре, самого лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ущемляются, поскольку им не даётся право быть инициаторами расторжения договора в случае наличия угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пренебрежения его интересами со стороны патронатного воспитателя, что противоречит общим положениям о договоре, установленным нормами Гражданского кодекса РФ (Глава 29 ГК РФ «Изменение и расторжение договора»).
По смыслу законопроекта получается, что со стороны патронатного воспитателя может быть наличие угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пренебрежение его интересами, а ни сам патронируемый, ни его законный представитель не имеют права быть инициаторами расторжения договора, поскольку право это предоставлено только органу опеки и попечительства или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения. То есть решение вопроса о возможности расторжения договора отдано на откуп усмотрению чиновника, который может в действиях патронатного воспитателя и не усмотреть угрозы для жизни и здоровья и пренебрежения интересам, и не инициировать расторжение договора с таким воспитателем.
В Главе 29 ГК РФ говорится, что СТОРОНЫ по соглашению, а не одна какая-либо из сторон имеют право расторгнуть договор. По требованию одной из сторон (в законопроекте – это только соответствующие органы) договор может быть изменён или расторгнут по решению суда (о суде в законе не упоминается) только при существенном нарушении договора другой стороной. Следовательно, патронируемый в возрасте 18-23 лет, или представитель несовершеннолетнего патронируемого имеют право поставить вопрос о расторжении договора, НО только через суд, что значительно усложнит процедуру расторжения договора, который всё время судебного разбирательства будет действовать, а, значит, и будет существовать угроза жизни и здоровью патронируемого, и пренебрежение его интересам. Следовательно, разработчикам законопроекта нужно или дополнить п. 6 указанием, что договоры могут быть расторгнуты по инициативе каждой стороны, или этот пункт следует исключить из законопроекта, как излишний.
|