Студопедия — Диаконская хиротония
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диаконская хиротония






Диаконская хиротония по своей структуре аналогична иерейской хиротонии. После возгласа архиерея " И да будут милости…" первый иподиакон возглашает: "Повели!", все вместе делают поясной поклон, поднимаются на амвон и поворачиваются лицом к народу. Второй иподиакон возглашает: "Повелите!", все вместе делают поясной поклон народу, иподиаконы идут в алтарь через боковые двери, а ставленник через Царские врата.

На южной стороне алтаря иподиакон поручи для ставленника и рипиду, которая берется с северной стороны алтаря.

Ставленника в диаконы вокруг престола водит протодиакон, он же возглашает: “Вонмем”, и он же вместе с первым диаконом читает ектению во время чтения молитв архиереем. Ставленник во диаконы становится на правое колено у престола (в отличие от ставленника во иереи, который встает на оба колена). Архиерей с возглашением: “Аксиос” налагает на ставленника во диаконы орарь (пуговицу пристегивает второй иподиакон) и поручи, а в руки ему вручает рипиду. После окончания рукоположения протодиакон отводит новопоставленного к северной стороне престола, и там ставленник крестообразно веет рипидой над Святыми Дарами. Во время пения: “Отче наш” архиерей подходит к ставленнику и принимает у него рипиду. Ставленник берет в правую руку орарь (лента проходит над указательным и средним пальцами и под безымянным пальцем и мизинцем), крестится в первый раз, целует рипиду и руку архиерея, крестится во второй раз, целует престол, крестится в третий раз и кланяется архиерею, который его благословляет. Второй иподиакон принимает у архиерея рипиду и целует его руку. Затем ставленник отходит вглубь алтаря и препоясывается орарем по иподиаконской схеме.

В конце диаконской хиротонии, так же как и в конце иерейской, архиерей благословляет народ дикирием и трикирием, которые выносят рипидчики по пении в алтаре троекратного «Господи, помилуй».

Далее следует просительная ектения.

Книгодержец подает архиерею Чиновник, и архиерей читает молитву " Тебе предлагаем живот наш…";.

Кадильщик, либо иподиакон, назначенный старшим иподиаконом, готовит запивку для архиерея. На подносе ставятся три (или, по другой практике, два ковша), две служебные просфоры (из которых архиерей вынимал частицы на Херувимской песни), две маленькие просфоры, частицу антидора и плат. В первый ковш наливается до половины вино, в другой – горячая вода, в третий – холодная кипяченая вода (если ковшей два, то только вино и горячая вода).

Кадильщик готовит теплоту.

В конце просительной ектении посошник кладет орлец на солее ближе к Царским вратам, головой орла к амвону. После молитвы "Отче наш" посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

Архиерей возглашает: "Мир всем!". Первая пара иподиаконов проходит на пространство перед престолом, становится за архиереем и, когда он говорит "Мир всем";, кланяется народу. Затем архиерей возвращается в алтарь. Как только он начинает заходить в Царские врата, первая пара иподиаконов подымает малый омофор (в форме буквы П так, чтобы архиерей мог пройти под ним), и надевает омофор на архиерея. Первый иподиакон застегивает две пуговицы спереди, второй иподиакон – сзади. После этого первая пара иподиаконов становится за архиереем.

Книгодержец после возгласа диакона " Главы ваша Господеви приклоните"; подает архиерею молитву "Благодарим Тя, Царю Невидимый…".

После возгласа "Благодатию и щедротами…" книгодержец подает архиерею чиновник, и тот читает молитву "Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Святаго жилища Твоего…";.

Кадильщик готовит теплоту и несет ее на южную сторону алтаря.

Архиерей три раза крестится, первая пара иподиаконов крестится синхронно с ним. На возгласе "Благодатию и щедротами…" посошник и свещеносец становятся перед Царскими вратами лицом к алтарю (как перед началом литургии). После возгласа "Святая святым" первая пара иподиаконов и посошник со свещеносцем крестятся и кланяются друг другу.

Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата и завесу.

Посошник кладет на амвоне два орлеца: один по центру и один на самый край амвона, оба головой орла к народу.

Начинается причащение духовенства.

 

Причащение духовенства

Первая пара иподиаконов стоит перед престолом за архиереем и помогает ему совершать земные поклоны.

Когда архиерей причастится и начнет причащать сослужащее духовенство, первая пара иподиаконов расходится на свои места.

Когда архиерей закончит причащать духовенство, книгодержец подает архиерею Чиновник, и архиерей читает молитву "Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче...»

Второй иподиакон и рипидчик с омовением переходят на южную сторону алтаря.

Когда первый священник или настоятель храма поднесет архиерею запивку, книгодержец становится около архиерейского кресла и читает вслух Благодарственные молитвы по Святом Причащении. Архиерей умывает руки и благословляет сослужащее духовенство.

Кадильщик готовит архиерейское кадило.

 

Причащение мирян

Первая пара иподиаконов отверзает завесу и Царские врата.

Когда архиерей выходит на амвон со Святой Чашей, посошник и свещеносец стоят на своих местах на солее. Свободные иподиаконы и первая пара следят за благочинием во время причащения мирян.

Когда останется уже немного причащающегося народа, то посошник и свещеносец спускаются с солеи и становятся перед амвоном лицом к алтарю. Первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий и выходит на солею: первый иподиакон – через северную дверь, второй – через южную.

Архиерей возглашает: "Спаси, Боже, люди Твоя…";, и осеняет народ дикирием и трикирием. Первая пара принимает у архиерея дикирий и трикирий и идет в алтарь, посошник и свещеносец поднимаются на солею. Посошник убирает орлецы.

Если после Литургии будет служиться молебен, то перед заамвонной молитвой посошник раскладывает орлецы на молебен:

- на кафедре;

- перед иконой праздника;

- перед чтимой иконой или святыми мощами (если есть);

- два орлеца на амвоне: один орлец на край амвона головой орла к народу, другой – ближе к Царским вратам, головой орла на восток.

После возгласа "Яко Ты еси освящение наше…" книгодержец подает архиерею молитву на потребление Святых Даров.

После заамвонной молитвы первая пара иподиаконов выносит на солею дикирий и трикирий (у старшего иподиакона должен быть лист с напечатанными или аккуратно и разборчиво написанными святыми дня), посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся перед амвоном лицом к Царским вратам.

Архиерей произносит отпуст, первый иподиакон подает ему лист со святыми, архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Посошник и свещеносец поднимаются на солею.

Молебен

Молебен может совершаться сразу после окончания литургии или как отдельное богослужение в любое другое время.

Чинопоследование молебна, изложенное в Требнике, на практике часто сокращается.

О предполагаемом молебне и его виде старший иподиакон узнает заранее у настоятеля храма или спрашивает у архиерея.

Если молебен начинается после отпуста литургии, архиерей осеняет народ дикирием и трикирием и возвращается в алтарь. Первая пара иподиаконов меняется местами – первый иподиакон с трикирием переходит на южную сторону, второй иподиакон с дикирием – на северную. Из диаконских дверей выходят рипидчики и становятся за первым и вторым иподиаконами. Рипидчиков может быть четверо.

Архиерей прикладывается к престолу и выходит на амвон. Посошник подает архиерею жезл. Архиерей благословляет народ и спускается с амвона, посошник идет за ним. Первая пара иподиаконов и рипидчики спускаются с амвона и идут перед архиереем. Первая пара иподиаконов доходит до кафедры и поворачивается лицом на восток, рипидчики доходят до иконы праздника, отходят в стороны от иконы и становятся лицом друг к другу. Когда архиерей доходит до аналоя с иконой праздника, первая пара иподиаконов кланяется ему и идет к иконе праздника. Свещеносец спускается последним за диаконами, и становится за икону праздника лицом к архиерею. Архиерей поднимается на кафедру, первая пара иподиаконов, рипидчики и свещеносец вместе с духовенством крестятся и кланяются ему. Рипидчики осеняют икону праздника рипидами.

Посошник принимает у архиерея жезл и становится за кафедрой севернее архиерея.

Свещеносец стоит за иконой праздника лицом к архиерею.

На прошении Великой ектении "О Великом Господине…" при поминовении служащего архиерея первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец крестятся и кланяются архиерею.

Кадильщик убирает два орлеца с амвона.

В начале запевов диакон идет в алтарь, чтобы вынести Евангелие.

Когда диакон станет возле престола, чтобы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток. Диакон у престола крестится два раза, кланяется архиерею, еще раз крестится и берет Евангелие с престола. Когда диакон начинает креститься в третий раз, первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся, кланяются вместе с диаконом на горнее место, архиерею и идут на амвон. Во время прокимна иподиаконы с дикирием и трикирием стоят на амвоне с двух сторон от диакона с Евангелием, рипидчики осеняют Евангелие рипидами. При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания...” иподиаконы поворачиваются лицом к архиерею. Когда архиерей с кафедры благословит двумя руками восток ( перед "Мир всем"), диакон и обе пары иподиаконов кланяются архиерею и идут к кафедре, где пары иподиаконов поворачиваются друг к другу.

Архиерей читает Евангелие. После прочтения Евангелия первая пара иподиаконов и рипидчики отходят к иконе праздника.

На прошении сугубой ектении "Еще молимся о великом Господине…"; первая пара иподиаконов и свещеносец совершают поклон архиерею аналогично поклону на великой ектении.

Кадильщик кладет два орлеца на амвоне – орлец к Царским вратам, головой орла на восток и орлец на край амвона, головой орла на запад.

В конце возгласа «Услыши ны Боже…» на словах «милостив буди Владыко» первая пара иподиаконов поворачивается на восток, а на словах «славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу» крестится, кланяется архиерею и подходит к кафедре. Книгодержец подает архиерею молитву (молитва готовится книгодержцем заранее: возможно, что при молебне Божией Матери, вместо чтения молитвы архиерей благословит петь "Царице моя Преблагая";). После прочтения архиереем молитвы первая пара иподиаконов возвращается к иконе праздника, вместе с рипидчиками крестится, кланяется архиерею и уходит в алтарь.

После того, как архиерей прочтет молитву, посошник подает архиерею жезл и идет за архиереем до иконы праздника, там принимает жезл и становится рядом с архиереем. Духовенство поет величание, архиерей прикладывается к иконе праздника и одевает митру, которую подает протодиакон. Посошник проверяет, чтобы митра была одета ровно, и подает архиерею жезл. Архиерей поднимается на амвон, посошник принимает жезл и становится вместе со свещеносцем перед амвоном лицом к Царским вратам.

Архиерей произносит отпуст с крестом в руках. Затем возглашаются многолетия, все духовенство прикладывается ко кресту, после чего архиерей идет в алтарь разоблачаться.

Посошник и свещеносец поднимаются на солею.

Крестный ход

Крестный ход может входить в состав молебна. Пасхальный крестный ход начинается не после отпуста литургии, а сразу после заамвонной молитвы.

Если предполагается крестный ход, то в конце литургии кадильщик готовит диаконские кадила и кандию (водосвятную чашу) с кропилом (если идет пасхальный период, то пасхальный трехсвечник). Кандию на крестный ход несет книгодержец, либо любой свободный иподиакон. Рядом с иподиаконом, несущим кандию, должен идти иподиакон с запасным сосудом со святой водой.

Как правило, крестный ход начинается после пения "Бог Господь" и тропаря праздника. В это время архиерей стоит на кафедре. После пения тропаря духовенство поет первый запев и начинает движение к западным дверям храма, начиная с младших.

 

Порядок шествия следующий:

1. мирянин, несущий фонарь;

2. миряне, несущие запрестольные образа и хоругви;

3. духовенство;

4. иподиаконы с жезлом и примикирием (если архиерей идет с жезлом в руке, то только примикирий);

5. рипидчики с рипидами;

6. иподиаконы с дикирием и трикирием;

7. Архиерей.

Рипидчики либо осеняют икону праздника, которую несет пара священников, либо просто идут с поднятыми рипидами перед иподиаконами с дикирием и трикирием.

Во время крестного хода вокруг храма делаются обычно четыре остановки по сторонам храма (юг – восток – север – запад). На второй остановке по традиции читается Евангелие. Рипидчики осеняют Евангелие рипидами. На остановках крестного хода архиерей кропит народ святой водой.

После четвертой остановки, когда архиерей окропит народ у западных дверей храма, духовенство и народ заходят в храм (окончание молебна может совершаться и на улице).

Архиерей становится на кафедру, первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики с рипидами у иконы праздника.

Диакон произносит сугубую ектению, и далее молебен продолжается по обычному чину.

Разоблачение

В чине разоблачения архиерея участвуют все иподиаконы. Должны быть приготовлены: два малых подноса с покровцами и один большой поднос под архиерейское облачение.

Когда архиерей зайдет в алтарь, сразу же к нему подходит иподиакон с пустым подносом. Первая пара иподиаконов начинает разоблачать архиерея. На пустой поднос архиерей кладет митру, крест и панагию. Иподиакон с подносом кланяется архиерею и отходит. Сразу подходит иподиакон с большим пустым подносом, на который первая пара иподиаконов складывает облачение, которое снимает с себя архиерей. Когда архиерей снимет подсаккосник, иподиакон с большим подносом кланяется и отходит в сторону.

Рипидчик подает первому иподиакону рясу архиерея

Первая пара иподиаконов одевает рясу на архиерея. Подходит иподиакон с подносом, на котором лежат (относительно архиерея):

- панагия (справа);

- четки (слева);

- расческа (по центру).

Первый иподиакон подает архиерею панагию, второй иподиакон - расческу и четки. Архиерей одевает панагию, четки, расчесывает бороду. Рипидчик подает первому иподиакону мантию. Первая пара иподиаконов одевают на архиерея архиерейскую мантию. Рипидчик подает первому иподиакону клобук, первый иподиакон подает клобук архиерею. Первый иподиакон поправляет наметку клобука.

В это время на горнем месте трио поет "Ис полла эти, деспота".

Второй иподиакон становится за архиереем и берет в руки конец мантии.

Архиерей благословляет двумя руками духовенство в алтаре, поворачивается к народу и выходит через Царские врата на амвон. В это время второй иподиакон заносит конец мантии, и отдает конец мантии в Царских вратах посошнику.

Проводы

На проводы архиерея выходит первая пара иподиаконов и один из рипидчиков с посохом, орлецом и зимней рясой. Иподиакон с посохом становится с южной стороны около западных дверей храма и кладет орлец головой орла на восток (как на встречу).

Посошник подает архиерею жезл у Царских врат, свещеносец спускается и встает перед амвоном лицом к Царским вратам.

Первая пара иподиаконов выходит из алтаря и становится за кафедрой лицом к Царским вратам.

Архиерей может сказать слово или проповедь. В это время возможно вручение подарков или наград, поэтому первая пара иподиаконов должна быть готова подавать архиерею награды и принимать подарки.

Затем архиерей благословляет народ на три стороны и идет по ковровой дорожке к западным дверям храма.

Возможно, что архиерей будет благословлять каждого из прихожан в отдельности и дарить иконки. Тогда первая пара иподиаконов и свободные иподиаконы обеспечивают тишину и благочиние в храме, и помогают раздавать иконки.

Когда архиерей направится к западным дверям храма, перед ним идет первая пара иподиаконов, а за ним – свещеносец. Свещеносец становится за кафедрой лицом к западным дверям (так же, как и на встречу).

Посошник принимает у архиерея жезл и становится рядом со свещеносцем лицом к архиерею.

Первая пара иподиаконов снимает с архиерея мантию, одевает зимнюю рясу, второй иподиакон подает архиерею посох и целует руку архиерея.

Архиерей три раза крестится на восток, осеняет двумя руками духовенство и народ. Хор духовенства поет "Ис полла эти, деспота". Архиерей выходит из храма, перед ним идет первая пара иподиаконов. Первый иподиакон открывает и закрывает дверь автомобиля, а второй иподиакон поправляет наметку клобука, когда архиерей садится в автомобиль.

Первая пара иподиаконов возвращается в алтарь. Посошник собирает все орлецы и разбирает жезл. Кадильщик собирает архиерейское кадило, кувшин и лохань для омовения и три полотенца. Книгодержец собирает архиерейское облачение. Рипидчики складывают иподиаконские стихари, орари и подносы с покровцами.

Часть III.

Указания при совершении архиерейского всенощного бдения.

Встреча

Встреча архиерея на всенощном бдении отличается от встречи архиерея на Божественной литургии тем, что на ней нет входных молитв и облачения.

В алтаре перед престолом кладется 2 орлеца головой орла на восток: по центру ковра и вплотную к передней стороне престола. В южной части алтаря (обыкновенно, справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса) поставляется седалище (кресло со спинкой) рядом с которым тоже кладется орлец.

 

Кадильщик готовит 2 кадила.

Посошник раскладывает орлецы:

1. перед Ц.В. головой орла на восток;

2. на краю амвона головой орла на запад;

3. на кафедре головой орла на восток;

4. перед иконой праздника и, если есть, перед чтимой святыней храма;

5. в храме перед западными дверями (головой орла на восток).

После того, как духовенство выйдет на встречу архиерея, с внутренней стороны Ц.В. встают два рипидчика, чтобы открыть Ц.В., когда архиерей будет заходить в алтарь.

Иподиаконы выходят на встречу архиерея аналогично, как и на Божественной Литургии.

Когда подъезжает автомобиль с архиереем, первый иподиакон открывает дверь машины. Затем первая пара иподиаконов крестится на храм, кланяется на храм и архиерею и подходит к архиерею под благословение. При необходимости первая пара принимает у архиерея цветы и другие подарки.

Первая пара входит в храм перед архиереем и встает по сторонам от ковровой дорожки лицом к алтарю перед посошником и иподиаконом с мантией.

Архиерей входит в храм и встает на орлец. Протодиакон возглашает: "Премудрость!", хор начинает петь "От восток солнца…"

Посошник принимает у архиерея посох. Если архиерей одет в зимнюю рясу, то первая пара иподиаконов принимает ее и отдает иподиакону с мантией. Второй иподиакон поднимает наметку на архиерейском клобуке, иподиакон с мантией расправляет мантию и подает ее первой паре иподиаконов. Первый и второй иподиакон одевают на архиерея мантию, причем первый иподиакон застегивает 2 пуговицы на мантии под бородой у архиерея, а второй иподиакон в это время аккуратно пропускает наметку клобука между нижними скрижалями мантии. Затем первая пара переносит нижнюю часть мантии со скрижалями (осторожно, чтобы не задеть клобук) и становится по сторонам от архиерея. Второй иподиакон сзади расправляет конец мантии.

Архиерей дает целовать крест священникам, кладет его на поднос, крестится и благословляет духовенство. Вместе с архиереем крестится первая пара иподиаконов и кланяется архиерею. Посошник подает архиерею жезл и берет сзади мантию двумя руками. Первая пара иподиаконов идет перед архиереем, обходит с двух сторон кафедру и становится в один ряд с диаконами с кадилами и дикирием и трикирием, по сторонам. Иподиакон, который выходил с мантией, убирает орлец, который лежал у западных дверей, и уходит в алтарь, неся в руках орлец, посох и зимнюю рясу.

Архиерей поднимается на кафедру и благословляет духовенство. Первая пара иподиаконов кланяется архиерею вместе с диаконами, забирает у диаконов кадила и уходит в алтарь.

Затем архиерей поднимается на амвон, поворачивается на запад и благословляет народ на 3 стороны.

Когда архиерей начнет разворачиваться для благословения народа, два рипидчика отверзают Царские врата. Посошник принимает у архиерея жезл, свещеносец поднимается на солею. Посошник и свещеносец становятся на свои места. Посошник убирает орлецы с амвона.

Вечерня

Кадильщик с зажженной диаконской свечей встает рядом с горним местом Протодиакон возвращается со встречи, отдает кадило священнику и принимает у иподиакона диаконскую свечу. Есть традиция, когда священника на каждении сопровождают два диакона с диаконскими свечами, тогда кадильщик готовит и вторую диаконскую свечу.

Архиерей заходит в алтарь, прикладывается к престолу и отходит на свое место. Первая пара иподиаконов снимает с архиерея мантию. Рипидчик убирает орлецы перед престолом.

Протодиакон выходит на амвон и возглашает: "Восстаните!" В это время все духовенство собирается на горнем месте. Протодиакон возвращается в алтарь. На возгласе "Слава святей…" все духовенство по знаку протодиакона крестится, кланяется архиерею и поет: "Приидите поклонимся…" По окончании пения все снова крестятся, кланяются архиерею и расходятся по своим местам.

Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником, архиерей читает светильничные молитвы. Когда священник с диаконом совершат каждение храма и вернутся в алтарь, первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Кадильщик забирает кадило и свечи у священника и диаконов.

После возгласа мирной ектении служащий священник, протодиакон, все остальное духовенство и иподиаконы подходят под благословение к архиерею.

После малой ектении по "Блажен муж" кадильщик подает диаконам 2 кадила на горнем месте. После каждения диаконами алтаря и храма кадильщик забирает у них кадила на горнем месте.

Когда канонарх возгласит "и ныне…";, книгодержец подает архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву входа: "Вечер, и заутра, и полудне хвалим…";, кадильщик подает на горнем месте кадило протодиакону. Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам. Когда все духовенство выйдет северными дверями на вход, второй иподиакон кладет орлец на центр ковра перед престолом головой орла на запад. Архиерей благословляет вход. Второй иподиакон убирает орлец.

Когда протодиакон покадит престол, кадильщик забирает у него кадило на северной стороне алтаря.

После возгласа священника "Мир всем!" посошник и свещеносец поднимаются на свои места.

Есть традиция на архиерейском богослужении петь "Сподоби Господи…" духовенством в алтаре. В конце сугубой ектении все духовенство собирается на горнем месте, по знаку протодиакона крестится и кланяется архиерею. В конце пения все духовенство снова крестится и кланяется архиерею.

Лития

Во время пения "Сподоби Господи" посошник раскладывает орлецы на амвоне. Один орлец перед царскими вратами головой орла на восток, другой орлец на край амвона головой орла на запад, и орлец у западных дверей храма головой орла на восток. Два орлеца рипидчики кладут в алтаре перед престолом, один вплотную к передней стороне престола, другой по центру лежащего перед престолом ковра.

 

Кадильщик готовит 2 кадила. На пустой поднос, покрытый воздухом, кладутся архиерейские епитрахиль, поручи и малый омофор.

По окончании пения "Сподоби Господи" первая пара иподиаконов облачает архиерея. Порядок облачения следующий:

1. епитрахиль;

2. поручи;

3. мантия;

4. омофор;

5. клобук.

Мантию и клобук первой паре иподиаконов подают рипидчики.

После возгласа "Буди держава…" кадильщик подает диаконам на горнем месте два кадила. Архиерей подходит к престолу. Один из рипидчиков берет конец мантии двумя руками, несет его за архиереем и становится позади архиерея. На возгласе "Буди держава…"; первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий, крестится на горнем месте, кланяется архиерею и выходит на солею. Первый иподиакон выходит с южной стороны, второй иподиакон – с северной. Книгодержец выходит на солею с северной стороны.

Когда архиерей поворачивается от престола и выходит из алтаря, рипидчик заносит за ним конец мантии и подает его посошнику в Царских вратах.

Посошник подает архиерею жезл у Царских врат.

Архиерей выходит из алтаря, благословляет народ и идет по ковровой дорожке в конец храма. Перед архиереем идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец, сзади архиерея – книгодержец. Архиерей встает на орлец, все духовенство и иподиаконы вместе крестятся, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу.

На втором прошении литии – "О великом Господине…" - при поминовении архиерея, служащего литию, первая пара иподиаконов и свещеносец вместе с духовенством крестятся и кланяются архиерею.

По окончании четвертого прошения первая пара иподиаконов и диаконы крестятся, кланяются архиерею и подходят к нему.

Перед возгласом "Мир всем" посошник принимает у архиерея жезл и берет конец мантии двумя руками (некоторые архиереи отдают жезл сразу, как только становятся на орлец, перед первым прошением диакона).

Книгодержец подает архиерею молитву "Владыко Многомилостиве…";.

Когда архиерей прочитает молитву и наденет клобук, посошник подает архиерею жезл, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею и идет перед ним к кафедре. Первая пара иподиаконов становится перед иконой праздника, свещеносец – за иконой праздника лицом к архиерею, книгодержец – за кафедрой с северной стороны.

Во время пения "Ныне отпущаеши…"; кадильщик выносит кадило и запас ладана с южной стороны.

На возгласе по "Отче наш";: "Яко Твое есть Царство…" рипидчики открывают Царские врата.

Когда протодиакон трижды покадит литийный столик и икону праздника, кадильщик забирает у него кадило, а посошник кладет орлец перед литийным столиком головой орла на восток.

По окончании пения 3-го тропаря архиерей спускается с кафедры и подходит к литийному столику, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею и становится по сторонам литийного столика.

Посошник принимает у архиерея жезл. Книгодержец подает архиерею молитву на освящение хлебов, пшеницы, вина и елея: "Господи Иисусе Христе Боже наш…";.

Когда архиерей прочитает молитву и наденет клобук, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею, идет за остальным духовенством в алтарь и становится на Г.М.. Хор поет 33 псалом. Архиерей поднимается на амвон и стоит лицом на восток.

Свещеносец стоит перед амвоном лицом к Царским вратам.

За один стих до окончания пения хором 33-го псалма все духовенство и первая пара иподиаконов поворачивается лицом к Царским вратам и кланяются в ответ на благословение архиерея. По другой практике первая пара иподиаконов крестится и кланяется по возгласе Архиерея "Благословение Господне на вас…";. Архиерей осеняет народ со словами "Благословение Господне на вас…"; и входит в алтарь. Посошник на амвоне принимает у архиерея жезл.

Второй иподиакон заносит конец мантии за архиереем. Архиерей проходит на свое место и разоблачается.

Кадильщик на подносе готовит архиерею в сосудах благословленное на литии вино, горячую и холодную воду, 2 освященных на литии хлеба и отдельно аккуратно вырезанную частицу литийного хлеба. Кадильщик подает поднос 1-му священнику, который подносит его архиерею.

Архиерей запивает и начинается облачение.

Особенность: на поднос с крестом, панагией и расческой еще кладутся четки.

Когда архиерей облачится, книгодержец подает ему чиновник. Архиерей читает светильничные молитвы.

Посошник оставляет два орлеца на амвоне и кладет орлец перед иконой праздника головой орла к иконе.

Рипидчики раскладывают в алтаре орлецы:

1. перед престолом – головой орла к престолу;

2. орлец вплотную к передней стороне престола головой орла к престолу;

3. орлецы с северной и с южной стороны от престола – головой орла к сторонам престола;

4. орлец на горнем месте – головой орла к престолу.

Кадильщик готовит архиерейское кадило и свечу для архиерея.

Полиелей

Если чтение уставной кафизмы опускается, то во время пения "Бог Господь"; первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики с рипидами вместе с протодиаконом, который возвращается в алтарь после Великой ектении, на горнем месте крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят на солею. Первый иподиакон – с южной стороны, второй иподиакон – с северной. Если уставная кафизма читается, то первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся и кланяются на возгласе малой ектении. Кадильщик подает протодиакону ручную свечу для архиерея.

Хор начинает петь "Хвалите Имя Господне…", архиерей выходит из алтаря. Посошник подает архиерею жезл у Царских врат, архиерей благословляет народ и идет к кафедре. Перед архиереем идут первая пара иподиаконов и рипидчики, сзади архиерея за диаконами – свещеносец.

Свещеносец и рипидчики доходят до иконы праздника и останавливаются, первая пара иподиаконов идет к кафедре и поворачивается лицом на восток. Когда архиерей подходит к аналою, первая пара иподиаконов кланяется архиерею и идет к иконе праздника.

Архиерей поднимается на кафедру, посошник принимает у архиерея жезл. Все духовенство, первая пара иподиаконов, рипидчики и свещеносец крестятся и кланяются архиерею.

Кадильщик подает протодиакону архиерейское кадило.

Когда архиерей сходит с кафедры и начинает каждение иконы праздника, рипидчики поднимают рипиды, расходятся в стороны и пропускают архиерея.

Протодиакон и 1-й диакон с диаконскими свечами, первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием, начинают вместе с архиереем движение вокруг аналоя. По практике служения митрополита Ювеналия посошник и свещеносец не ходят вокруг иконы праздника вместе с первой парой иподиаконов и диаконами. Затем первая пара иподиаконов поднимается на солею. Первый иподиакон с трикирием становится у южных дверей алтаря, второй иподиакон с дикирием – у северных. Посошник и свещеносец становятся перед амвоном лицом к Царским вратам. Архиерей кадит алтарь и иконостас. Во время каждения архиереем иконостаса первый и второй иподиаконы ходят за диаконами по солее сначала в южную сторону, затем в северную. Когда архиерей покадит с амвона духовенство и народ, первая пара иподиаконов спускается и встает в ряд с посошником и свещеносцем перед амвоном. Начинается каждение храма.

Порядок шествия следующий:

1. свещеносец;

2. посошник;

3. первый иподиакон с трикирием;

4. протодиакон;

5. Архиерей;

6. 1-й диакон;

7. второй иподиакон с дикирием.

Кадильщик подкладывает ладан в архиерейское кадило во время каждения в следующих местах храма:

1. в алтаре с северной стороны престола, когда архиерей покадит горнем место и пойдет в Царские врата для каждения иконостаса;

2. у края амвона, когда архиерей будет спускаться с него для каждения храма;

3. у западных дверей храма;

4. у кафедры, если будет петься второй раз величание.

Когда архиерей покадит храм, первая пара иподиаконов, протодиакон и 1-й диакон поднимаются на солею, свещеносец и посошник остаются перед амвоном. Архиерей вновь поднимается на амвон и кадит Царские врата.

Архиерей спускается с амвона и идет на кафедру. Рипидчики поднимают рипиды, расходятся и пропускают архиерея. Свещеносец встает за иконой праздника лицом к архиерею, посошник идет за кафедру и становится с северной стороны. Первая пара иподиаконов встает в ряд с рипидчиками ближе к архиерею.

Протодиакон принимает у архиерея кадило, архиерей с кафедры трижды благословляет диаконов и иподиаконов. Первая пара иподиаконов и свещеносец трижды кланяются архиерею, крестятся, кланяются архиерею, первая пара иподиаконов остается перед иконой праздника, а свещеносец идет на солею и становится у иконы Божией Матери.

Диакон произносит малую ектению.

Начинается пение антифонов степенных. Когда диакон станет возле престола, чтобы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом, стоящим возле престола, кланяются архиерею и идут на амвон. Во время прокимна иподиаконы с дикирием и трикирием стоят на амвоне с двух сторон от диакона с Евангелием, рипидчики осеняют Евангелие рипидами. При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания...” иподиаконы поворачиваются лицом к архиерею, посошник принимает у архиерея ручную свечу. Во время возгласа протодиакона "Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия!"; архиерей с кафедры благословляет двумя руками восток (перед "мир всем";), диакон и обе пары иподиаконов кланяются в ответ на благословение архиерея и идут к кафедре, где пары иподиаконов поворачиваются лицом друг к другу. Посошник подает архиерею ручную свечу.

Архиерей читает Евангелие.

После чтения Евангелия первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь. Если поется «Воскресение Христово видевше…», то протодиакон, первая пара иподиаконов и рипидчики стоят на амвоне во время пения "Воскресение Христово видевше…", затем спускаются с амвона, протодиакон кладет Евангелие на аналой. Диакон 2 раза крестится, когда он начинает крестится третий раз, все иподиаконы вместе с ним крестятся, кланяются архиерею и уходят парами в алтарь боковыми дверями.

Книгодержец готовит сосуд с елеем и чистое полотенце.

Перед возгласом "Милостию и Щедротами…"; все иподиаконы выходят на солею, крестятся, кланяются архиерею и спускаются с солеи. Книгодержец с елейницей встает у иконы праздника с южной стороны. Когда архиерей прикладывается к иконе праздника, посошник принимает у него жезл, а книгодержец подает кисточку. Архиерей помазывает себя святым елеем, отдает кисточку, одевает митру, берет жезл и идет на кафедру. Посошник и книгодержец с елейницей идут за архиереем.

Во время елеопомазания пара рипидчиков стоит у иконы праздника, первая пара иподиаконов около архиерея, образуя своеобразный "коридор" и обеспечивают порядок, тишину в храме и благочиние в народе во время помазания.

Когда архиерей окончит помазание народа, все иподиаконы, стоящие у кафедры и иконы праздника, крестятся, кланяются архиерею и парами уходят в алтарь через боковые двери. Архиерей поднимается на амвон, отдает посошнику жезл и заходит в алтарь.

Если служба воскресная, то в конце помазания посошник кладет орлец на амвоне головой орла на запад. Архиерей берет Евангелие и идет с ним в алтарь. Посошник идет за архиереем и становится вместе со свещеносцем перед амвоном лицом к алтарю. Архиерей поднимается на амвон, поворачивается, осеняет народ Евангелием и заходит в алтарь. Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Посошник и свещеносец становятся на солее на свои места.

Великое славословие

Когда запоют стихиры на "Хвалитех…";, посошник кладет на амвоне два орлеца. Один орлец у Царских врат головой орла на восток, другой орлец на край амвона головой орла на запад. На "И ныне…"; первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий на горнем месте, крестится, кланяется и подходит к архиерею. Первый иподиакон подх







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2490. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия