Студопедия — Слово при освящении храма 250
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слово при освящении храма 250






Сегодня у вас, братие, светлое духовное торжество по случаю освящения нового дома Божия. Как отрадно бывает на душе человека, когда он после долгих трудов и забот может, наконец, из прежнего тесного, неудобного дома перейти в новый, поместительный, со всеми удобствами для жизни! А ведь храм есть тоже дом Божий, в котором хозяином является невидимо обитающий там Бог, а священнослужители храма. «домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1), и самое спасение души часто уподобляется созиданию дома духовного (1 Пет. 2, 5). Как в добром хозяйстве все собрано, что необходимо для жизни, так все, необходимое для жизни души, можно найти в доме Божием.

Нужна для души пища. и храм Божий обильно дает ее. Здесь непрестанно слышится слово Божие, которым утоляется голод и жажда души, самые молитвы и песнопения церковные подобны разнообразным, приятным яствам, из которых душа может выбирать все, что ей наиболее привлекательно. Даже когда не слышно в храме никакого чтения и пения, сколько в нем можно найти духовной пищи! Куда бы ни обратился взор, всюду он встречает духовное назидание: посмотрим ли на святые иконы, и без слов воспоминаем всю жизнь Господа и святых Божиих; взглянем ли на дым кадильный, возносящийся к небесам, и хочется возносить молитву к небу, как жертву благоуханную Господу; видим ли множество возжженных свечей и лампад, вспоминаем, как необходимо и в душе теплиться свету Христову, гореть елею любви Божественной; обратим ли взоры свои вверх, видим купол, часто усеянный звездами, и мысль несется в небеса, где обитает Бог, Ангелы и святые. Все назидает и питает душу.

Нужно для тела одеяние, и опять в храме Божием дается оно для души. Едва человек явится на свет Божий, его несут в храм Божий для того, чтобы облечься в самого Христа, одеться одеждою Христовых добродетелей. И человек уже не чувствует себя нагим и неприкрытым, как некогда Адам, согрешив, почувствовал, что он наг. В «снегосветлой» одежде крещения человеку не стыдно явиться пред самое лице Господа и святых Его. На самом Страшном Суде Господа он безбоязненно может предстать, и ему отворят двери чертога Христова, и никто не спросит: Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Не будет он молчать и ожидать страшного приговора: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 11.13). Если же и будет запятнана и осквернена одежда, данная в Святом Крещении, если человеку сохраниться от пятен и греха так же трудно, как сохранить одежду незапятнанною от пыли, дождя, грязи, то и тогда святая Церковь, как заботливая Матерь, дает человеку в таинстве святого покаяния омыть и очистить одежду души своей слезами, так что она снова становится «паче снега чистейша»251.

Не может жить человек без крова и жилища, без которых будет страдать от холода, непогоды, ветра и т. д. И святая Церковь вводит его в жилище духовное. храм Божий, где душа отогревается, возвращается к жизни, иззябшая, как бы совсем замерзшая от холода, «зимы страстей». Кругом человека холодное себялюбие людей, а в храме Божием духовная теплота любви Христа и святых Его: как друга, как брата, принимают там исстрадавшуюся от холода ненависти и злобы душу. В жизни так много невзгод, душа волнуется, бросается, как бурею, во все стороны, в храме же Божием, как в тихом уютном доме или тихой, спокойной пристани, находит защиту и покой. И сколько еще благ для души человек находит в храме Божием! Устала ли душа от печалей и трудов, здесь находит отдохновение, болеет ли страстями, здесь открыта для нее «врачебница покаяния».

Небесный хозяин дома Божия не мог не позаботиться, не запасти там всего необходимого для души. Недаром страдал Христос и стяжал ценою крови Своей Божественной устроение этого дома (Деян. 20, 28), чтобы в нем было все нужное: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32).

Но если Бог так щедр и многомилостив, то достойны ли милостей Его мы, приходящие в дом Его и ожидающие здесь «великие и богатые милости»? Ведь в церковь Божию собираются и люди недостойные, как в невод попадают рыбы годные и негодные, и Господь терпит до времени худых и добрых, как оставляет плевелы расти вместе с пшеницею до жатвы. «В большом доме, т. е. в Церкви Божией, говорит святой апостол Павел, есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении (2 Тим. 2, 20), не всякий сосуд в Божией церкви есть сосуд «в чести, освященный и благопотребный Владыке, годный на всякое доброе дело» (2 Тим. 2, 21). Ведь некогда Израиль хотя приходил в храм Господень, но то было неугодно Господу: Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных. праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие. и празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 12.16). А когда Господь пришел в храм Иерусалимский, то Он взял бич и изгнал оттуда торгующих, потому что «ревность о доме Божием» снедала Его, когда видел Он, что дом молитвы обратили в дом торговли, а впоследствии в вертеп разбойников. Как же нужно беречься нам, чтобы не оказаться в дому Господнем недостойными и подлежащими изгнанию из него! Ведь так часто приходим мы, как и ветхозаветный Израиль, в дом Господень лишь попусту «топтать дворы Господни», с душою, полною страстей нечистых, и Господь отвращается тогда от даров тщетных, видя, что Ему приносят жертву нечистую. Так часто душа наша, когда и придем мы в храм, наполнена бывает шумом и суетою житейских помышлений и забот, как бы на базаре, и как нужно бояться, чтобы Господь не простер на нас невидимо гнева Своего за то, что и в храме даем место наполнять душу не молитве, а торговле и суете житейской! Конечно, Он долго молчит и терпит наши недостатки, но ведь настанет время, когда и долготерпеливый может прогневаться.

Однако, если мы и недостойны того, чтобы являться в храм Божий, будем спешить в него, потому что без него совсем погибнет душа, как тело погибает без пищи, одежды, жилища. Будем только очищать душу свою, идя в храм явиться пред лице Божие, как умываем руки и лице, желая явиться к людям. А если и обременены мы грехами, есть средство войти в храм Господень чрез чудную дверь смирения. Вспомним, как чрез эту дверь вошел мытарь и вышел оправданным более, нежели фарисей. Вспомним, как преподобная Мария Египетская, «в бездне зол погружаемая», не могла войти в храм поклониться Животворящему Кресту Господню, но когда воззвала со смирением Пречистой Богоматери, то неведомая сила уже не отталкивала ее и она свободно вошла в храм. Особенно же, имея храм Господень, не пренебрежем им, но будем спешить туда чаще и не оставаться на шумных улицах и базарах, слыша призывный благовест. Пусть душа наша, пренебрегая домом Божиим на земле, не заградит себе чрез то и свободный вход в чертог Царствия Небесного, ибо ведь не привыкшие и не возлюбившие первого, как привыкнут и возлюбят второе? Пусть стремится душа наша «во дворы Господни», как душа псалмопевца, который в пустыне сильно томился по дому Божиему,. как лань стремится к источникам вод, так душа его «жаждала к Богу крепкому, живому, когда придет он и явится лицу Божию» (Пс. 41, 2.3). Да будет стремление нашей души к храму Господню столь же пламенно, как и псалмопевца, который с восторгом восклицал: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой» (Пс. 83, 2.4). Аминь.

250 Произнесено в станице Новопавловской Тверской области 24-го ноября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. № 24. С. 996.1000.)

251 Канон Великий Андрея Критского.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 272. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия