Святая вода
Говорят, что святая вода появилась раньше христианства, и о ней говорится уже в начале Ветхого Завета. В Библии говорится: были времена, когда все на Земле было и чисто, и свято. "И увидел Бог: все, что Он создал, хорошо весьма" (Быт. 1, 31). Все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой и над землей. Все земные стихии были на пользу человеку: поддерживали жизнь, сохраняли от разрушения его тело. Это был тот самый рай, что сопутствовал человеку до его грехопадения. И самому человеку было уготовано бессмертие, поскольку "смерти Бог не сотворил" (Прем. 1, 13). Но человек сам разрушил рай на Земле через общение с духом нечистым. И тогда Дух Божий отступил от нечистого существа со словами: "...не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть" (Быт. 6, 3). Человечество и в давние времена не было лишено святой воды. Источник, который забил из скалы по велению Моисея, струил святую воду. А река Иордан прославилась на весь мир тем, что сам Господь погрузился в нее, освятив тем самым водную стихию и сделав его источником освящения. Так совершилось освящение вод впервые после грехопадения человека. Однако Церкви приходится вновь и вновь проводить обряд освящения воды, поскольку человек носит в себе самом семя древней греховной нечистоты и может в любую минуту согрешить, сея вокруг себя новые нечистоту и тление. На Руси с давних времен верили, что в день Крещения вода приобретает особые целительные свойства: в ней нельзя простудиться, она убережет человека от болезней, порчи и сглаза. Верили также и в то, что в ночь на Крещение вода во всех источниках освящается сама собой, независимо от церковных церемоний, поскольку в эту ночь сам Христос вновь окунается в нее. И если в полночь прийти к проруби, то можно увидеть, как спокойная гладь воды вдруг всколыхнется и по ней пройдет волна. Это означает, что свершилось таинство сошествия в воду Сына Божия. А на человека, ставшего свидетелем чуда, снисходит благодать. Освящённая церковной молитвой вода наделяется силой исцелять больных, очищать от грехов, защищать от бесов. Соль Соль – самый популярный в мире оберег от нечисти. Славянский обряд встречать гостей хлебом-солью происходит именно отсюда - хлеб символизирует благополучие, а соль оберегает от злых духов. Человек, спокойно вкусивший хлеб-соль не может быть злым. Древние люди относились к соли, как к символу вечности, так как она не портится от времени. В Библии жена Лота, оглянувшись на горящий Содом, обернулась соляным столпом - который, соответственно, стал символом Божьей кары. В той же Библии горение в геене огненной сравнивается с пропитыванием солью: "Всякий огнем осолится и всякая жертва солью осолится" (Марк, 9:49). Хоть для демонов пекло – дом родной, но и им там крайне неуютно. Попадая в рану, соль вызывает жжение. По сей день шаманы всевозможных диких и полудиких племен считают, что это "возмущается" злой дух, которого изгоняют из тела. Древнеегипетские жрецы отождествляли Нил с Осирисом (добро), а море, куда Нил впадает и растворяется в нем - с Тифоном-Сетом (зло, разрушение). Соль в их представлении как раз была нечистой - и из-за "злого" происхождения и из-за того, что когда она кристаллизуется в ней увязают и погибают малые существа. Как известно, многие египетские мифы позже были "перевернуты" с ног на голову (как с черной кошкой, которая у египтян была священной), так что соль из символа проклятия трансформировалась в оберег... Алхимическая триада: сера-ртуть-соль. Сера символизирует дух, ртуть - душу (то, что объединяет дух и тело), соль, соответственно, тело. В нормальном, здоровом организме эти 3 элемента находятся в равновесии. Как следует из мифов, у демонов "переизбыток" серы. У прочей нечисти с материальным тоже как-то не очень, т.е. для нормального, здорового призрака «пропорция» равновесия несколько иная. Возможно, соль нарушает "нечистое" равновесие, чем и вызывает недовольство тварей.
|