Параллельный и последовательный монтаж
Монтаж
Главное место в группе стилеобразующих выразительных средств радиожурналистики занимает монтаж (от фр. montage «сборка»).
Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа.
Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому естественно использует прием «распоряжения» им – монтаж.
Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который, по определению А.А. Шереля, представляет собой «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, характере человека»[8].
Выделим формы назначения и использования монтажа:
Ø сокращение текста;
Ø композиционное перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом;
Ø уплотнение времени;
Ø использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала;
Ø создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи;
Ø использование контраста разных выразительных средств, как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен, планов;
Ø использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов при движении сюжета;
Ø создание целостной композиции радиопроизведения.
Параллельный и последовательный монтаж
При параллельном монтаже объединение событий различных по времени и месту происходит главным образом в зависимости от желания автора; звуковые фрагменты сами по себе не имеют директивной власти с точки зрения последовательности их включения в ткань радиосообщения.
Параллельный акустический монтаж не требует четко выстроенной звуковой монтажной фразы. В отличие от него последовательный монтаж как раз и заключается в построении четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения. Аналогом радийной звуковой монтажной фразы в кинематографе следует считать такую структурную единицу, как эпизод.
На радио звуковая монтажная фраза всегда равнозначна завершенному сценарному эпизоду. Составляющие ее звуковые элементы могут самостоятельно нести сюжетную нагрузку, но не способны каждый в отдельности сформировать у слушателя полное представление о событии, завершенном в своем драматургическом развитии; такую функцию они способны выполнить лишь в сочетании друг с другом. Будучи же завершенной, звуковая монтажная фраза вызывает у слушателя комплекс ассоциаций, позволяющих ему представить зрительно событие, о котором идет речь, смена ассоциаций тем самым означает для него переход к новому эпизоду действия.
При последовательном акустическом монтаже особое значение приобретает смысловой и звуковой контрапункт, ассоциативным ходом возбуждающий фантазию, чувства и разум слушателя.
|