Студопедия — ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННО- КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННО- КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ






(Зарубежный опыт)

5.1. Либеральный стандарт религиозной свободы

Проблема толерантности в отношениях государства и религиозных институтов напрямую связана с утверждением свободы совести как базового принципа государственно- конфессиональных отношений.

Свобода совести - это устойчивый международный тер мин, который означает право на свободу религиозного или безрелигиозного мировоззренческого выбора и действия в соответствии с ним в практической жизни, а также полную возможность изменения сделанного ранее мировоззренчес кого выбора. Под совестью в данном случае подразумевается субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям личнос ти, а они могут носить как религиозный, так и внерелигиоз- ный характер.

В объем понятия «свобода совести» входит свобода ве роисповедания (религиозная свобода), которая, по существу, выступает ее частным вариантом, связанным с религиозным мировоззренческим выбором человека и его конкретным конфессиональным самоопределением.

Современная политико-правовая мысль относит свобо ду совести, мысли и религии к важнейшим гражданским и политическим правам наряду с правом на участие в государ ственных делах и правосудии, равенством перед законом и судом, правом на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища и частной жизни, выбор места жительства и передвижение.

Свобода совести, частным проявлением которой явля ется религиозная свобода, оценивается в качестве естествен ного, неотъемлемого и священного права. При этом есте ственность и неотъемлемость мыслятся как черты, присущие человеку от рождения, вне зависимости от воли государствен ной власти и ее узаконения в правовых документах. Священ ность свободы совести предполагает признание ее одной из высших социальных и нравственных ценностей, обеспечи вающих благосостояние народов и государств.

Именно в таком качестве принципы свободы совести и вероисповедания зафиксированы в международных право вых актах и в национальном законодательстве большинства стран Европы и США. В ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассам блеи ООН от 10 декабря 1948 г., утверждается: «Каждый че ловек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как еди нолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиоз ных и ритуальных порядков»^.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., открытый для подписания, ра-

1 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. Приложение. С. 352.

тификации и присоединения резолюцией Генеральной Ас самблеи ООН и вступивший в силу 23 марта 1976 г., в ст. 18 утверждает аналогичную норму: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право вклю чает свободу иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеж дения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его сво боду иметь или принимать религию или убеждения по свое му выбору»" 1.

Европейские декларации по правам человека, включаю щие разделы, посвященные свободе совести, как правило, связаны с деятельностью Совещания по безопасности и со трудничеству в Европе (СБСЕ). Уже первый его документ -Заключительный акт, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 г., в гл. VII «Уважение прав человека и основных сво бод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» подчеркнул: «Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совес ти, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии... будут признавать и уважать свободу лич ности исповедовать единолично или совместно с другими ре лигию или веру, действуя согласно собственной совестив.

Наиболее развернутые изложение и детализация прин ципов, обеспечивающих религиозную и мировоззренческую свободу, представлены в Итоговом документе Венской встре-

1 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. С. 353-354.

1 Права человека: Сборник международных документов. М., 1990. С. 180.

чи представителей государств - участников СБСЕ от 15 января 1989 г. Согласно данному межгосударственному правовому акту, государства - участники СБСЕ взяли на себя следующие обязательства:

• принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществле ния и пользования правами человека и основными свобода ми во всех областях гражданской, политической, экономичес кой, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;

• способствовать климату взаимной терпимости и ува жения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;

-предоставлять по их просьбе объединениям верующих, исповедующих или готовых исповедовать свою веру в конституционных рамках своих государств, признание статуса, предусмотренного для них в соответствующих странах;

- уважать права этих религиозных объединений осно вывать и содержать свободно доступные места богослужений и собраний; организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно сво им соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством; испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;

• вступать в консультации с религиозными культами, учреждениями и организациями с целью достижения лучше го понимания потребностей религиозных свобод;

• уважать право каждого давать и получать религиоз ное образование на языке по своему выбору - индивидуаль но или совместно с другими;

• уважать свободу родителей обеспечивать религиозное
и нравственное воспитание детей в соответствии со своими
собственными убеждениями;

• разрешать подготовку персонала в соответствующих
учреждениях;

• уважать право верующих и религиозных объединений
приобретать и использовать священные книги, религиозные
издания на языке по своему выбору и другие предметы и
материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры,
и владеть ими;

• разрешать религиозным культам, учреждениям и орга низациям производить, импортировать и распространять
религиозные издания и материалы;

• благожелательно рассматривать заинтересованность
религиозных объединений в участии в общественном диа логе, в том числе через средства массовой информации 1.

Таким образом, границы религиозной свободы очерче ны в данном документе в достаточно широких пределах. Причем государства - участники СБСЕ обязались признать, что осуществление вышеупомянутых прав, относящихся к вероисповедной и мировоззренческой свободе, может под лежать лишь таким ограничениям, которые установлены законом и совместимы с принятыми международно-правовыми обязательствами.

На базе международно-правовых актов, посвященных правам и свободам человека, сформировался своего рода «либеральный стандарт» религиозной свободы, который все более утверждается в национальном законодательстве стран, считающих себя приверженными демократическим ценнос тям.

1 См.: Религия и закон: Конституционно-правовые основы сво боды совести, вероисповедания и деятельности религиозных орга низаций: Сборник правовых актов. М., 1996. С. 15.

Утверждение либерального стандарта религиозной сво боды стало возможным благодаря весьма противоречивым и неоднозначным по своим результатам процессам, достиг шим своего апогея к концу 20 в., - секуляризации социаль ной и духовной жизни и росту конфессионального многооб разия.

Секуляризация (от лат. saecularis - мирской, светский) - это понятие, возникшее и широко распространившееся в Ев ропе в ходе антиклерикального движения 16-18 вв., начавше гося в период Реформации. В широком же своем значении, ко торое получило повсеместное распространение в настоящее время, секуляризация рассматривается как глобальный процесс оттеснения религиозной веры на периферию духовной жизни, где место религиозных ценностей все более занимают аксиологические характеристики нерелигиозного характера.

Вместе с тем события последних десятилетий 20 в. сви детельствуют о том, что секуляризационные процессы не везде протекают равномерно, причем сама секуляризация имеет свои пределы. В сознании как отдельного человека, так и людских сообществ разного уровня всегда остается зона, где человек руководствуется не стереотипическими реакциями, а свободной волей, исходящей не из частных проявлений человеческой индивидуальности, а из личнос ти в целом, стремящейся обрести смысл и оправдание сво его существования, установить единство с трансценденталь ной сверхценностью (то, что в теологии трактуется как «встреча с Богом»).

Отсюда возникает идущий параллельно с секуляризаци ей процесс актуализации религиозной веры, способный при нять самые разнообразные формы. Результатом такого про цесса является рост конфессионального многообразия. Одно из направлений усложнения конфессиональной картины со временного мира выразилось в распространении на терри-

тории христианского (католического и протестантского) Запада нехристианских вероисповеданий, которое связано со все возрастающим воздействием на западный мир неза падных цивилизационных общностей.

Особенно наглядно это проявилось на примере ислама, который в последние десятилетия 20 в. значительно усилил свои позиции в Европе. Наиболее крупной является мусуль манская община Франции, насчитывающая 4,3 млн человек (до 7% населения страны). В Германии проживает 1,7 млн мусульман; в Великобритании -1,4 млн. Причем если ранее мусульманские общины европейских стран были представ лены главным образом эмигрантами (североафриканскими арабами во Франции, турками в Германии, выходцами из Юго-Восточной Азии и Восточной Африки в Великобрита нии), то в настоящее время около миллиона европейских мусульман составляют обращенные в ислам европейцы (сре ди немцев таковых уже 170 тыс. человек) 1.

Однако рост конфессионального многообразия может принимать формы, зачастую весьма далекие от стремления обрести подлинную религиозную веру. Это прежде всего касается появления во второй половине минувшего столетия феномена, получившего наименование «Религии Нового Века», или «Нью Эйдж» («New Age»).

Справедливым в связи с этим представляется замечание, высказанное в 2001 г. в журнале «Вопросы философии» о том, что главное бедствие секуляризации -не агностицизм и атеизм, исповедуемый интеллектуалами, а самоуверенныепсевдорелигии («Ersatz - Religionen»), претендующие на цер ковную власть над массами 2.

' См.: Тульский М. Роль церкви в странах Европы и Северной Америки // НГ-Религии. 2000. 27 сентября.

2 См.: Соловьев Э. Ю. Секуляризация - историзм - марксизм // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 31-37.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что про возглашенный либеральный стандарт религиозной свободы, составными элементами которого выступают свобода совести и отделение религиозных организаций от государства, имеет границы применения в зависимости от сложившейся ситуации, времени и места.

Говоря о праве на инакомыслие и инаковерие, важно различать юридический и гносеологический аспекты. Допущение мировоззренческого плюрализма юридически отнюдь не равнозначно его гносеологическому признанию, т. е. на личие у человека юридического права на иное мнение вовсе не означает всеобщего согласия с этим мнением, как и при сутствие в обществе многих точек зрения не равносильно тому, что человек обязан все их разделять.

Сказанное выше относится не только к единичному че ловеку, но и к человеческому сообществу любого уровня, включая национальный и государственный. Каждое, в том числе самое экстравагантное и причудливое вероисповедное объединение, действуя в рамках закона, имеет полное право исповедовать и распространять свою веру. Однако это вов се не обязывает государство одинаково относиться ко всем подобным сообществам.

Государство, выступая как светская нерелигиозная ин ституция, не нарушает принципа свободы совести, когдапроявляет неодинаковое отношение к разным вероисповед ным сообществам, исходя из понятия «общего блага». Эф фективность реализации права на свободу совести в том или ином обществе определяется прежде всего тем, защищают ли его государственные и общественные структуры людей, стремящихся жить по совести, а не равным отношением к совести и бессовестности 1.

1 См.: Иванова Л. О. Религия и права человека // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 102-106.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в системе государственно-конфессиональных отношений государствоявляется самостоятельной ведущей силой, имеющей в религиозной сфере свои интересы - имущественные, право вые, идеологические, внешнеполитические. В соответствии с ними оно формирует правовое поле жизнедеятельности вероисповедных и других мировоззренческих объединений граждан. Причем государственные интересы могут определять дифференцированный подход к различным конфессиям.

Подобную точку зрения разделили и участники VIII Меж дународного конгресса по каноническому праву «Церковьи государство в современных правовых системах», состояв шегося на факультете правоведения Люблинского католи ческого университета (Польша) в сентябре 1994 г. По мне нию правоведов-канонистов, прозвучавшему на конгрессе, безоговорочное утверждение ценности государственного ре лигиозного нейтрализма не отвечает реалиям нашего вре мени. Государство непременно должно иметь возможность пресекать возникающие в обществе, в том числе в религиоз ной сфере, деструктивные тенденции. А это немыслимо без определенного минимума для государства духовно-религи озных ориентиров.

Было высказано также примечательное суждение об очевидной несовместимости развитой церковной жизни и глубинных национально-культурных традиций народов Европы, не только с тоталитарными, но и с либеральными системами государственности. Недооценивая важность внутренних духовных ориентиров человеческой личнос ти, как и существующих одновременно внутриличностных тенденций произвола и зла, либерализм подрывает тем самым культурный и правовой иммунитет общества к то талитаризму и не в силах оградить автономию и свободу

больших и малых человеческих групп, включая конфес сии 1.

Утверждение религиозной свободы нисколько не проти воречит сохранению взаимодействия государства и инсти туционализированных конфессий, причем в зависимости от исторических условий оно может принимать самые разные формы. Соответственно складываются различные типы пра вового регулирования статуса религиозных объединений и, в свою очередь, разнообразные модели государственно-кон фессиональных отношений.

Необходимо также иметь в виду, что утвердившееся сейчас в форме международного правового стандарта либераль ное понимание религиозной свободы явилось итогом дли тельной эволюции государственно-правовых установлений западных стран, довольно долго сохранявших в своем зако нодательстве те или иные вероисповедные ограничения. Они были обусловлены пониманием национальных интересов в конкретный исторический период.

В Великобритании Акт о терпимости 1689 г., вводивший принцип непреследования за религиозные взгляды, относил ся лишь к протестантским деноминациям, исповедовавшим веру в Святую Троицу. В то же время католики там подвер гались вероисповедным и гражданско-правовым ограниче ниям до 1832 г. (протестанты-антитринитарии и иудеи - до 50-х гг. 19 в.), и только с 1974 г. лица католического вероис поведания получили формальное право занимать высшие государственные посты, включая пост лорд-канцлера.

Конституция Норвегии 1814г., самая либеральная в тог дашней Европе, тоже содержала немало вероисповедных

1 См.: Рашковский Е. Церковь, государство, гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4. С. 140-144.

ограничений, которые отменялись постепенно в течение более ста лет. В 1845 г. был снят запрет на религиозное сек тантство, благодаря которому признавалось право на существование протестантов, не принадлежащих к Евангеличес ко-лютеранскои церкви. В 1851 г. отменили запрет на про живание в Норвегии иудеев, в 1878-м сняли обязательное требование принадлежности государственных служащих к лютеранскому вероисповеданию, а в 1897-м разрешили cv ществование католических монашеских орденов (за исклю чением иезуитов, получивших это право лишь в 1956 г)

Опыт Норвегии особенно показателен в связи с тем что в настоящее время эта страна считается эталонной в плане религиозной свободы. Подобные примеры можно привести и по другим странам: в Испании, например, вероисповед ные ограничения с испанцев-некатоликов были сняты толь ко после смерти генерала Франко в 1975 г. 1

5.2. Правовое регулирование государственно-конфесси ональных отношений

Все многообразие конкретных моделей государственно- конфессиональных отношений можно свести к двум основ ным типам правового регулирования статуса религиозных объединений - универсальному и дифференцированному Универсальный тип правового регулирования, лежащий в основе сепарационной модели государственно-конфессио нальных отношений, декларирует полное устранение госу дарства из религиозной сферы.

При вышеупомянутой модели религиозные объединения независимо от их качественных (особенности вероучения ис торическая роль) и количественных (число приверженцев)

' См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1999.

характеристик, наделяются совершенно равными правами и обязанностями. Государственные органы никак не вмешива ются в их внутреннее управление, в том числе в финансовую деятельность, направленную на удовлетворение религиозных нужд- Одновременно религиозные объединения не выполняют функций государственных органов, а их конфессиональ ная принадлежность не может служить основанием для мате риальной и иной поддержки со стороны государства.

Наиболее последовательно сепарационная модель государ ственно-конфессиональных отношений реализована в США, которые изначально складывались как поликонфессиональное государство. Характерной чертой их конфессиональной жизни была ярко выраженная мозаичность, причем религиозный состав населения различался едва ли не в каждом штате. Боль шая часть первых европейских переселенцев принадлежала к радикальным протестантским течениям, отличавшимся край ней вероисповедной нетерпимостью. Избавившись от религи озных преследований, которым они подвергались в Европе, многие из них на новом месте стремились утвердить свою геге монию и закрепить ее законодательно.

В этих условиях творцы Конституции США 15 декабря 1791 г. приняли Первую поправку, согласно которой «Конг ресс не должен издавать законов, устанавливающих какую- либо религию или запрещающих ее свободное исповедание»^. Данное установление считается одним из первых юридичес ких документов, зафиксировавших принцип религиозной свободы на конституционном уровне.

Однако введение Первой поправки с самого начала име ло несколько иной смысл. Оно предполагало не столько ис-

1 Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов. М.: Институт религии и права, 1996. С. 29.

ключение введения какого-либо государственного вероис поведания на федеральном уровне, сколько невмешательство федеральных властей в право учреждать официальные цер кви на уровне штатов: до 1830 г. статусом официального вероисповедания обладала, в частности, Унитарианская цер ковь в штате Массачусетс. Само американское понятие «ис теблишмент», используемое в настоящее время для названия политической элиты, первоначально обозначало «официальная церковь» или «профессиональное духовенство». Лишь в 1947 г. Верховный суд США распространил действие Пер вой поправки на законодательную деятельность штатов.

Таким образом, формулировка Первой поправки, пона чалу принятая для защиты права штатов на учреждение сво его вероисповедания, в изменившихся обстоятельствах, когда традиция отделения церкви от государства стала аксиома тической частью американского понимания гражданских свобод, исключила возможность установления официальной религии на федеральном и местном уровнях. Главным инст рументом правового регулирования в религиозной сфере в подобных условиях сделался налоговый контроль.

Согласно американскому законодательству, все религиозные организации рассматриваются как некоммерчес кие корпорации (non - profit corporations). После их регист рации в качестве таковых на основании законодательных актов о некоммерческой деятельности, принятых в соответ ствующих штатах, они могут претендовать на льготы по налогообложению. Однако для получения льгот организации еще необходимо доказать религиозный характер сво ей деятельности, при условии, что она не противозаконна и не находится в противоречии с четко выраженной соци альной политикой.

С этой целью, в соответствии с Кодексом о внутренних доходах США, религиозная организация заполняет подроб-

ную анкету, включающую самые разнообразные вопросы – от изложения истории ее вероучения и описания формы от правления культа до размеров вознаграждения профессиональным духовным лицам, если таковые имеются. Это позволяет американским властям иметь исчерпывающую информацию о большинстве организаций, претендующих на религиозный статус.

Таким образом, сепарационная модель государственно-конфессиональных отношений декларирует осуществлениелиберального стандарта религиозной свободы в его полномобъеме. При такой системе государство рассматривает ре лигиозную жизнь как свободный рынок, регулируемый лишь одной конкуренцией, однако фактически этот рынок оказы вается далеко не свободным. Реальное господство на кон фессиональном поле устанавливают те структуры, которые располагают наибольшими финансовыми и организацион ными возможностями и чей «товар» является более ходовым в «обществе потребления». В этом плане традиционные ре лигии становятся явно неконкурентоспособными перед аг рессивными течениями «Нью Эйдж» и подвергаются вытес нению. Государство же, провозгласившее религиозную ин дифферентность, нередко оказывается во власти идеологем, приобретающих квазирелигиозный характер.

В большинстве европейских стран утвердился дифференцированный тип правового регулирования статуса религиозных объединений, который выступает основой кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений, именуемой также «партнерство особого рода». Религиозная свобода при этом целиком и полностью сохраняется: каждый гражданин может свободно выбирать свою религи озную и мировоззренческую ориентацию, не рискуя подвергнуться никакой дискриминации. В то же время государствооставляет за собой право дифференцированного отношения

к различным конфессиональным сообществам, наделяемым разным объемом полномочий.

Такая система подразумевает не отделение религиозных организаций от государства, а их партнерство в достижении общих целей при взаимной независимости сторон.

В рамках указанной кооперационной модели можно выделить три вида правового положения религиозных объе динений: статус государственной церкви, договорный (кон-сенсуальный) статус и статус официально признанных (традиционных) конфессий.

Статус государственной церкви, имеющий место в ряде европейских стран, рассматривается некоторыми исследователями как своего рода реликтовое явление, доставшееся в наследство от прошлых исторических эпох 1. Тем не менее, государственная церковность и сегодня еще обладает дей ствительным содержанием, хотя его реальное наполнение может быть весьма различным, в ряде случаев представляя собой лишь своеобразную дань исторической традиции.

Вышеупомянутый статус предполагает особый характер связей между государством и религиозной организацией, причем последняя наделяется большими правами и полномочиями, среди которых:

-право собственности на широкий круг объектов недви жимости, освобождаемой от налогообложения;

• получение финансовых субсидий и материальной по
мощи от государства, в том числе через систему «церковного налога» (вплоть до государственного жалованья и пенсионного обеспечения для священнослужителей);

• наделение статусом корпорации публичного права,
предусматривающим делегирование государством ряда

1 См.: Морозов А. Равенство и конкордат // НГ-Религии. 1997. 28 августа.

юридических полномочий (в частности, в семейно-брачной сфере);

• исключительные полномочия в области воспитания и образования, включая преподавание вероучения в государ ственных учебных заведениях;

• право на участие в политической жизни страны, даю щее возможность священнослужителям замещать высшие государственные должности.

В свою очередь, государство оставляет за собой полное право вмешательства в конфессиональную жизнь государ ственной церкви и замещения высших церковных должнос тей, а также осуществления внутриконфессионального пра вового регулирования и управления церковным имуще ством 1. Остальные религиозные организации в условиях су ществования государственной церкви, как правило, имеют ограниченный юридический статус, хотя обычно обладают минимальным набором прав, гарантированных международ ными стандартами.

Наиболее полно принцип статуса государственной цер кви проведен в законодательстве Греции, в определенной мере стремящейся даже в условиях республиканского демок ратического режима сохранить преемственность в отношении византийской симфонии священства и царства 2.

Конституция Греческой Республики 1975 г. в ст. 3 про возглашает государственный характер Элладской православ ной церкви: «Господствующей в Греции религией являетсярелигия восточно-православной церкви Христовой. Право славная греческая церковь, признающая своим главой Гос пода нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих

1 См.: Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности вза имоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 86-95.

2 До 1975 г. Греция формально оставалась монархией.

догматах с великой Константинопольской церковью и со всякой другой единоверной церковью Христовой, неуклонно соблюдающей, как и она, святые апостольские и соборные каноны и священные предания. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом, включая всех епископов по должности, и образуемым им Святым Синодом, как это указано в уставе Церкви и в соответствии с положениями Патриаршей книги от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года» '.

Таким образом, в текст основного закона страны ока зываются включенными канонические нормы церковного управления, которые тем самым приобретают конституци онный характер. При этом государство принимает на себя обязанность охраны не только канонического строя, но и вероучения Церкви: «Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Его официальный перевод на другой языкзапрещен без предварительного согласия автокефальнойцеркви в Константинополе.

Устав Элладской православной церкви, являющийся го сударственным законом, придает церковным институтам ста тус корпорации публичного права. Нормативные документы Священного Синода также приобретают законный статус после их опубликования в официальной печати. В ст. 13 Кон ституции гарантируются свобода совести и свобода богослу жений под охраной закона для всех признанных религий, но при этом «культовые обряды не могут посягать на публичный порядок и добрые правый.

1 Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы
совести, вероисповедания и деятельности религиозных организа ций: Сборник правовых актов. С. 39.

2 Там же.

3 Там же.

Одновременно вводится запрет прозелитизма, считаю щегося уголовным преступлением. Примечательно, что в Греции до сих пор сохраняет свою силу закон 1939 г. о ста тусе иных церквей, согласно которому для возведения ново го здания неправославного христианского храма, а также мечети и синагоги требуется обязательное разрешение мест ного православного митрополита.

Статус государственной церкви в протестантских стра нах Европы является историческим наследием эпохи Рефор мации, в ходе которой в 16 в. монархи, создавая в противо вес папскому Риму собственные национальные церкви, сами становились во главе церковной организации. При этом они получали титул «защитника веры».

Наиболее типичным примером создания государствен ной протестантской церкви может служить Великобритания. Характерной чертой правового регулирования конфессио нальной сферы здесь является последовательное проведение в жизнь религиозной свободы при государственном статусе Англиканской церкви (официальное наименование - Цер ковь Англии), чьей главой считается британский монарх. Данное установление восходит к парламентскому Акту о супрематии 1534 г., согласно которому король Генрих VIII Тюдор был объявлен «единственным верховным главой Церкви Англии на земле»'.

В числе привилегий, которые дает Церкви Англии государственный статус, особо следует выделить места в палате лордов для всех ее епископов. Соответственно государствен ная власть тоже обладает в церковной сфере важными прерогативами, включая утверждение парламентом актов Выс шего церковного синода и правил богослужения, а также

1 Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. С. 863.

замещение епископских кафедр по рекомендации премьер- министра (который по закону может не быть англиканином и даже христианином).

Государственный характер Церкви Англии, несмотря на многочисленные критические выступления, остается неиз менным и рассматривается как своего рода гарантия неписаной британской конституции, основанной на традициях. Как отметил в связи с этим архиепископ Кентерберийский Д. Кери, «формальное разделение церкви и государства серьезно подорвет дух нации и нравственные ценности» 1.

Аналогичный государственный статус имеют Евангелическо-лютеранские церкви Дании, Норвегии, Швеции и Ис ландии, главами которых выступают конституционные мо нархи соответствующих стран (Исландия до 1944 г. счита лась частью Датского Королевства). Государственный ста тус названных церквей закреплен конституционно: Консти туция Королевства Дания 1953 г. отмечает, что «Евангели ческо-лютеранская Церковь является государственной дат ской Церковью и содержится государством» 2.

Подобные нормы содержат и конституции всех осталь ных вышеупомянутых стран. Церковное законодательство осуществляется парламентами, которые также выносят решения о сумме средств государственного бюджета, выде ляемой на нужды церкви. Непосредственно церковным уп равлением ведают соответствующие государственные уч реждения: Министерство по делам Церкви - в Дании; Министерство церковных дел и образования - в Норвегии; ведомство церковных дел Министерства образования - в Швеции.

1 Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.
Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. 1999. С. 55.

2 Религия и закон... С. 41.

В Швеции, как и в Исландии, сохраняется церковный на лог, причем его уплата в тринадцатипроцентном размере рас пространяется и на тех, кто не принадлежит к государствен ной церкви. В Исландии же, согласно ст. 64 Конституции, лицо, не принадлежащее к Церкви Исландии или к другой признанной церкви, уплачивает соответствующую сумму в стипендиальный фонд Исландского университета. Вплоть до 1951 г. все шведские подданные, родившиеся на территории страны, автоматически считались членами Шведской церк ви, даже в том случае, если они не были в ней крещены.

Из числа государств с преобладанием католического населения статус государственной церкви сохранился в Ирландии. Конституция страны 1937 г. в ст. 44 указывает: «Государство подтверждает, что Всемогущему Богу принадлежит принесе ние публичного поклонения. Государство будет почитать Его имя и уважать и почитать религию (п. 1). Государство признает особое положение Святой католической апостоль ской Римской церкви как хранительницы религии, испове дуемой значительным большинством его граждан (п. 2)» 1.

В настоящее время статус государственной церкви удер жался лишь в очень немногих европейских странах. Боль шинство из них в 20 в. отказалось от него в пользу договор ных (консенсуальных) отношений с религиозными объеди нениями. При данной разновидности кооперационной мо дели государственно-конфессиональных отношений государ ство взаимодействует с вероисповедными сообществами по средством двусторонних соглашений, четко фиксирующих все права и обязанности сторон.

Объем прав, предоставляемых государством на основа нии таких договоров разным конфессиям, может быть раз личным. Предметом соглашения является предоставление

1 Религия и закон... С. 27.

религиозным организациям возможности участвовать в достаточно широкой области социальных отношений, в кото рых это не противоречит общественным и государственным интересам и не нарушает прав других конфессиональных сообществ. Подобные договоры призваны также регламен тировать совместную деятельность и сотрудничество государства и религиозных объединений в различных жизненно важных сферах.

Среди государственно-конфессиональных договоров выделяются кодификационные, предполагающие всеобъем лющее регулирование отношений, и частные, являющиеся соглашениями по конкретным вопросам. Наиболее характерный образец кодифицированного договора представля ет конкордат (от лат. concordatum - соглашение) между Рим ско-католической церковью в лице папского Святого Престола и государствами с абсолютным преобладанием приверженцев католицизма.

Систему конкордата в таких государствах, как Италия и Испания, можно считать итогом исторической эволюции го сударственной церковности. Причем, по мнению итальянско го правоведа С. Феррары, конкордат обеспечивает конфесси ональным сообществам даже более сильную юридическую за щиту, чем статус государственной церкви, поскольку его поло жения имеют ту же силу, что и международно-правовые дого воры, и не могут быть изменены в одностороннем п







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия