Вопрос №1.
В пресс-релизе отмечено, что законопроект направлен "на законодательное определение понятия миссионерской деятельности, а также на закрепление ограничений на осуществление религиозными объединениями миссионерской деятельности в отношении несовершеннолетних". Кроме этого, проектом предусмотрено ограничение миссионерской деятельности, сопровождаемой предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозные объединения, и на территориях объектов религиозного назначения, принадлежащих другому религиозному объединению. Изменения в законодательстве, касающиеся миссионерской деятельности религиозных организаций, были подготовлены Минюстом РФ по поручению президента РФ. Как отмечалось ранее, документ, главной целью которого является урегулирование миссионерской деятельности в России, вызвал протест со стороны представителей религиозных организаций. В законопроекте впервые дается определение миссионерству в России как деятельности "среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение и осуществляемой религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами". При этом право проповедовать дано только руководителям религиозных организаций или лицам, имеющим специальную доверенность от руководства своей Церкви. Остальным пропагандировать религиозные идеи будет запрещено, тогда как сегодня для этого никаких разрешений не требуется. В документе предусмотрен и ряд других ограничений на миссионерскую деятельность. Так, например, запрещено проповедовать "лицам, осужденным за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера". Нельзя миссионерствовать поблизости от "объектов религиозного назначения, принадлежащих другому религиозному объединению, без письменного согласия его руководящего органа", а также в зданиях органов госвласти, больницах, детских домах, домах-интернатах без согласия администрации. Еще одним новшеством является запрет на "вовлечение несовершеннолетнего в деятельность религиозного объединения вопреки его воле и без согласия его родителей": детей и подростков нельзя приглашать в храм, вести богословские беседы, давать для ознакомления печатные и аудио- и видеоматериалы. За нарушение ограничительных норм впервые предусмотрены санкции: штрафы от 2 тыс. до 5 тыс. руб. для физических лиц и от 5 тыс. до 7 тыс. руб. для юридических лиц. Религиоведение Вопросы к зачету 1) Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации. 2) Феномен сектантства. История сектантства в России. Секты в современной России. Правовая и законодательная характеристика сектантства. 3) Сектантство как угроза национальной безопасности страны. Религиозная секта как инструмент воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Сектанты как объект политических и финансовых манипуляций. 4) Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере. 5) Религиозная символика и ее использование в современном информационном пространстве. Правовые ограничения и нарушения. Правовая ответственность. 6) Религиозный фанатизм. Психологическая природа. Религиозный фанатик как объект политических манипуляций. 7) Религиозный фундаментализм. Природа явления. Фундаменталисты как объект политических манипуляций. 8) Имидж Русской православной церкви в современной России. Восприятие разными целевыми группами общественности (верующими гражданами России, современными атеистами, консервативно настроенными гражданами, представителями других вероисповеданий). 9) Имидж Русской православной церкви в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. Церковь как средство сплочения народа в годы войны. Негативные явления в церковной среде: коллаборационизм в среде священнослужителей. Использование последнего факта современными манипуляторами от истории и политики для создания негативного имиджа современной церкви. 10) Русская православная церковь за рубежом. История создания. Причины противоречий между РПЦ и РПЦЗ. Объединение двух церквей и влияние данного события на имидж православной церкви и российского государства. 11) РПЦЗ в годы Второй мировой войны. Отношение к воюющим сторонам. Влияние политической позиции РПЦЗ на ее имидж. 12) Реформы патриарха Никона. 1650-1660-е годы. История и последствия раскола Русской православной церкви. 13) Староверы в современной России и за рубежом. Староверы как целевая группа общественности. Возможности использования данной целевой группы для продвижения российских интересов и культуры за рубежом. 14) Религиозные войны в Средние века. Причины. Цели. Влияние на углубление культурных противоречий между Востоком и Западом. 15) Ватикан в системе феодальных отношений в Европе. Римская католическая церковь как арбитр в решении международных вопросов и конфликтов. 16) Имидж Ватикана сегодня. Влияние Римской католической церкви в международной политике сегодня. Негативные аспекты имиджа римско-католической церкви сегодня. Проблемы восприятия «политики» Ватикана в мире. 17) Протестантство. История противоречий между католиками и протестантами в Европе. Негативный имидж католических священнослужителей как повод и причина раскола. 18) США. Пуританство как основа создания государства. Пуританская догматика. Пуританство как оппозиция англиканской церкви. 19) США. Конфессиональное многообразие. Законодательное и правовое регулирование религиозной сферы. 20) Религиозное законодательство в США. Ответственность за правонарушения в религиозной сфере. 21) США как «религиозная нация». Религиозность как основа национального единства. 22) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт Франции и Великобритании. Значение миссионерской деятельности. Имидж миссионера и имидж распространяемой религии. Отношение к миссионерству в колониях. 23) Миссионерство в колониальную эпоху. Опыт России. Православные священники-миссионеры в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Значение миссионерской деятельности. 24) Миссионерская деятельность как средство формирования имиджа и репутации государства за рубежом. 25) Миссионерство в эпоху информационных войн. Деятельность сект в России в 1990-е годы. Миссионерская деятельность как средство воздействия на массовое и индивидуальное сознание граждан.
Материалы для подготовки к вопросам по дисциплине «Религиоведение»
Вопрос №1. Статистическое расслоение российского населения по признаку вероисповедания. Правовая основа функционирования религиозных организаций в Российской Федерации. Вопрос о традиционных религиях в Российской Федерации В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою «популярность».[8] По данным социологического исследования, проведённого в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн человек, распределилась так[9][10][11]:
Согласно опросу, проведённому в июле 2012 года службой «Глас Рунета», среди пользователей русскоязычного интернета верующими являются 67 %[13]. Согласно последнему на настоящий момент исследованию Левады-Центра (ноябрь 2012 года), процент верующих в России распределился следующим образом[14]:
Данные ФОМ на июнь 2013 года следующие[15]:
|