Студопедия — Основные направления протестантизма. Особенности вероучения и культа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные направления протестантизма. Особенности вероучения и культа.






Протестантизм, в отличие от католицизма, не смог сохранить внутреннего единства, разделившись на множество ответвлений и направлений, среди которых нет единственно верного, а все признаются равноправными вариантами христианского учения.Помимо лютеранства, которое стало первым, но не основным из протестантских направлений, к числу наиболее значительных относятся кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм и пятидесятничество. Особое место среди протестантов занимают мормоны.

 

Лютеранство. Вслед за основателем своего учения лютеране четко разграничивают духовную и мирскую сферы человеческой жизни. Духовная сторона жизни человека посвящена служению богу, но мирская сторона строится по своим законам, основными из которых являются трудовая этика, гражданская мораль и т. д. Сохраняет в церкви внешнюю атрибутику (орган, песнопения) и признает два священных таинства (крещение и причащение), в отличие от остальных протестантских течений, признающих лишь крещение. В настоящий момент в мире насчитывается приблизительно 75 млн лютеран, большая часть которых живет в Германии, странах Скандинавии и Прибалтики.

 

Кальвинизм. Родоначальником этого направления стал активный последователь реформ Лютера, французский монах Жан Кальвин (1509–1564). Другое название кальвинистов, характеризующее их упорядоченный и размеренный образ жизни, – пуритане (от лат. puras – чистый). Суть кальвинизма заключалась в полном устранении церковной иерархии и сосредоточении человека на таких ценностях, как умеренность и бережливость. Судьба человека предопределена, но раскрыть смысл предопределения возможно только в процессе выполнения повседневных обязанностей. Если человеку сопутствует удача в делах, то это выступает свидетельством того, что бог заботится о нем и проявляет по отношению к нему свою милостьПо своей численности современный кальвинизм является вторым после лютеранства протестантским течением, насчитывая 50 млн человек, принадлежащих к трем различным ответвлениям кальвинизма: реформаторству, конгрегационализму и пресвитерианству.

 

Англиканство. Возникновение англиканства в качестве одного из основных направлений протестантизма можно датировать 1532 г.Официальное установление англиканства имело свою трагическую историю: с восшествия на престол Марии Тюдор.

 

Богослужение представителей англиканства восходит к католическому образцу. От протестантизма англиканство взяло сокращение числа таинств до двух (крещения и причащения), а также упрощение церковных обрядов и отрицание обязательного посредничества церкви на пути богопознания. Одним из наиболее скандальных решений, принятых в рамках англиканской церкви, было разрешение женщинам занимать епископский престол (1988), что уже несколько раз было осуществлено в англиканских общинах Северной Америки, хотя в самой Британии данное постановление остается пока только на бумаге.

 

Баптизму принадлежит важное место в истории протестантского вероучения, так как он берет свое начало еще в XVII в. Многие черты роднят баптизм с другими протестантскими церквями (упрощенные обряды богослужения, приоритет веры над культом). Но есть и свои отличия: замена торжественных богослужений молитвенными собраниями членов общины, где происходит коллективное чтение Священного Писания, под которым подразумевается только Новый Завет. В баптизме отсутствуют почитание святых, крестов и икон, атакже церковная организация и монашеские ордена В настоящее время представители баптизма, основная часть которых живет в США и Южной Африке, насчитывают более 40 млн человек.

 

Адвентизм. Представителями одного из относительно новых течений в протестантизме являются адвентисты седьмого дня, возникновение учения которых датируется 1830-ми гг., когда некий В. Миллер изложил свои взгляды на будущее человечества, предсказав скорое наступление Судного дня. Согласно верованиям адвентистов, которые практически отрицают традиционное христианское вероучение, принимая только два обряда священных таинств, не существует бессмертной души. После смерти человека душа погружается в состояние оцепенения, которое продолжается вплоть до Судного дня, когда разбуженные воскресшим Христом души будут поделены на те, что заслужили райского блаженства, и те, что осуждены на вечные адские муки. Безусловное спасение ожидает души тех, кто являются последователями адвентистского учения, соблюдая все его правила и этические нормы. Единственным священным текстом для адвентистов является Библия. Большая часть приверженцев этого течения проживает на территории США, хотя активная миссионерская деятельность приводит к возникновению адвентистских общин на территории многих стран, в том числе и России.

 

Пятидесятничество стало одним из наиболее поздних, но тем не менее влиятельных ответвлений протестантизма, получившим развитие в США на рубеже XIX–XX вв. Основой вероучения этого протестантского течения является уверенность в том, что на пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Святой Дух, открывший у них пророческие способности. Сильная мистическая направленность пятидесятничества проявляется в наличии в обряде крещения, который признается представителями этого учения, элементов большого эмоционального возбуждения и экстаза, который, по их мнению, является залогом сошествия Святого Духа в душу нового приверженца веры. Мистическое переживание присутствия божественной благодати, которая может снизойти в душу искренне верующего, лежит в основе пятидесятнического вероучения об интуитивном пути познании божества. С административной точки зрения в многочисленных пятидесятнических общинах присутствует строгая иерархия – начиная от пресвитера, который является безусловным духовным авторитетом в рамках отдельной общины, и заканчивая простыми прихожанами.

 

КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) и английские (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

АНГЛИКАНСТВО – одно из течений внутри христианства, которое иногда считают течением протестантизма, а порой рассматривают как самостоятельное направление христианской религии. Некоторые религиоведы определяют англиканство, как совокупность церквей, находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийской архиепархией (т.е. фактически с Церковью Англии), что не совсем точно, поскольку с Церковью Англии в интеркоммунионе находятся и некоторые неангликанские церкви. (старокатолики, Филиппинская независимая церковь, Сирийская малобарская церковь Мар Тома, Церковь Южной Индии, Церковь Северной Индии, Церковь Пакистана, Церковь Бангладеш). Начало англиканству, выразившемуся на первых порах в отделении Церкви Англии от Римско-католической церкви, было положено Актом о супрематии (1534), в котором английский король Генрих VIII (правил в 1509 – 1547 г.г.) провозглашался в Англии главой церкви вместо римского папы. Однако организационное обособление от римского католицизма еще не означало отказа от его вероучения и обрядности, этот отход проводился постепенно и осторожно. В целом англиканство можно охарактеризовать как своего образа компромисс между прокальвинисткими и прокатолическими силами в Англии. Фактически в англиканстве не делается каких-либо жестких предписаний, определяются лишь гибкие рамки для религиозных представлений верующего. Имеются в англиканстве и элементы лютеранства. Основным авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и Новый заветы содержат все необходимое для спасения, являются правилом и окончательным стандартом веры. Англиканская церковь, как и православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых, считая его нечестивым. Категорически также отвергается какая-либо законность власти пап. В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе тем англикане не отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей роли церкви. По организационной структуре англиканство близко к католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Иерархия в них напоминает католическую. Есть три степени священства – диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви, они не обязаны соблюдать безбрачие. Общая численность англикан в мире - 69 000 000 человек. По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (австралийцы, новозеландцы, американцы США, англоканадцы, англоюжноафриканцы), однако среди последователей англиканства все более увеличивается доля представителей различных африканских народов.

 


30. Протестантские деноминации: баптизм, методизм, адвентизм и др.


31. Баптизм.. Баптисты (от греч. baptize — окунаю, крещу путём погружения в воду), приверженцы одной из разновидностей протестантизма. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Согласно вероучению Б., спасение человека возможно лишь через личную веру в Христа, а не через посредничество церкви; единственный источник веры — «Священное писание». Б. отвергают иконы, церковного таинства, многие христианские праздники. Крещение Б. рассматривают, в отличие от католической и православной церквей, не как таинство («средство спасения»), а как обряд, символически демонстрирующий убеждённую религиозность, сознательную личную веру человека, поэтому они и требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а во взрослом состоянии. Б. отрицают церковную иерархию, однако у соврменных Б. роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Б. ведут систематическую религиозную пропаганду среди широких народных масс (обращение инакомыслящих в баптизм вменяется в обязанность не только специально подготовленным проповедникам, но и рядовым Б.). Первая община Б. возникла в 1609 в Голландии среди английских эмигрантов- индепендентов. В 1612 общины Б. появились в Англии, в 1639 — в Сев. Америке. Ранние Б. выступали за демократические свободы, веротерпимость. С конца 18 в. начинается значительное распространение баптизма (в Англии — сеть баптистских воскресных школ, миссионерство; в США — переход в баптизм значительной части участников колонизации Запада, негров). В 19 в. баптизм распространился в большинстве европейских стран, в колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Лат. Америки. В 1905 в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс Б., на котором был создан Всемирный союз Б. В 1966 союз объединял 27 млн. Б. из 116 стран. Центр союза — в Вашингтоне. 90% Б. живут в США — 24 млн. чел. (1966); крупнейшее объединение Б. в США — «Южная баптистская конвенция» (10 млн. чел.), выделилась в 1845 как организация Б. Юга — сторонников сохранения рабовладения; старейшая (с 1880) и основная баптистская организация негров США «Национальная баптистская конвенция США» насчитывает 6 млн. чел. (1966). Среди американских Б. — крупные капиталисты, государственные и политические деятели (например, братья Рокфеллеры). В 1950 в Париже основана Европейская федерация Б.; в 1966 она объединяла Б. 21 страны и насчитывала 1,5 млн. чел.В Россию баптизм проник из Германии в 60-х гг. 19 в. В 70—80-х гг. основной территорией его распространения являлись Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская губернии, а также Кубань, Дон, Закавказье, с конца 80-х гг. — губернии Поволжья. В северных и центральных губерниях России распространялось евангельское христианство — одна из разновидностей баптизма. С начала 20 в. Б. проводили всероссийские съезды. В 1894—96 русские Б. издавали (в Стокгольме и Лондоне) журал «Беседа». В России периодическими органами Б. и евангельских христиан являлись журналы «Баптист», «Слово истины», «Христианин», «Утренняя звезда», «Молодой виноградник». В 1905 Союз русских Б. участвовал во Всемирном конгрессе Б. в Лондоне и стал членом международной организации Б. В 1910 в России насчитывалось до 37 тыс. Б., из которых 2/3 приходилось на долю немецкого, латинского и эстонского населения. Классово-политическая ориентация руководства Б. была направлена в сторону конституционной монархии. Царизм, охраняя идеологическую монополию господств, православной церкви, подвергал Б. преследованиям, усилившимся с 90-х гг. 19 в. У руководства Б. стояли крупные купцы. Великую Октябрьскую социалистическую революцию руководители Б. встретили враждебно. Лишь к 1926 руководители Б. «признали» Советскую власть и положительно решили вопрос о возможности для Б. служить в Красной Армии. В период коллективизации руководители Б. проводили тактику сопротивления социалистической переделке сельского хозяйства, а также пытались создавать кооперативы на началах мелкобуржуазного уравнительства. Численность общин Б. начала сокращаться. В 1944 евангельские христиане, в 1945 часть пятидесятников объединились с Б. в одну церковь евангельских христиан-Б. (в 1963 к ним присоединилась и часть меннонитов). Во главе Б. находится Всесоюзный совет, который с 1945 издаёт в Москве журнал «Братский вестник». Баптизм, как религиозная разновидность буржуазной идеологии, принципиально враждебен социалистическому мировоззрению. Он культивирует неверие в силы и разум человека, проповедует нигилистическое отношение к общественным интересам, к науке и культуре, стремится ограничить деятельность Б. рамками религиозной общины.


32. Пятидесятничество.

. Пятидесятники, христианская секта, исходящая в своём вероучении из евангельского мифа о «сошествии свыше духа на апостолов» в 50-й день после пасхи — в день пятидесятницы (отсюда название секты). Согласно догматике П., человек грешен, спасение его достигается через сошествие «св. духа»; необходимые условия: личная вера, преданность богу, полное отречение от земных интересов. На коллективных молениях, которые устраиваются П., они доводят себя до состояния экстаза, утверждая, что в этот момент на лица, угодные богу, сходит «св. дух», и они получают дар «говорения на иных языках» (на неземном языке), позволяющий непосредственно общаться с богом.

Первые общины П. возникли в США (время появления точно неизвестно, определяется различными исследователями по-разному: конец 19 в., первое десятилетие 20 в., начало 19 в.), затем распространились во многих странах Европы (в скандинавских странах, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии и др.), Латинской Америки, Африки. В Российской империи появились накануне 1-й мировой войны 1914—18 (сначала в Финляндии). В годы нэпа П. активизировались в СССР. Число П. в СССР незначительно. Их пропаганда носит антиобщественный характер.Центр пятидесятничества — в США; наибольшим влиянием пользуются организации П. «Союз божьих собраний» и «Ассамблея бога».

 

Пятидесятничество стало одним из наиболее поздних, но тем не менее влиятельных ответвлений протестантизма, получившим развитие в США на рубеже XIX–XX вв. Основой вероучения этого протестантского течения является уверенность в том, что на пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Святой Дух, открывший у них пророческие способности. Сильная мистическая направленность пятидесятничества проявляется в наличии в обряде крещения, который признается представителями этого учения, элементов большого эмоционального возбуждения и экстаза, который, по их мнению, является залогом сошествия Святого Духа в душу нового приверженца веры. Мистическое переживание присутствия божественной благодати, которая может снизойти в душу искренне верующего, лежит в основе пятидесятнического вероучения об интуитивном пути познании божества. С административной точки зрения в многочисленных пятидесятнических общинах присутствует строгая иерархия – начиная от пресвитера, который является безусловным духовным авторитетом в рамках отдельной общины, и заканчивая простыми прихожанами.


33. Адвентизм. Адвентисты (от лат. adventus — пришествие), приверженцы христианской (протестантской) секты, в основе вероучения которой лежит ожидание «второго пришествия Христа» и «тысячелетнего царства». Адвентизм возник в 30-х гг. 19 в. в США в среде мелкой буржуазии. Основатель — баптист У. Миллер (1782—1849), предсказывавший «пришествие Христа» в 1843—44. Современные А. не указывают точные сроки «пришествия», но утверждают, что оно близко. Из ряда направлений адвентизма в 1863 выделилось наиболее крупное — А. седьмого дня (АСД); они празднуют из дней недели субботу (а не воскресенье), признают авторитет «пророчицы» американки Э. Уайт (1827—1915). Проповедуя установление «тысячелетнего царства Христа» лишь для себя, АСД предрекают «грешникам» (т. е. всем инакомыслящим) близкую гибель в огне. Вероучение АСД проникнуто пессимизмом, уводит трудящихся от решения злободневных социальных вопросов. В 1966 насчитывалось более 1,6 млн. АСД. В Вашингтоне находится их руководящий орган — Генеральная конференция АСД. В 1966 в США насчитывалось около 381 тыс. АСД. АСД развивают активную деятельность, имеют свои организации в 190 странах [например, в Конго (столица Киншаса) — 150 тыс. АСД, в Бразилии — 100 тыс., в ФРГ — 90 тыс., в Кении — 65 тыс., в Великобритании — 11 тыс.]. Другие ветви адвентизма малочисленны.

Адвентизм. Представителями одного из относительно новых течений в протестантизме являются адвентисты седьмого дня, возникновение учения которых датируется 1830-ми гг., когда некий В. Миллер изложил свои взгляды на будущее человечества, предсказав скорое наступление Судного дня. Согласно верованиям адвентистов, которые практически отрицают традиционное христианское вероучение, принимая только два обряда священных таинств, не существует бессмертной души. После смерти человека душа погружается в состояние оцепенения, которое продолжается вплоть до Судного дня, когда разбуженные воскресшим Христом души будут поделены на те, что заслужили райского блаженства, и те, что осуждены на вечные адские муки. Безусловное спасение ожидает души тех, кто являются последователями адвентистского учения, соблюдая все его правила и этические нормы. Единственным священным текстом для адвентистов является Библия. Большая часть приверженцев этого течения проживает на территории США, хотя активная миссионерская деятельность приводит к возникновению адвентистских общин на территории многих стран, в том числе и России.

 

В России А. (главным образом А. седьмого дня — «субботники») появились в 80-х гг. 19 в. среди немецких колонистов бывшей Таврической губернии, малоземельного крестьянства Южной Украины, Дона, Северного Кавказа, Поволжья, Прибалтики, Сибири. В 1908 А. создали самостоятельный союз. К Октябрьской социалистической революции 1917 А. отнеслись враждебно и в годы Гражданской войны выступали на стороне контрреволюции. Долго не признавали Советскую власть и пытались саботировать её политику. Но в 1924 5-й всесоюзный съезд АСД принял обращение к ЦИК СССР с заявлением о лояльности советскому строю. В СССР около 21 тыс. приверженцев секты. Имеются также адвентисты-реформисты и христиане седьмого дня, отколовшиеся от АСД.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 864. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия