Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нетрадиционные религии: понятие, характерные черты и классификация.





Особенности нетрадиционных культов
Нетрадиционные культы формируются как разновидность харизматических культов. Приведем их основные особенности.

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он об­ладает новым уникальным "откровением" относительно Бога и реаль­ности.

2. Лидер создает особую "семью", или коммуну, в которойего на­зывают "отцом".

3. Лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но сам не обязательно следует им.

4. Группа придерживается катастрофически-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего иму­щества, меняют место жительства.

5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

6. В новых организациях доминирует коллективный культ, исполь­зуются "техника" психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе.

Исследователи нетрадиционных культов выделяют такие их разно­видности:

1. Неохристианские объединения — Церковь объединения, Дети Бога, Церковь тела Христа и др. Для этих вероисповеданий характер­но стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероу­чения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, "живого Бога", со­общающего людям новое откровение и высшие нравственные пред­писания. 2. Саентологические (от англ. science — наука), или наукообраз­ные, направления. Классический представитель — Церковь саентоло-гии Р. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактов­ку различные неисследованные явления природы и психики человека. 3. Неореалистические культы — Общество Сознания Кришны, Тихоокеанский узел — буддийский центр, Миссия Божественного све­та, Махарай Джи и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с востока: это западные версии индуистских и буддийских учений.

4. Сатанинские группы — церковь Сатаны — провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства.

деление нетрадиционных культов на эти четыре группы условно, так как в содержательной части вероуче­ний и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Нео­христианские вероисповедания заимствуют многие элементы вос­точных учений и культовой практики, при обосновании вероучения ши­роко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском созна­нии, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия. 5. славянское язычество

Нетрадиционные культы формируются как разновидность харизматических культов. Их основные особенности следующие: 1) во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности; 2) лидер создает особую коммуну, общину; 3) лидер устанавливает обяхательные для всех правила, но сам не обязательно следует им; 4) группа придерживается катострофически-аполиптического взгляда на мир. Член часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства; 5) используется определенная техника контроля за обращенными (изоляция от внешнего мира; 6) доминирует коллективный культ, используется техника психологического манипулирования, психотерапия.

Выделяют такие разновидности нетрадиционных религий: 1) неохристианские объединения («Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и пр.) характеризуются стремлением объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразной терминологией и фразеологией, мессианизмом, наделением лидера статусом «посланника Бога» и пр.; 2) саентологические (от science - наука) («Церковь саентологии» Р.л.Хаббарда.) получают мистическую трактовку различных неисследованных явлений природы и психики человека; 3) неореалистические культы («Общество сознания Кришны», «Тихоокеански узел – буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи») – восточные культы, характеризуются агрессивной антиинтеллектуалистической направленностью, способами психофизического воздействия на человека (как правило западные версии индуиствских и буддистских учений; 4) сатанинские группы («церковь Сатаны» провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2732. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия