Студопедия — Музыкальная критика, наука о музыке.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Музыкальная критика, наука о музыке.






В 1-ой половине 19-го века музыкальная жизнь России освещалась преимущественно любителями, «просвещенными дилетантами» (А.Улыбышев, В.Боткин) и людьми энциклопедического склада, как В.Ф.Одоевский, для которого это было только одной из сторон его многогранной литературной деятельности. Во 2-ой половине века музыкальная критика утверждается в России как особая профессия. Каждая крупная газета стремилась иметь постоянного музыкального сотрудника, который бы освещал все заметные события в области музыки. Появляется ряд профессиональных критиков: Г.Ларош, Ц.Кюи, о музыке пишут Н.Римский-Корсаков, А.Бородин, П.Чайковский. Но самыми значительными являются 2 личности: В.В.Стасов и А.Н.Серов. Часто они полемизировали между собой. Однако значение литературной деятельности обоих – огромно.

Владимир Васильевич Стасов - широко образованный человек, почётный член Петербургской Академии наук. Большую часть своей жизни он прослужил в Публичной библиотеке Петербурга. Его статьи (они стали регулярно появляться в русской прессе с 1847 года) посвящены не только музыке, но и живописи, литературе. Уже отмечалось, что В.Стасов оказал большое влияние на формирование эстетических принципов «Могучей кучки», будучи сторонником правдивого и народного искусства. Круг его музыкальных интересов достаточно широк: В.Стасов одним из первых приступил к собиранию и публикации эпистолярного наследия деятелей русской культуры (письма М.Глинки, А.Даргомыжского, М.Мусоргского и др.); занимался собиранием различных документальных материалов и на их основе написал первые монографии о М.Глинке, М.Мусоргском, А.Бородине; предпринял первый опыт сравнения музыки и живописи (статья о Мусоргском и художнике-передвижнике Перове). Именно В.В.Стасовым в 1861 году был предложен широкий план публикации памятников древнерусского певческого искусства. План не был реализован, но сохранилась его содержательная статья «Заметки о демественном и троестрочном пении», главная мысль которой – необходимость работы с первоисточниками, рукописями; только так можно исправить те ошибки и ложные представления, которыми изобилуют работы о древнерусской музыке.

Александр Николаевич Серов - крупный оперный композитор. Поэтому и в своих статьях (выступает с ними с 1851 года) главное внимание уделяет этому жанру. Это работы о зарубежных оперных композиторах (Глюк, Моцарт, Верди), об оперном творчестве М.Глинки и А.Даргомыжского. После двух заграничных поездок (1858, 1859 годы), во время которых он побывал на представлениях «Тангейзера» и «Лоэнгрина», Серов стал первым пропагандистом вагнеровских идей и опер Вагнера в России (целый ряд статей, написанных в тоне безусловного восторга и преклонения).

Критику А.Н.Серов понимал как всесторонний анализ произведения. Пример тому – его работы о симфонизме Бетховена, о роли одного мотива в опере Глинки «Жизнь за царя». В этих статьях содержится зерно того метода музыкального (интонационного) анализа, которым широко пользуется современное музыковедение. Кстати, именно Серовым введен в русский язык термин «музыкознание» (статья «Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика», которая рассматривалась как подготовка к большому труду, своеобразному «полному музыкальному учебнику», охватывающему весь цикл музыкально-теоретических и исторических дисциплин). Историзм мышления Серова проявился и в интересе его к русской музыке 18-начала 19-го века, в то время или вовсе игнорируемой, или оцениваемой негативно (статьи о доглинкинской опере).

А.Н.Серов противопоставлял себя всем музыкальным группам и кружкам, враждуя и с молодыми «балакиревцами», и с деятелями РМО. Но, несмотря на такую исключительную позицию, он должен быть признан одним из основоположников русской классической музыкальной критики. Его статьи отличают огромная эрудиция, острота мысли, страстный темперамент, часто – блеск и яркость изложения. Именно он способствовал выработке научных основ музыкальной критики и методов художественного анализа.

 

Задание:

1.Н.А.Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни» (стр.23-25, 29-35, 55, 69, 75, 207-210) -. прочесть все указанные страницы и сделать соответствующие выписки (страницы указаны по новому изданию книги).

2.Ответить на вопросы: - Основные творческие группировки 60-х годов

- Концертная жизнь и музыкальное образование в России в середине 19в.

- Музыкальная критика и наука о музыке

3.Сделать самостоятельно конспекты по следующим темам:

- Творческий облик А.Г.Рубинштейна (его вклад в развитие русской музыкальной культуры, исполнительская деятельность, основные жанры творчества и наиболее известные сочинения).

- Творческий облик М.А.Балакирева (его вклад в развитие русской музыкальной культуры, музыкально-общественная деятельность, основные жанры творчества и наиболее известные сочинения).

Для конспектов можно использовать: - учебник (РМЛ вып.2)

- Е.Орлова. Очерки о русских композиторах 19-нач.20-го века.

- Л.Рапацкая. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века».

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия