Сцена как элемент структурной композиции фильма.
Сцена — более крупная и сложная структурная часть фильма: она составляется из кадров. Часто смешивают два понятия: «сцена» и «эпизод». На самом деле это разные вещи: эпизод состоит из ряда сцен. Так, например, в новелле-эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы различаем следующие сцены: 1. Путешествие трех монахов. 2. Пляска скомороха в сарае и приход туда иконописцев. 3. Драка двух мужиков во дворе. 4. Арест скомороха дружинниками. 5. Проход монахов и проезд дружинников мимо озера. Здесь мы насчитали всего пять сцен, но в эпизоде их может быть и значительно больше. Что такое сцена? Главные признаки сцены, отличающие ее от эпизода, это три единства: - единство места, - единство времени, - единство действия. Поэтому: С ц е н а (от греч. skene — временное строение, площадка) — это часть фильма, состоящая из группы кадров и отмеченная единством места, времени и действия.
В подавляющем большинстве (в 95 %) случаев такое определение сцены — правильно: изменилось одно из трех единств — возникла новая сцена. Но бывают исключения. Сцена может состоять, как уже отмечалось, из одного кадра (большая сцена встречи Мишеля и Патриции на Елисейских полях в фильме «На последнем дыхании», например). Больше того, в одном кадре способны уместиться несколько сцен: первый, необыкновенно длинный кадр — дальний план — в картине «Жертвоприношение» А. Тарковского. Исполнитель роли главного героя в фильме — Э. Юзефсен так прокомментировал это обстоятельство: «Длинные планы его (А. Тарковского — Л.Н.) — это рассказ в рассказе». В «Отсчете утопленников» П. Гринуэя мы наблюдаем одновременное развитие сразу двух сцен: а) мать и дочь уговаривают медэксперта Джейка осмотреть утопленного матерью мужа, и одновременно следим за тем, как б) мальчик Смат производит отсчет овец, дабы выяснить, боятся ли они прилива… По ходу сцены место действия может меняться: героиня картины М. Антониони «Затмение» Виттория начинает разговор со своей матерью в здании биржи, продолжает его на улице, заканчивает на рынке. Эта возможность изменения места действия по ходу развития сцены отличает кинематографическую сцену от театральной. Недаром те, кто экранизирует пьесы, в стремлении придать им более кинематографический вид разносят в фильме действие сцен, происходящих в пьесе на одной площадке, по нескольким местам. В трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» первая сцена — стычка сторонников враждующих родов происходит на площади Вероны. В фильме Ф. Дзеффирелли бой разворачивается и в других местах города. Сцена разговора Гамлета с Розенкранцем и Гильдестерном разнесена режиссером Г. Козинцевым в его картине на четыре места действия: галерея замка, гобеленный зал, покои Гамлета, лестница во дворе замка. Даже знаменитый монолог «Быть или не быть» (превращенный в фильме во внутренний монолог) актер Иннокентий Смоктуновский начинает произносить на берегу моря, а заканчивает на каменной лестнице в скалах. В уже упомянутом замысле Андрея Тарковского – фильме-экранизации «Гамлета» режиссер намеревался изменять по ходу развертывания одной и той же сцены не только место, но и время её действия. Он записывал в своем дневнике: ««Гамлет». Король – Юсефсон. Тень Отца – фон Сюдов. Встреча с Тенью: замок имеет разрушенное крыло, от комнаты к комнате всё более и более. Кончается всё совершенно разрушенной залой без потолка, заросшей кустами, где Гамлет и встречает Тень своего отца. Днем. (Хотя проход начался ночью и в темноте). При ярком рассеянном свете, когда различима каждая черточка и морщинка на лице»[48]. Очень редко, но бывает, что меняется и время. Героиня фильма М. Хуциева «Июльский дождь» говорит по телефону: судя по изменениям в одежде девушки, происходит не только смена времени дня, но и времени года; она все говорит без перерыва — это одна сцена! В стремлении быть щепетильными уточним:
С ц е н а — это часть сценария или фильма, отмеченная единством действия.
Действие! С изменением или перерывом в нем начинается новая сцена. Другой принцип деления сценарного текста мы находим в американской системе записи, некоторые особенности которой используют подчас в нашей стране, — каждое изменение места и времени действия, а также места съемки отбито соответствующим заголовком. Например: «Интерьер. Покровский храм. День». И затем: «Интерьер. Покровский храм. Вечер». И еще: «Натура. У Покровского храма. Вечер». Чаще всего подобное разделение текста сценария совпадает с делением, где решающим признаком является смена действий. И тогда перед нами действительно разные сцены. Но порой рабочие обозначения объектов с внутренней структурой сценария не совпадают, и тогда мы под одним и тем же грифом находим несколько разных драматургически разработанных сцен. Видимо, следует различать кинопроизводственное понятие «объект» от чисто сценарного понятия «сцена».
Свойства киносцены. Сцена, в отличие от кадра, — уже не неделимая единица структуры фильма, поэтому мы в ней находим свойства, кадру не всегда присущие. Наиболее явно обнаруживаются свойства кинематографической сцены при ее сопоставлении со сценой театральной. Каковы же свойства киносцены? Это: - многоточечность (термин С.Эйзенштейна): действие сцены, как правило, воспринимается зрителями не с одной, как это происходит в театре, а с разных точек зрения: «от автора», с точки зрения одного персонажа, другого, третьего; спереди, сбоку, сзади, сверху… Так же записывается кинематографическая сцена в сценарии, например: «Сергей стоит у окна. Он видит сверху, как Катя подходит к подъезду, останавливается в нерешительности, потом медленно поворачивается и, словно торопясь куда-то, быстро уходит. Сергей улыбается…» — даже если сцена состоит из одного кадра, то внутри него точка зрения на происходящее в ней может меняться посредством перемещения персонажей и всякого рода движений камеры (уже не раз упомянутая сцена пробега Вероники); - существование внутри сцены своей драматургии — в большей или меньшей степени развернутой; - драматургическая незавершенность: сцена в фильме, коренным образом отличаясь от театральной, часто начинается не с начала и обрывается в любой момент. Этой свойство кинематографических сцен выглядит особенно наглядно в фильмах «На последнем дыхании», «Траффик» и в других, особенно в тех, где остро ощущаются монтажные способы выстраивания драматургии.
Виды сцен. Сцены отличаются друг от друга: а) по уровню разработанности: — развернутая сцена — в сцене между Андреем Рублевым и призраком Феофана Грека в разоренном Успенском соборе мы можем найти все части сюжетной композиции — экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, несколько сюжетных поворотов, финал; в профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает две-три; — фрагментарная сцена — действенная сцена, в которой нет полного набора драматургических компонентов; подобных сцен в фильме, как правило, большинство; именно они чаще всего бывают незавершенными; — проходная сцена — небольшая по объему сцена, в которой чаще всего персонажи перемещаются из одного места действия в другое (последняя сцена в эпизоде «Скоморох»: монахи идут под дождем); сцены эти в сюжетном плане бездейственны, но без определенного их количества в сценарии и фильме обойтись нельзя: они привносят в картину «воздух», снимают с нее возможный налет театральности; — перебивка — сцена, как правило, небольшая (часто один короткий кадр), перебивающая основную сцену, к которой после перебивки, мы обязательно возвращаемся; в «Траффике» полицейские в фургоне подслушивают процитированный выше разговор Хелен и Арни — перебивка, после которой мы вновь обращаемся к сцене, происходящей в квартире Хелен; — параллельные сцены — чаще всего две или несколько равнозначных сцен, развивающихся параллельно, не один раз перебивающих друг друга. Вот пример параллельно развивающихся сцен в «Криминальном чтиве» (после возвращения Винсента Вега и Мии из ресторана): Винсент в туалете уговаривает быть «спокойным» самого себя. Мия в своей комнате танцует. Винсент разговаривает в туалете перед зеркалом со своим отражением. Мия закуривает, находит героин. Винсент продолжает заниматься в туалете самовнушением. Мия принимает сверхдозу героина… После чего Винсент находит ее в обморочном состоянии… И еще один вид сцен: — флэш (от англ. flash — вспышка) — быстрый монтаж коротких кадров; различаются «флэш» в настоящем времени: «Победа!» — слышится крик солдата в «Ивановом детстве», и вслед за этим пятнадцать кадров проносится перед нами за 15 секунд; «фэш-бек» (flashes-back) — быстрый монтаж кадров проишедшего в прошлом — в «Бойцовском клубе» Д.Финчера — представление героя о том, как взорвалась его квартира; «флэш-фьючерс» (flashes-futures) — что произойдет или что могло бы произойти в будущем: многочисленные фантазии героини фильма Тома Тывквера «Беги, Лола, беги!» о встречаемых ею персонажах. Начинающим сценаристам и режиссерам следует помнить, что лучше строить свою вещь из сцен, не в одинаковой степени разработанных. Отличный пример в этом отношении — фильм Ж.Л.Годара «На последнем дыхании». б) сцены различаются и по своим функциям: — экспозиционная сцена — упоминавшаяся уже первая сцена «Жертвоприношения»; — информативная — в такой сцене отсутствует видимое действие, ее функция — информировать зрителя о чем-то уже случившемся; как это происходит в сцене из сценария «Траффика»: «Детский приемник-распределитель, Цинцинати. Кэролин Вэкфильд лежит на нарах в камере. У нее на ногах тюремные тапочки, ее пояс отобран. Кэролин нехорошо, у нее похмелье». Все. — ретроспективная — сцена клятвы на кресте Малого князя в «Андрее Рублеве»; — поворотная — в ней происходит важнейший сюжетный поворот: в разоренном Успенском соборе Андрей Рублев объявляет о своем отказе от иконописания и об уходе в безмолвие; — кульминационная сцена — в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» М.Формана сцена, в которой Мак-Мэрфи не бежит через открытое окно психлечебницы, медлит, а затем бросается на медсестру Рэчет; — финальная сцена — последняя сцена в картине, где ставится точка или многоточие в развитии действия; — существует еще такое понятие, как главная сцена фильма — в ней происходит все решающее событие, слом течения сюжета. В картине Патриса Шеро «Королева Марго» это, конечно же, сцена Варфоломеевской ночи. в) сцены следует различать и по уровню разработанной в них конфликтности: действие в развернутых и фрагментарных сценах рекомендуется чуть ли не в обязательном порядке строить на конфликтной основе (о видах конфликта смотри далее — в соответствующем разделе темы «Сюжет»). г) сцены различаются по характеру места действия и съемки: - павильонные — снятые в декорациях, выстроенных в павильоне; - интерьерные — снятые в существующих помещениях; - натурные — снятые на открытом воздухе (натура может быть декорированной). Здесь мы не имеем дело только с техническим вопросом. Различия эти отражаются и на построении сцен (в частности, натурных), и на их чередовании. «Обычно трудно бывает соединить материал, снятый на натуре и в павильоне, если он идет большими кусками, блоками, — говорил Андрей Тарковский. — Гораздо лучше чередовать павильон и натуру, тогда различия их не так заметны»[49]. Профессиональный сценарист после написанной им сцены, происходящей в помещении, особенно если эта сцена развернутая, не задумываясь, переходит на сцену натурную, пусть даже очень короткую.
Способы сопоставления сцен. а) по контрасту: — сцены крестин младенца в фильме «Крестный отец» и — убийство врагов Майкла Карлеоне; б ) по соответствию: — одна за другой идущие жестокие сцены набега ордынцев на Владимир в «Андрее Рублеве»; в) по развитию: — в картине «Пианино»: - муж Ады узнает о ее любовном послании Бейнсу, бежит домой; - схватив топор, он рушит в доме мебель и пианино; - хватает во дворе вырывающуюся из его рук жену и отсекает ей палец.
Способы соединения сцен. Те же два главных способа, что и при монтаже кадров: — столкновение — в вышеприведенном примере из «Крестного отца»; — сцепление — из корчмы в эпизоде «Скоморох» (фильм «Андрей Рублев») мы через речевой захлест переносимся в сцену пьяной драки во дворе корчмы.
Технические способы отделения и соединения сцен и эпизодов. — из затемнения (или «забеления») в затемнение (или «забеление») — из черноты (или белизны) экрана постепенно возникает очертание изображения; или, наоборот, кадр затемняется (высветляется), уходя в черноту (белизну); — наплыв — двойная экспозиция: на продолжающееся изображение последнего кадра сцены накладывается начало следующей сцены; — шторка и вытеснение — обозначенный линией (или без нее) первый кадр новой сцены сдвигает изображение последнего кадра сцены предыдущей; — фигурное затемнение ( ранее называемое «диафрагмой») — медленно суживающееся к центру (или расширяющееся от центра) экрана затемнение; подобные фигурные «ЗТМ» мы можем найти не только в немых фильмах, но, например, у Ж.-Л.Годара в его фильме «На последнем дыхании»; — в нефокусность - из нефокусности — таким способом в фильме Билли Уайлдера «Бульвар «Сансет» отделен пролог от основной части картины; — использование компьютерной графики — в «Дракуле» Ф.Копполы яркое пятно в павлиньем хвосте раскручивается в железнодорожный тоннель, по которому мчится поезд; в некоторых сценах «Интимного дневника» П.Гринуэйя внутри кадра появляется «окошечко», в котором зритель видит начало следующей сцены. Обозначения технических способов отделения и соединения сцен мы находим и в сценариях. Американские сценарии, как правило, начинаются и заканчиваются надписью: «ЗТМ». В сценарии «Ночи Кабирии», написанном Ф.Феллини с соавторами, все эпизоды отделены надписями «ЗТМ», а большинство сцен разъединены–соединены надписями «НПЛ» (наплыв).
|