Студопедия — Www.rosstour.ru, телефон: 8-800-100-99-30, e-mail: bron2@rosstour.ru — Килина Марина 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Www.rosstour.ru, телефон: 8-800-100-99-30, e-mail: [email protected] — Килина Марина 5 страница






 

[540]53 Соколова В. К., Весенне‑летние календарные обряды…, с. 143 – 144.

 

[541]54 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу…, с. 64.

 

[542]55 Рыбаков В. А. Календарь IV в. …, с. 82.

 

[543]56 Календарные обычаи и обряды… Весенние праздники, с. 100.

 

[544]57 Ковпаненко Г.Т. Племена скiфського часу…, с. 65; Ляпушкин И. И. Поселение скифского времени…, с. 128.

 

«Обращает на себя внимание наличие среди костных остатков костей человека.

Последние совершенно целые, чем резко отличаются от костей животных (кухонных отбросов. – Б. Р.). Кости человека найдены во всех трёх участках раскопа, причем в самых различных местах. Кроме того, в южном раскопе на глубине около 0,6 м в зольных отложениях обнаружен целый скелет человека».

 

 

[545]58 Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 210.

 

[546]59 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 238 – 239.

 

[547]60 Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 10, 72, 125, 144, 165, 175, 185, 210.

 

[548]61 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 231 – 232.

 

[549]62 Повесть временных лет. М.; Л., 1950, с. 198, 1114 г.

 

[550]63 Чмыхов Н. А. К семантике орнаментальных схем катакомбной керамики. – В кн.: Некоторые вопросы археологии Украины. Киев, 1977, с. 14 – 31.

 

[551]64 Чмыхов Н. А. К семантике…, рис. 2; 6, а.

 

[552]65 Чмыхов М. О. Зодiакальний принцип датування в археологiї. – В кн.: Biсник Київського унiверситету. Iсторичнi науки. Kиїв, 1978, 20, с. 98 – 109.

 

[553]66 Чмыхов М. О. Зодiакальний принцип…, рис. 2 на с. 100.

 

[554]67 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …; Rybakov Boris. Calandrier agraire et magique des anciens Polianes. – In: Atti del VI Congresso Internazionale delle Scienze Preistoriche. Roma, 1966.

 

[555]68 За указание венгерской публикации приношу благодарность А.К. Амброзу.

 

[556]69 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 72, рис. 5.

 

[557]70 Славянский календарь IV в. н. э. сочетал в себе солнечные фазы и хозяйственные приметы. На нем апрель, месяц пахоты, обозначен изображением рала; август – колосьев, сентябрь и декабрь – охотничьих тенет; октябрь – пасм льна. В скотоводческом календаре энеолита многие месяцы помечены безразличным зигзагом и только в одном случае применена вертикальная штриховка – «частокол». Это – месяц октябрь, который в условиях Венгрии является месяцем окончания пастьбы скота и перехода на стойловое содержание. Праздник пастухов происходил 20 или 26 октября (Календарные обычаи и обряды… Летне‑осенние праздники, с. 170). Быть может, «частокол» на календаре, приходящийся на октябрь, отразил эту перемену в годичном хозяйственном цикле?

 

[558]71 Мартиросян А. А. Лунно‑солнечный календарь первобытной Армении. – Вестник общественных наук Армянской ССР, 1973, № 70, с. 42. На армянск. яз. Русское резюме.

 

[559]72 Рыбаков Б. А. Календарный фриз северокавказского сосуда VIII – VII вв. до н. э. – В кн.: Кавказ и Восточная Европа в древности. М., 1974, с. 158 – 162.

 

[560]73 Hensel W. Polska Starozytna, s. 346, kart., fig. 308.

 

[561]74 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Раздел «Сколоты‑праславяне».

 

[562]75 Геродот. История. Л., 1972, IV – 6. Совершенно особый интерес представляет сохранившееся в русском былинном эпосе ироническое прозвище «Сколотник», данное степняками сыну русского богатыря Ильи Муромца. Подробнее см. ниже, главу 10.

 

[563]76 Hensel W. Polska Starozytna (карта скифских вещей в Польше, с. 267, рис. 237).

 

[564]77 Геродот. История, IV – 62.

 

[565]78 Геродот. История, IV – 5, 7.

 

[566]79 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 106 – 107.

 

[567]80 Археологiя Української РСР. Kиїв, 1971, т. II, с. 157; Яковенко Э. В. Нове про разкопки В. В. Хвойки бiля с. Пастирського. – Археологiя, 1966, XX.

 

[568]81 Покровская Е. Ф. Жертвенник раннескифского времени у с. Жаботина. – КСИА. Киев, 1962, № 12.

 

[569]82 Шрамко Б. А. Новые находки на Бельском городище и некоторые вопросы формирования семантики образов звериного стиля. – В кн.: Скифо‑сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976, с. 202 и 204 – 207.

 

[570]83 Шрамко Б. А. Новые находки…, с. 206.

 

[571]84 Шрамко Б. А. Новые находки…, с. 207.

 

[572]85 Шрамко Б. А. Новые находки…, с. 204 – 205.

 

[573]86 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 94 – 97, 147.

 

[574]87 Ильинская В. А. Раннескифские курганы бассейна Тясмина. Киев, 1975, с. 139, рис. 19.

 

[575]88 Галанина Л. К. Скифские древности Поднепровья. – САИ‑Д1‑33. М., 1977, табл. 8, рис. 3; Ильинская В. А. Раннескифские курганы…, табл. XXX, рис. 7.

 

[576]89 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу…, с. 68, рис. 31, 5.

 

[577]90 Рыбаков В. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. – Сборник трудов Науч.‑исслед. ин‑та художественной промышленности. М., 1972, вып. 5.

 

[578]91 Ильинская В. А. Раннескифские курганы.., табл. 6, рис. 5 и 6.

 

[579]92 Тереножкин А. И. Киммерийцы. Киев, 1976, рис. 96, 11 и 97, 83.

 

[580]98 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 74, рис. 41, 2.

 

[581]94 Шкурко А. И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии. – В кн.: Скифо‑сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, с. 90 – 105.

 

[582]95 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 39 – 43, карта на с. 117.

 

[583]96 Кухаренко Ю. В. Археология Польши. М., 1969, табл. XX, XXXVII, XL.

 

[584]97 Миниатюрные рудименты двух грудей в виде небольших пуговок мы знаем и на керамических чашах «скифов»‑пахарей, по всей вероятности, ритуального назначения. См.: Галанина Л. К. Скифские древности Поднепровья. М., 1976, табл. 4, рис. 5.

 

[585]98 Hensel W. Polska Starozytna, s. 238, fig. 209.

 

[586]99 Szafranski Wt. Skarby brazowe z epoki wspolnoty pierwotnej w Wielkopolsce. Warszawa; Wroclaw. 1955.

 

[587]100 Кухаренко Ю. В. Археология Польши, табл. XXII и XXXIX, 3.

 

[588]101 Hensel W. Polska Starozytna, s. 240, fig. 213.

 

[589]102 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X – XIII вв. М., 1970, с. 83, рис. 120‑123.

 

[590]103 Hahne Hans. Das Vorgeschichtliche Europe. Leipzig, 1910, S. 58, tall. 68.

 

[591]104 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 407 – 408; см. также с. 276.

 

[592]105 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 406.

 

[593]106 Hensel W. Polska Starozytna, s. 239, rys. 211; s. 240, rys. 212.

 

[594]107 Boskovic Djurdje. Quelques observations sur le charcultuel de Dupljaja, s. 41 – 45, ill. XXIV.

 

[595]108 Garasanin D. Prilog proucvanju dupljajskih kolica. – Старинар, Београд, 1951, т. II, с. 270.

 

[596]109 Д. Бошкович приводит интересные данные о том, что в окрестностях Дуплян местные краеведы собрали более 200 глиняных колесиков. См.: Boskovic Dfurdje. Quelques observations…, s. 44.

 

[597]110 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 353.

 

[598]111 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 503, 535 – 558.

 

[599]112 Schmid. Der Kultwagen von Strettweg. Leipzig, 1934. Наилучшую фотографию см.: Piggott Stuart. Ancient Europe. Восторженное, но слишком краткое описание см. на с. 181.

 

[600]113 Hensel W. Polska Starozytna. s. 240.

 

[601]114 Piggott S. Ancient Europe, p. 181.

 

[602]115 Hensel W. Polska Starozytna, s. 240.

 

[603]116 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …

 

[604]117 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.

 

[605]118 Лосев А. Ф. Античная мифология, …, с. 425.

 

[606]119 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 430.

 

[607]1 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913, т. II, с. 82. «Слово о твари». Основа его возникла в XI в., но переписывалось оно и в XIV в., не утратив, очевидно, своей актуальности.

 

[608]2 Наиболее полный обзор см. в фундаментальной работе: Niederle L. Slovanske Starоzitnosti. Vira a nabozenstvi. Praha, 1924, t. II, 1, s. 87 – 181.

 

[609]3 Цит. по кн.: Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 100.

 

[610]4 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. М., 1913.

 

[611]5 Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в её социально‑историческом развитии. Учен. зап. МГПИ им. Ленина, 1953; Он же. Античная мифология…

 

[612]6 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 153.

 

[613]7 Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М.; Л., 1957, с. 285 – 3:14.

 

[614]8 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 290‑295.

 

[615]9 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 298.

 

[616]10 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 287.

 

[617]11 Огонь Гестии («puro Etimajo»), очевидно, не обычный огонь любого домашнего очага, а какой‑то общественный, может быть, негасимый священный огонь города.

 

[618]12 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 248. В указываемой автором надписи с неясным содержанием приводятся небольшие количества оленей: один, два или три. Возможно, что здесь определялись жертвенные олени для празднеств.

 

[619]13 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 290.

 

[620]14 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 356, 510.

 

[621]15 «То, что Аполлон отсутствует в микенских надписях, возможно, не случайность… Обращает на себя внимание тот факт, что в списке критских богов, которым приносятся жертвы, упомянут Пайон (одно из дополнительных имен позднейшего Аполлона) как самостоятельное божество». «…Самые крупные персонажи гомеровской религии возникают в результате синкретических процессов» (Лурье С.Я. Язык и культура…, с. 290). Божеству Пайону (Pajavo) приносилась всего‑навсего одна кружка масла (с. 291). «Нельзя утверждать, – продолжает Лурье, – что под Pajavo разумелся Аполлон».

 

[622]16 Геродот. История. Л., 1972, IV‑35, с. 195.

 

[623]17 Бессонов П. Белорусские песни. М., 1871; Тройский И. М. История античной литературы. М., 1946.

 

[624]18 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 307

 

[625]19 Геродот. История, IV‑33‑35. с. 195.

 

[626]20 Лурье С. Я. Язык и культура…, с. 298 – 302.

 

[627]21 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 267‑270. При рассмотрении образа Аполлона я буду опираться на собранный Лосевым обильный материал, но в рассмотрении исторического развития образа в ряде случаев буду отклоняться от выводов этого исследователя.

 

[628]22 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 288.

 

[629]23 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 284.

 

[630]24 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 510.

 

[631]25 Идеогpамма солнца во многих знаковых системах пpедставляла кpyг со вписанным в него кpестом. Кpест этот может быть отpажением связанных с солнцем пpостейших геогpафических кооpдинат: полдень – юг, полночь – севеp, восход – восток, закат – запад. Все вместе они составляли нечто целое, что и до сих поp бытyет в нашей pечи: «все четыpе стоpоны». Аполлонy ставили четыpехyгольные колонны‑обелиски, в чем могла сказаться та же дpевняя идея всех четыpех стоpон. См.: Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 271.

 

[632]26 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 292‑293, 399‑400.

 

[633]27 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.

 

[634]28 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 341. Текст поздний, пpинадлежит Евсевию.

 

[635]29 Авсоний. Цит. по: Лосев А. Ф. Античная мифология…, с.174.

 

[636]30 Макpобий. Цит. по: Лосев А. Ф. Античная мифология …, с.174.

 

[637]31 Афpодита в одних мифах пpедставала как дочь Зевса, а в дpyгих – как дочь Уpана. Эpот оказывался сыном то Уpана, то Кpона, то Аpея, то Геpмеса. Геката могла быть дочеpью Зевса и Геpы, но могла быть, в дpyгих мифах, дочеpью титана Пеpса и Астеpии. Даже Лаэpтид Одиссей иногда оказывался сыном не Лаэpта, а Сизифа. Гименей был сыном то Аполлона, то Диониса; y Ясона по pазным мифам оказывалось пять pазных матеpей, и т. п.

 

[638]32 Пpотивоpечивость литеpатypы о славянском язычестве хоpошо pассмотpена Hидеpле в том отделе его «Стаpожитностей», котоpый посвящен язычествy: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 7 – 259.

 

[639]33 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 34.

 

[640]34 Гельмольд. Славянская хpоника. М.. 1963. с. 129, 186.

 

[641]35 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 165‑177.

 

[642]36 Аничков Е. В. Язычество и дpевняя Рyсь, с. 94.

 

[643]37 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 23.

 

[644]38 Hе очень надежным источником является польская хpоника Пpокоша (XVI в.), сообщающая о бывшем некогда хpаме богини Живы близ Кpакова: «Божествy Живе было yстpоено капище на гоpе, названной по её имени Живец, где в пеpвые дни месяца мая сходился наpод испpашивать от той, котоpyю почитал источником жизни, долговpеменного и благополyчного здоpовья. Особенно же пpиносились ей жеpтвы теми, кто слышал пеpвое пение кyкyшки, пpедвещавшей им столько лет жизни, сколько pаз она пpокyковала. Дyмали, что высший владыка Вселенной, пpевpащаясь в кyкyшкy, сам пpедвещал пpодолжительность жизни» (Афанасьев А. H. Поэтические воззpения славян на пpиpодy. Опыт сpавнительного изyчения славянских пpеданий и веpований в связи с мифическими сказаниями дpyгих pодственных наpодов. М., 1865 – 1869, т. 3, с. 687). Пpимем ото свидетельство pенессансного автоpа за фольклоpнyю запись о совpеменных емy пеpвомайских обpядах. Что касается Живы, то Hидеpле полагает, что Пpокош пpосто pасцветил сведения, почеpпнyтые y Длyгоша. См.: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 154.

 

[645]39 Гильфеpдинг А. Истоpия балтийских славян. СПб., 1874, с.187, пpимеч. 714.

 

[646]40 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 165.

 

[647]41 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 168, 170.

 

[648]42 Помимо общих pабот Афанасьева, Hидеpле и Мошинского, см.: Потебня А. А. О кyпальских огнях и сpодных с ними пpедставлениях. Хаpьков, 1914, 2‑е изд. (написано в 1866 г.); Фаминцын А. С. Богиня весны и смеpти в песнях и обpядах славян. – Вестник Евpопы, 1895, июнь и июль; Балов А. К вопpосy о хаpактеpе и значении дpевних кyпальских обpядов и игpищ. – Живая стаpина, 1896, вып. 1, с. 133 – 142; Токаpев С. А. Религиозные веpования восточнославянских наpодов XIX – начала XX в. М., 1957, с. 91; Пpопп В. Я. Рyсские агpаpные пpаздники. Л., 1963, с. 133; Календаpные обычаи и обpяды в стpанах заpyбежной Евpопы. Весенние пpаздники. М., 1977 (статьи О. А. Ганцкой, H. H. Гpацианской. С. А. Токаpева, М. С. Кошyбы и Т. А. Колевой).

 

[649]43 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1934, cz. II, zesz 1, s. 580.

 

[650]44 Календаpные обычаи и обpяды… Весенние пpаздники, с. 224, 248.

 

[651]45 Впеpвые, ещё до Д. Фpэзеpа, сопоставил славянские обpяды с мифом о Деметpе и Пеpсефоне А. С. Фаминцын в своей pаботе «Богиня весны и смеpти…».

 

[652]46 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 251.

 

[653]47 Потебня А. А. О кyпальских огнях…, с. 160.

 

[654]48 Балов А. К вопpосy о хаpактеpе…, с. 141, 142; Фаминцын А. С. Богиня весны и смеpти…, с. 688 – 695.

 

[655]49 Афанасьев А. H. Поэтические воззpения славян…, с. 725.

 

[656]50 H. М. Гальковский писал, что «чехи почитали Мокошь божеством дождя и сыpости, и к немy пpибегали с молитвами и жеpтвопpиношениями во вpемя большой засyхи» (Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 33). Hо, к сожалению, автоp пpивёл это интеpесное свидетельство без ссылки на его источник. Чех Л. Hидеpле yказал только некотоpые топонимические пpизнаки Макоши в Польше (объясняя их влиянием Рyси) и добавил, что «нигде более она не известна» (Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 122).

 

[657]51 Аничков Е. В. Язычество и дpевняя Рyсь, с. 276.

 

[658]52 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 300.

 

[659]53 Даль В. И. Толковый словаpь живого великоpyсского языка. М., 1955, т. II, с. 291.

 

[660]54 Фаминцын А. С. Богиня весны и смеpти…, с. 36. Автоp даже не включил Макошь в общий пеpечень славянских божеств. См. с. 303 – 304. 55 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 123. 56 Аничков Е.В. Язычество и дpевняя Рyсь, с. 276. 57 Гальковский Н. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 33 – 34.

 

[661]

[662]

[663]

[664]58 Рыбаков В. А. Рyсалии и бог Симаpгл‑Пеpеплyт. – СА, 1967, № 2.

 

[665]59 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 23.

 

[666]60 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 23.

 

[667]61 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 28.

 

[668]62 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 24.

 

[669]63 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 275.

 

[670]64 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства.., т. II, с. 276.

 

[671]65 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 272.

 

[672]66 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 123.

 

[673]67 «Слово об идолах». Софийский список (Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 24).

 

[674]68 Сpезневский И. И. Матеpиалы для словаpя дpевнеpyсского языка. М., 1958, т. II, стлб. 112.

 

[675]69 «Слово Киpилла о злых дyхах» (Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 68 – 69).

 

[676]70 Кyлишиh Ш., Петpовиh П. Ж., Пантелиh H. Сpпска митолошки pечник. Беогpад, 1970, с. 274.

 

[677]71 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 273.

 

[678]72 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. I, стлб. 1306, 1415; т.II, стбл. 1540.

 

[679]73 Пpокопий из Кесаpии. Война с готами. М., 1950, с. 297. Гpеческий текст см.: Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 25.

 

[680]74 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. I, стлб. 1091.

 

[681]75 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. III, стлб. 163.

 

[682]76 Сpезневский И. И. Матеpиалы…, т. I, стлб. 1306 и 1415.

 

[683]77 В своей статье «Святовит‑Род», посвященной Збручскому идолу, я определил лицевую грань и считал, что на ней изображена Макошь или Жива, поставив после каждого имени вопросительные знаки.

 

[684]78 Смирнов С. «Бабы богомерзкие»: Сб. в честь В.О. Ключевского. М., 1909, с. 224.

 

[685]79 Памятники древнерусской церковноучительной литературы. СПб., 1897, вып. III, с. 320.

 

[686]80 Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в. М., 1957, с. 120.

 

[687]81 Максимов С. В. Нечистая, неведомая, крестная сила. СПб., 1903, с. 513 – 414.

 

[688]82 Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967, № 30 – 36.

 

[689]83 Львовский А. Пятница в жизни русского народа. – Живописная Россия, 1902, т. II, с. 198; Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX вв. М., 1957, с. 59; Токарев С. А. Религиозные верования…, с. 119.

 

[690]84 Львовский А. Пятница…, с. 198.

 

[691]85 Чичеров В. И. Зимний период…, с. 57.

 

[692]86 Калинский И. П. Церковно‑народный месяцеслов на Руси. – В кн.: Зап. Русск. географ, о‑ва. СПб., 1877, т. VII, с. 308 – 309.

 

[693]87 Калинский И. П. Церковно‑народный месяцеслов…, с. 309.

 

[694]88 Старшая Эдда / Коммент. М. И. Стеблин‑Каменского.М.; Л., 1969,с. 199; Младшая Эдда. Л., 1970, с. 45, 53, 63.

 

[695]89 Максимов С. В. Нечистая сила…, с. 510.

 

[696]90 Максимов С. В. Нечистая сила…, с. 511‑512.

 

[697]91 Обоснование велесова дня и дня Дажьбога будет дано ниже, при разборе мужских божеств.

 

[698]92 Максимов С. В. Нечистая сила…, с. 512.

 

[699]93 Чичеров В. И. Зимний период…, с. 40.

 

[700]94 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 33.

 

[701]95 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884, с.254‑274. Обзором Фаминцына широко воспользовался Л. Нидерле в своих «Старожитностях» (с. 170 – 176).

 

[702]96 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 266, 274.

 

[703]97 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 304.

 

[704]98 Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти…

 

[705]99 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. От обряда к песне. СПб., 1903, ч. I, с. 119.

 

[706]100 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 111‑112.

 

[707]101 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 40.

 

[708]102 Bruckner A. Mitologia polska. – In: Encyklopedii Polskij. Krakow, 1918, c. 158 – 160.

 

[709]103 Urbanczyk Stanislaw. Religia poganskich slowian. Krakow, 1947, s. 79. Урбанчик целиком повторяет аргументы Брюкнера.

 

[710]104 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 35; т. II, с. 295.

 

[711]105 Звательный падеж есть и в тех примерах, которые приводит Е. В. Аничков, например, на с. 145 и 201 («Весенняя обрядовая песня…»).

 

[712]106 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. I, с. 228.

 

[713]107 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256.

 

[714]108 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 152.

 

[715]109 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 257.

 

[716]110 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 145.

 

[717]111 Афанасьев А. И. Поэтические воззрения славян… т. I, с. 227 – 229; Фаминцын А. С. Божества древних славян; Потебня А. А. Объяснения малорусских песен и сродных народных. Варшава, 1883, т.I, с. 23; Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 172 – 173; Bruckner A. Litwa, s. HI; По свидетельству Стрыйковского (XVI в.), литовцы приносили Ладе в жертву белого петуха и пели:

 

Lado, Lado, Lado, Ладо, Ладо, Ладо,

Didis musu Dewie. Великое наше божество.

 

Пелись такие песни с 25 мая по 25 июня. См.: Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256.

 

[718]112 Urbanczyk S. Religia…, s. 8.

 

[719]113 Urbanczyk S. Religia…, s. 8.

 

[720]114 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 174.

 

[721]115 Potkanski K. Wiadomosci, Dlugosza о polskiej mitologii. – In: Pisma posmiertne. Krakow, 1924, t. II, s. 7 – 9.

 

[722]116 Niederle L. Slovanske, Starozitnosti, s. 171.

 

[723]117 Gassowski lerzy. Osrodek kultu poganskiego na Lysey Gorze. – In: Religia poganskich slowian. Kielce, 1968, s. 47.

 

[724]118 Gassowski I. Osrodek Kultu…, s. 58‑59.

 

[725]119 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 296 – 297.

 

[726]120 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 255 – 258; Календарные обычаи и обряды… Зимние праздники, с. 275 – 287.

 

[727]121 Календарные обычаи и обряды… Зимние праздники, с. 275‑276.

 

[728]122 Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж.. Пантелиh Н. Српски митолошки речник, с. 173 – 191.

 

[729]123 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256. 257.

 

[730]124 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 89; Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти…, с. 150.

 

[731]125 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра «Просо сеяли». – СЭ, 1938, № 1, с. 145.

 

[732]126 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра… с. 161.

 

[733]127 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра…, с. 152.

 

[734]128 Zelenin Б. Russische (ostslawische) Volkskunde. Leipzig, 1927, S. 48.

 

[735]129 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра…, с. 154.

 

[736]130 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра…, с. 165.

 

[737]131 Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти…, с. 153.

 

[738]132 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, s. 585.

 

[739]133 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256. (Со ссылкой на Стрыйковского.)

 

[740]134 Если бы было надежное чтение «Баба», то можно было бы сближать с греческим Baupico – богиня борозды, близкая к Деметре.

 

[741]135 Древлянский. Белорусские народные предания, с. 105. Цитирую по А. С. Фаминцыну («Божества древних славян», с. 295).

 

[742]136 Во время раскопок в с. Гочеве Курской обл. в 1939 г. мне и другим участникам экспедиции довелось видеть, как «играли Лелю».

 

[743]137 Календарные обычаи и обряды… Весенние праздники, с. 252 – 262.

 

[744]138 Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж., Пантелиh Н. Српски митолошки речник, С. 194.

 

[745]139 Близ области, где был найден Збручский идол, на Буге и в Межибожье, сохранились интересные этнографические данные о почитании «Великой Лады». Её чествовали в песнях целый месяц – от 25 мая до 25 июня. См.: Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 257.

 

[746]140 Раз речь зашла о композиции в целом, то, опережая доказательства (которые будут даны ниже), хочу высказать предположение, что подземный бог, несущий на своих руках землю, очевидно, Белее, связанный и с плодоносностью земли, и с миром умерших предков.

 

[747]141 Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М., 1961, с. 37 («мифические народы гиперборейско‑амазонского толка…»; см. также с. 38, 54, 60, 152).

 

[748]142 Хенниг Р. Неведомые земли. М., 1961, т. I, с. 178.

 

[749]143 Античная география. М., 1953, с. 225 – 226.

 

[750]144 Античная география, с. 8. Карта; Ельницкий Л. А. Знания древних…, карта на с. 66. Этот автор без всяких оснований сближает Рипейские горы с Кавказом (с. 60, 61), хотя это резко противоречит приводимым им самим же материалам.

 

[751]145 Ельницкий Л. А. Знания древних…, с. 56.

 

[752]146 Hensel W. Polska Starozytna…, 1973, s. 171, fig. 138.

 

[753]147 См. статью С. Ясноша: «Bursztyn». – In: Slownik Starozytnosci Slowianskich, 1961, t. 1, cz. 1, s. 206, fig. 94, kart.

 

[754]148 Хенниг Р. Неведомые земли, с. 366.

 

[755]149 Возможно, что отголоском соперничества северной (Лато‑Артемида) и южной (Деметра‑Персефона) пар богинь‑рожаниц является миф о Триптолеме, научившем скифов земледелию. Скифский царь Линх хотел присвоить себе славу изобретателя земледелия, но Деметра наказала скифа, обратив его в рысь. См.: Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1954, с. 66.

 

[756]150 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 93, 97.

 

[757]151 Иванов Иордан. Культ Перуна у южных славян. СПб., 1904.

 

[758]152 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 98.

 

[759]153 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 101.

 

[760]154 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 101.

 

[761]155 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974 (Глава I. Восточнославянское Перун(ъ) в связи с реконструкцией праславянских, балтийских и общеевропейских текстов о боге грозы, с. 4–30).

 

[762]156 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 319, 327.

 

[763]157 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 158.

 

[764]158 Повесть временных лет. М.; Л., 1950, с. 58‑59.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 283. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия